Трепетник

Трепетник — сочинение гадательной и «отреченной» (запретной) литературы. Впервые упоминание о трепетнике, как об отдельной гадательной книге, встречается в списке книг (индексе) так называемого «молитвенника Киприана» (ум. 1406), сохранённом в церковном Уставе 1608 года (извлечение из него — в индексе митрополита Зосимы, 1490—1494).

Трепетник служил выражением особого вида гадания, основанного на вере в предвещательное свойство некоторых физиологических явлений в теле человека: зуда, чесания отдельных частей человеческого тела, звона в ухе, миганья глаза и тому подобных непроизвольных движений человеческого организма. Подобное суеверие имеет древний и всеобщий характер: оно встречается как на Востоке, так и у классических народов (латинян и греков).

Античность: возникновение

Весьма рано наблюдения-приметы привлекли внимание и подверглись обработке со стороны людей, занимавшихся естественными науками, преимущественно медиков, гадателей-врачей и физиологов античности. Ими были записаны поверия указанного рода, систематизированные по расположению частей человеческого тела, начиная с головы, с учётом различия между правой и левой сторонами. Филолог Михаил Сперанский назвал[1] нескольких лиц, которым приписывали составление трепетника, как отдельного сочинения, или участие в его составлении:

Записи двух последних стали родоначальниками русского трепетника.

Тексты трепетника

Античные

Трепетник Мелампода отличается большей детальностью примет и большей разносторонностью в применении гаданий, чем трепетник Гермеса:

  • Мелампод насчитывает 180 мест человеческого тела, зуд или трепет которых имеет вещее значение, Гермес только 40;
  • Гермес иногда различает гадание для «свободного» и «раба», Мелампод же довольно последовательно при каждом гадании указывает на значение гадания не только для «раба», но и для «девушки» и «вдовы», часто приводит гадания также для «богатого» и «бедного», «воина» и «моряка».

Арабский

В арабской литературе трепетник вошёл как часть (одна из одиннадцати) в обширную книгу по физиогномике: «Seker Nâmeh» Всего примет 123. По составу гадания весьма несложны, хотя деление членов тела весьма дробное; в этом отношении арабский трепетник походит на текст Мелампода.

Славянские

Славянорусский трепетник перешёл к русским из византийской литературы в готовом виде. Первоначально он явился в Болгарии в XIV столетии, в эпоху возрождения богомильства и возникновения ереси Варлаама и Акиндина. С этого же времени идут и славянские тексты памятника. Подробное исследование редакций южнославянского и русского трепетников принадлежит Михаилу Сперанскому[1].

По мнению Сперанского, Трепетник легко укоренился на славяно-русской почве благодаря общности фольклорного мировоззрения народов мира:

как памятник, славянский Трепетник в готовом виде перешёл в нашу письменность, скорее всего, из греко-византийской литературы, которая снабжала нас в эпоху появления Трепетника многими гадательными памятниками… Но перейдя на новую почву, он нашёл в ней готовыми те элементы, которые вызвали его к существованию на родине, — те приметы по трепетанию частей тела, которые … являются общераспространёнными у всех народов: этим обусловилась его новая жизнь, развитие на чужой почве; в этом заключается история славянского Трепетника[1].

Учёные исследования и поиски

Русский учёный мир познакомился с трепетником только в 1861 году, когда А. Н. Пыпиным был издан текст трепетника по новой рукописи — раскольничьего письма — в статье «Для истории ложных книг»[2]; всех гаданий в нём 99. Им же впервые сделано сопоставление этого текста со статьёй индекса 1608 года.

Независимо от А. Н. Пыпина, к тем же результатам в сопоставлении трепетника со статьёй индекса пришёл и Н. С. Тихонравов («Ложные и отреченные книги древней России»), А. Н. Пыпину принадлежит также первая, вполне удачная, попытка разъяснения истории трепетника.

Позже появился в печати ещё текст в соединении с Сонником: в издании Ст. Новаковича по сербской рукописи из Старого Влаха[3] половины XVIII в. (Ст. Новаковић, «Примери књижевности»; примет, составляющих Т., здесь тридцать).

М. Сперанский нашёл один текст между рукописями Румянцевского музея в коллекции В. М. Ундольского: сборник XVIII века, 1067, где на л. 51 об. помещена статья: «О содрогании», состоящая всего из 10 гаданий, расположенных в произвольном порядке.

Примечания

  1. «Из истории отреченной литературы. II. Трепетники», 1899
  2. «Архив исторических и практических сведений, относящихся до России», изд. Н. Калачевым, кн. 2, СПб., 1861
  3. серб. Стари Влах

Издания

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.