Бауэр, Евгений Францевич

Евге́ний Фра́нцевич Ба́уэр (22 января 1865 — 22 июня 1917) — русский режиссёр немого кино, театральный художник и сценарист. Его режиссёрские работы оказали большое влияние на эстетику российского кинематографа начала XX века[1][2][3][4].

Евгений Бауэр

Евгений Бауэр, 1910-е годы
Имя при рождении Евгений Францевич Бауэр
Дата рождения 22 января 1865(1865-01-22)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 22 июня 1917(1917-06-22) (52 года)
Место смерти Ялта, Таврическая губерния, Российская империя
Гражданство
Профессия
Карьера 19131917
IMDb ID 0061955
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Евгений Бауэр родился в 1865 году в Москве в семье обрусевшего чеха музыканта Франца Бауэра и оперной певицы. Автор книги «Операторы и режиссёры русского игрового кино» и исследователь биографии Бауэра В. М. Короткий приводит иную дату и место рождения — 7 января 1867 года в Петербурге[5]. С детства проявлял артистизм, участвовал в любительских постановках (его сёстры были профессиональными актрисами).

В 1887 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества[5]. Сменил много профессий — работал художником-карикатуристом, сочинял сатирические заметки для прессы. В дальнейшем проявил себя как мастер художественной фотографии, а перейдя работать в театр — как постановщик, импресарио и, в первую очередь, профессионал в области сценографии. В 1890-х годах он женится на актрисе и танцовщице Лине Анчаровой (в годы Первой мировой войны он использовал её фамилию для своего псевдонима «Евгений Анчаров», так как его собственная фамилия звучала слишком «по-немецки»).

В 1903 году Бауэр неуспешно пытается стать антрепренёром: «Новый Театр-буффо и сад Бауэра» был открыт на месте сада «Эрмитаж» на Божедомке в мае и прогорел к августу[6].

Работает декоратором в театре «Эрмитаж» Я. В. Щукина. Весной 1910 года Бауэр, будучи увлечён модой того времени — аэропланами, собирается стать пилотом и даже приобретает с этой целью самолёт Фарман-IV[7].

Уже в зрелые годы обращается к кинематографу и начинает работать как художник-постановщик и режиссёр. Первая работа в кино — заказ на создание декораций для фильма «Трёхсотлетие дома Романовых» (1913, Торговый дом Дранкова). В качестве постановщика Бауэр создаёт для компании Дранкова четыре фильма. Московское отделение французской компании «Братья Патэ» замечает и переманивает к себе перспективного постановщика. Бауэр ставит для компании «Патэ» четыре фильма. Затем он окончательно переходит на работу в Торговый дом Ханжонкова — в то время уже безусловного лидера русской кинопромышленности.

С конца 1913 до начала 1917 года Бауэр ставит более 80 фильмов, из которых на сегодняшний день сохранилось менее половины. Работает в основном в жанрах социальной и психологической драмы (хотя среди его фильмов были и комедии), достигая постановочных вершин в фильмах «Грёзы», «После смерти» (оба — 1915), «Жизнь за жизнь» (1916), «Революционер» (1917). Он работал с ведущими актёрами российского немого кино, в том числе с Иваном Мозжухиным, Верой Холодной, Витольдом Полонским, Иваном Перестиани, Верой Каралли и другими.

В 1917 году вместе с основным штатом ателье Ханжонкова перебрался на новую студийную базу в Ялте, где поставил киноленту «За счастьем» с молодым актёром Львом Кулешовым (впоследствии известным режиссёром и теоретиком кино). На съёмках Бауэр сломал ногу и был вынужден работать над своим следующим фильмом «Король Парижа», сидя в кресле-каталке. Однако закончить эту картину Евгений Бауэр не смог из-за осложнений, вызванных пневмонией: 22 июня (9 июня по старому стилю) 1917 года он скоропостижно скончался в ялтинской больнице. Его последний фильм был закончен актрисой Ольгой Рахмановой.

Значение и влияние

Cчитается выдающимся стилистом российского немого кино, уделявшим основное внимание изобразительной стороне фильма, мастером психологической драмы, одним из первых русских режиссёров, разработавших художественные средства игрового кино: монтаж, мизансцены и композицию кадра[2][3]. В работе над своими фильмами Бауэр широко использовал свой театральный опыт, временами достигая результатов, которые предвосхищали многие будущие достижения кино. Стал первым продумывать установку света на съёмочной площадке и изменение освещения во время съёмки, необычные ракурсы, широко применял крупные планы, использовал съёмку сквозь «газовую» материю для создания «туманного» изображения. Он придавал огромное значение композиции кадра, выстраивая декорации и натурные съёмки с художественной выразительностью классических живописных полотен, использовал движение камеры для расширения пространства кадра и достижения драматического эффекта. Художественные находки и выдающаяся работоспособность Бауэра создали ему репутацию ведущего режиссёра российского кинематографа[1][8][9][10][11].

Жорж Садуль назвал его «первым настоящим кинематографическим художником не только в России, но, пожалуй, во всём мире», а его фильмы — «живописью в движении»[1]. Нея Зоркая считала, что его имя по праву должно стоять рядом с именами Дэвида Уорка Гриффита, Луи Фейада, Виктора Шестрома, Мориса Штиллера и других творцов из первой десятки «Великого немого»[9].

Избранная фильмография

Примечания

  1. Жорж Садуль. Всеобщая история кино. — Москва: Искусство, 1958. — Т. 3. — С. 178.
  2. Соболев, 1961, с. 96—111.
  3. Зоркая, 2005, с. 58—68.
  4. Гращенкова, 2005, с. 248—255.
  5. Короткий, 2009, с. 34.
  6. Евгений Францевич Бауэр // Театр и сад «Эрмитаж» Якова Щукина в лицах и исторических фактах.
  7. «Утро России», 28 апреля 1910, — «Декоратор-авиатор».
  8. Соболев, 1961, с. 97.
  9. Зоркая, 2005, с. 58.
  10. Гращенкова, 2005, с. 249.
  11. Великий Кинемо, 2002, с. 498.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.