Шистосомоз

Шистосомоз (шистосоматоз, бильгарциоз) — тропическое паразитарное заболевание, вызываемое кровяными сосальщиками (трематодами) из рода Schistosoma. Характеризуется дерматитом в период внедрения паразитов в кожу с последующим развитием лихорадки, интоксикации, уртикарной сыпи, спленомегалии, эозинофилии, поражения кишечника или мочеполовых органов. Клиническая картина при шистосомозе обусловлена главным образом развитием иммунноаллергической реакции на яйца паразитов.

Шистосомоз
МКБ-11 1F86
МКБ-10 B65
МКБ-9 120
МКБ-9-КМ 120.8[1]
DiseasesDB 11875
MedlinePlus 001321
MeSH D012552
 Медиафайлы на Викискладе

Этиология и эпидемиология

Возбудителями болезни являются трематоды семейства Schistosomatidae.

ВидыГеографическое распространение
Кишечный шистосомозSchistosoma mansoniАфрика, Ближний Восток, страны Карибского бассейна, Бразилия, Венесуэла, Суринам
Schistosoma japonicumИндонезия, Китай, Филиппины
Schistosoma mekongiНекоторые районы Камбоджи и Лаосской Народно-Демократической Республики
Schistosoma intercalatum и связанная с ним S. guineansisВлажные лесные районы Центральной Африки
Мочеполовой шистосомозSchistosoma haematobiumАфрика, Ближний Восток

Промежуточные хозяева этих трематод — пресноводные брюхоногие моллюски, окончательный хозяин — человек, млекопитающие и птицы. S. mansoni проходит личиночную стадию в улитках из рода Biomphalaria, обитающих в Африке, на Аравийском полуострове и в Южной Америке. S. haematobium в качестве промежуточного хозяина использует улиток рода Bulinus, распространённых в пресных водоёмах Африки и Аравийского полуострова. Личинки S. japonicum паразитируют в улитках рода Oncomelania в Китае, на Филиппинах и в Индонезии. При попадании яиц шистосоматид в воду из них выходят мирацидии, которые проникают в ткани моллюска, где происходит их дальнейшее развитие. Из моллюсков выходят свободноживущие церкарии, внедряющиеся в кожу человека, млекопитающих или птиц. Шистосоматиды, для которых окончательными хозяевами являются млекопитающие или птицы, в коже человека гибнут, вызывая наряду с первичным дерматитом системное поражение организма (церкариоз). Шистосоматиды рода Schistosoma, паразитирующие в людях, в результате активного движения и лизиса тканей проникают в сосудистое русло и мигрируют в венозные сплетения ЖКТ или мочевого пузыря, где самки начинают откладывать яйца.

Во всем мире инфицировано более 207 миллионов человек, а риску инфицирования в 74 эндемичных странах подвергается, по оценкам ВОЗ, 700 миллионов человек, имеющих контакт с заражённой паразитами водой во время сельскохозяйственной деятельности, домашней работы или купания. По оценке ВОЗ к 2000 году от шистосомоза ежегодно умирало до 200 тысяч человек, и с тех пор смертность значительно снизилась в результате многочисленных крупномасштабных кампаний по профилактической химиотерапии[2].

Большинство заболевающих проживает в бедных районах развивающихся стран при отсутствии доступа к безопасной питьевой воде и надлежащей санитарии. Шистосомоз поражает в основном людей, занимающихся сельским хозяйством и рыболовством. Женщины, использующие в домашней работе заражённую паразитами воду, например для стирки белья, также подвергаются риску. Особо уязвимы перед инфекцией дети из-за их привычек, связанных с гигиеной и играми. Во многих районах инфицирована значительная часть детей школьного возраста.

На северо-востоке Бразилии и в Африке передвижения беженцев и миграция населения в городские районы способствуют проникновению болезни в новые районы. Рост численности населения и, соответственно, потребностей в энергии и воде часто приводит к таким схемам развития и изменениям в окружающей среде, которые также способствуют передаче инфекции.

По мере развития экотуризма и поездок в «неизбитые места» всё большее число туристов заражается шистосомозом, иногда в форме тяжёлой острой инфекции и с развитием необычных симптомов, включая паралич.

Патогенез

В основе патогенеза шистосомоза лежат токсико-аллергические реакции, обусловленные секретами желёз при внедрении паразитов и продуктами жизнедеятельности и распада гельминтов. В эпидермисе вокруг мест внедрения церкариев развиваются отеки с лизисом клеток эпидермиса. По ходу миграции личинок в коже возникают инфильтраты из лейкоцитов и лимфоцитов.

Является наиболее частой причиной развития пресинусоидальной портальной гипертензии. Личинки паразита попадают в венулы воротной системы печени и закупоривают их. В результате снижается общая площадь просвета венул портальной системы и развивается пресинусоидальная ПГ. При этом давление в центральных венах печёночных долек остается нормальным[3].

Клиника

Через 10-15 минут в месте внедрения в кожу церкариев возникает интенсивный зуд, иногда крапивница, а в течение суток появляется транзиторная пятнистая сыпь. При повторном заражении на коже в первые сутки развивается пятнисто-паппулезная сыпь с сильным зудом, сохраняющимся до 5 дней.

Через 1-2 месяца после заражения шистосомами развивается острый шистосомоз или лихорадка Катаямы. Болезнь характеризуется внезапным началом, лихорадкой в течение 2 недель и более, сухим кашлем, появлением уртикарной сыпи, гепатомегалией, спленомегалией, лейкоцитозом, эозинофилией, ускорением СОЭ.[4]

Кишечный шистосомоз может вызывать боли в области живота, диарею и появление крови в стуле.[5] В запущенных случаях наблюдается гепатомегалия (увеличение печени), что часто связано с накоплением жидкости в брюшной полости и гипертензией абдоминальных кровяных сосудов. В таких случаях может также наблюдаться увеличение селезёнки.

Классическим признаком мочеполового шистосомоза является гематурия (наличие крови в моче). В запущенных случаях часто развивается фиброз мочевого пузыря и мочеточников и поражаются почки. Возможным осложнением на последних стадиях является рак мочевого пузыря. У женщин мочеполовой шистосомоз может приводить к поражениям гениталий, вагинальному кровотечению, боли во время полового акта и образованию узлов на наружных половых органах.[6] У мужчин мочеполовой шистосомоз может приводить к развитию патологии семенных пузырьков, простаты и других органов.[7] Эта болезнь может иметь и другие длительные необратимые последствия, включая бесплодие.

Шистосомоз оказывает значительное воздействие на экономику и общественное здоровье. У детей шистосомоз может приводить к анемии, остановке в росте и понижению способности к обучению, несмотря на то что, как правило, при правильном лечения проявления болезни обратимы.

Хронический шистосомоз может сказываться на работоспособности[8], а в некоторых случаях приводить к смерти.[9]

Диагностика

Паразитоз диагностируется путём микроскопии яиц червей в образцах кала или мочи.

Для диагностирования мочеполового шистосомоза стандартной является методика фильтрации с использованием нейлоновых, бумажных или поликарбонатных фильтров. Дети с S. haematobium почти всегда имеют кровь в моче, видимую в микроскоп. Её можно обнаружить с помощью полосок с химическими реактивами. Для выявления сообществ, подвергающихся высокому риску инфицирования, и, таким образом, определения приоритетных районов для принятия мер можно также проводить опрос детей на предмет наличия крови в их моче.

Для выявления яиц кишечного шистосомоза в образцах фекалий можно применять методику с использованием окрашенного метиленовой синью целлофана, пропитанного глицерином, или предметных стёкол.

Дополнительно используются методы непрямой иммунофлуоресценции с антигенами шистосом. Однако эти методики не позволяют отличить активный паразитоз от перенесённого заболевания, а также выявлена их перекрестная чувствительность с другими паразитозами.[10]

Профилактика и лечение

Профилактика шистосомоза и борьба против него основаны на профилактическом лечении, борьбе с брюхоногими моллюсками, улучшении санитарии и санитарном просвещении. В эндемичных зонах тропических стран следует ограничивать купание в естественных водоёмах, так как заражение может произойти даже при хождении босыми ногами в воде. Стратегия ВОЗ по борьбе против шистосомоза направлена на уменьшение заболеваемости с помощью периодического, целенаправленного лечения празиквантелом. Такое лечение подразумевает регулярное лечение всех людей из групп риска. Антимонила натрия тартат и Диэтилкарбамазин(дитразина цитрат) — вводят внутривенно, при менингоэнцефалитных, кожных внутрисосудистых и внутривенозных формах Празиквантел — противопаразитарный препарат, эффективный для лечения всех форм шистосомоза. Это безопасное и недорогое лекарственное средство, рекомендуемое ВОЗ.[11] Препарат назначается однократно в дозе 30 мг на 1 кг веса пациента. Побочные эффекты редки и полностью проходят после лечения[12]. Препарат можно использовать детям и беременным женщинам[13]. При возникновении тяжелой иммунно-аллергической реакции на яйца паразитов (лихорадка Катаямы) применяют кортикостероиды[14]. В отношении S. mansoni эффективен и препарат оксамнихин. Эффект сравним с празиквантелом, однако чаще отмечаются побочные реакции[15].

Редко прибегают к оперативному лечению — при осложнениях (стенозах мочеточника).

Прогноз благоприятный при своевременной специфической терапии.

См. также

Примечания

  1. база данных Disease ontology (англ.) — 2016.
  2. Шистосомоз. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (17 апреля 2019). Дата обращения: 6 ноября 2019.
  3. Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. Внутренние болезни. Печень, желчевыводящие пути, поджелудочная железа.. — Москва: "МЕДпресс-информ", 2013. — С. 57. — 631 с.
  4. Lambertucci JR. Acute schistosomiasis: clinical, diagnostic and therapeutic features. Rev Inst Med Trop Sao Paulo 1993; 35: 399—404.
  5. Rocha MO, Pedroso ER, Lambertucci JR, et al. Gastro-intestinal manifestations of the initial phase of schistosomiasis mansoni. Ann Trop Med Parasitol 1995; 89: 271—278.
  6. Poggensee G, Feldmeier H. Female genital schistosomiasis: fact and hypotheses. Acta Trop 2001; 79: 193—210.
  7. Feldmeier H, Leutscher P, Poggensee G, Harms G. Male genital schistosomiasis and haemospermia. Trop Med Int Health 1999; 4: 791—793.
  8. King CH, Dickman K, Tisch DJ. Regauging the cost of chronic helminthic infection: meta-analysis of disability-related outcomes in endemic schistosomiasis. Lancet 2005; 365: 1561—1569.
  9. Lambertucci RL. Schistosoma mansoni: pathological and clinical aspects. In: Jordan P, Webbe G, Sturrock FS, eds. Human schistosomiasis. Wallingford: CAB International, 1993: 195—235.
  10. Rabello A. Diagnosing schistosomiasis. Mem Inst Oswaldo Cruz 1997; 92: 669—676.
  11. WHO Expert Committee. Prevention and control of schistosomiasis and soil-transmitted helminthiasis. Technical report series. Geneva: World Health Organisation, 2002.
  12. Dayan AD. Albendazole, mebendazole and praziquantel: review of non-clinical toxicity and pharmacokinetics. Acta Trop 2003; 86: 141—159
  13. WHO. Report of the WHO informal consultation on the use of praziquantel during pregnancy/lactation and albendazole/mebendazole in children under 24 months (WHO/CDS/CPE/PVC/2002.4). Geneva: World Health Organization, 2002.
  14. Bottieau E, Clerinx J, De Vega MR, et al. Imported Katayama fever: clinical and biological features at presentation and during treatment. J Infect 2006; 52: 339—345.
  15. Fenwick A, Savioli L, Engels D, Robert BN, Todd MH. Drugs for the control of parasitic diseases: current status and development in schistosomiasis. Trends Parasitol 2003; 19: 509—515.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.