Французская гвардейская конная артиллерия

Французская гвардейская конная артиллерия — полк конной артиллерии Императорской гвардии — подразделение конной артиллерии в составе Старой Гвардии Наполеона. Хотя полк как таковой был создан в апреле 1806 г., его история начинается в мае 1797 г. с формированием Итальянской армии.

Конная артиллерия Императорской гвардии
фр. Artillerie à cheval de la Garde impériale

Картина Детайля «Конная артиллерия Императорской Гвардии». Здесь представлена униформа 1813 г.
Годы существования 15 апреля 1806 — 12 мая 1814, 1815
Страна Французская империя
Подчинение Наполеон I Бонапарт
Входит в Старая гвардия
Тип артиллерия
Часть Полк
Снаряжение Система Грибоваля, система AN-XI
Участие в Наполеоновские войны
Командиры
Известные командиры Догеро (1806-1808)
д'Абовиль (1808-1809)
Дево дё Сэн-Морис (1809-1813)
Гриуа (1813-1814)
Дюшан дё Сансей (1815)
 Медиафайлы на Викискладе

Полк конной артиллерии Императорской гвардии принимал участие во всех кампаниях Наполеона 1806—1815 гг., включая Испанию, Россию и Бельгию.

После Первой Реставрации Бурбонов полк расформирован королевским ордонансом от 12 мая 1814 г. Солдаты были направлены в армейские части конной артиллерии. В период Ста дней Наполеон восстановил полк, который принял участие в кампании в Бельгии, а затем был вновь расформирован 7 ноября 1815 г.

Создание полка

Конный артиллерист Старой Гвардии

История французской гвардейской конной артиллерии начинается 30 мая 1797 г., когда Наполеон Бонапарт, в то время — командующий Итальянской армией, в составе своего эскорта гидов создал подразделение конной артиллерии из 30 человек[1]. Удовлетворённый действиями новой части, демонстрировавшей одновременно огневую мощь и мобильность, Бонапарт удвоил её численность перед отплытием в Египет.

После прихода к власти Бонапарт создаёт гвардию Консулов, в которую вошла в том числе рота конной артиллерии, принявшая затем участие в битвах при Монтебелло и Маренго в 1800 г[1]. 25 августа 1802 г. создаётся эскадрон конной артиллерии Консульской гвардии, куда вошли также и конные артиллеристы из эскорта гидов генерала Мену, вернувшегося из Египта[1].

29 июля 1804 г., после коронации Наполеона как Императора, создаётся Императорская гвардия, включавшая в себя и эскадрон конной артиллерии[2]. Эскадрон принял участие в битве при Аустерлице 2 декабря 1805 г., где поддержал атаку французской гвардейской кавалерии огнём из двух батарей общим числом в 12 орудий.

Императорским декретом от 15 апреля 1806 г. создаётся уже целый полк конной артиллерии Императорской гвардии.

Организация

Гвардейская конная артиллерия выдвигается на позиции

Изначально полк насчитывал 2 эскадрона ветеранов и 1 эскадрон велитов. Каждый эскадрон состоял из 2 рот по 60 канониров в каждой. Таким образом, всего в полку насчитывалось 360 артиллеристов[2]. Позднее численность каждой роты была увеличена до 80 человек, а эскадрон велитов перешёл в состав Молодой гвардии[2].

8 апреля 1813 г. в полку создаётся новый двухротный эскадрон[3]. С этого момента в части имелось 190 орудий, большинство из которых составляли трофейные 6-фунтовые пушки. В 1814 г. в качестве 7-ой роты в полк влилась конная артиллерия Испанской гвардии короля Жозефа Бонапарта, покинувшего Испанию после поражения при Витории[4].

После отречения Наполеона от престола королевским ордонансом от 12 мая 1814 г. гвардейская артиллерия была расформирована, а её личный состав направлен в армейские полки[4].

Во время «Ста дней» Наполеон воссоздал полк конной артиллерии в составе 4 рот. 7 ноября 1815 г., после Второй Реставрации, полк был окончательно расформирован, однако на этот раз большинство его солдат вошло в полк конной артиллерии Королевской гвардии[5].

Депо полка находилось в Венсеннском замке под Парижем[6]. Полк имел личного хирурга в лице господина Террана, ставшего офицером ордена Почётного легиона 9 июля 1809 г[7].

Военные кампании

Наполеон и его гвардейские конные артиллеристы

Пруссия и Польша 1806—1807 гг.

См. подробнее: Война Четвёртой коалиции.

В 1806—1807 гг. конные артиллеристы Императорской гвардии приняли участие в кампаниях в Пруссии и Польше. Во время битвы при Йене они поддерживали атаку корпуса Нея на прусские позиции, а затем сыграли решающую роль в отражении контратаки пруссаков Гогенлоэ[8]. В следующий раз гвардейские артиллеристы проявили себя при Эйлау, находясь под командованием генерала Ларибуазьера. 40 пушек полка конной артиллерии находились в центре французских позиций [9].

В битве при Фридланде 14 июля 1807 г. французская гвардейская конная артиллерия огнём из 30 орудий успешно поддержала атаку кавалеристов Латур-Морбура, нанеся русским чувствительный урон[10]

Пиренейский полуостров 1808—1810 гг.

См. подробнее: Пиренейские войны.

В 1808 г. Наполеон во главе своей армии вторгся в Испанию. Его гвардейские конные артиллеристы участвовали во взятии Мадрида 3 декабря, где потеряли ранеными 4 офицера[11]. Полк разместился в Чамартине — пригороде Мадрида. Лейтенант Боск писал своей семье: "Офицеры разместились вместе с солдатами. Здесь совсем нет мебели — ни кроватей, ни стульев, ни коек. Мы спим на полу. Я бы предпочёл бивуак, в котором я был сегодня, такому жилью. Излишне говорить, что в Испании мы лишены всяких радостей[11].

6 января 1806 г. два орудия лейтенанта Боска подверглись внезапному нападению испанцев и, потеряв убитыми троих и ранеными двоих, попали в [12].

В 1810 г., уже по возвращении из второй Австрийской кампании, полк принял участие в осаде испанской крепости Асторга.

Австрия 1809 г.

Конная артиллерия при Ваграме, 1809

См. подробнее: Война пятой коалиции.

В этой войне полк принял участие в боях при Эслинге и Ваграме. В битве при Ваграме 6 июля 1809 г. 60 пушек полков пешей и конной артиллерии Гвардии вошли в состав 102-пушечной батареи генерала Лористона, ураганный огонь которой решил дело в пользу французов[13].

Россия 1812 г.

См. подробнее: Отечественная война 1812 года.

5 сентября в бою у Шевардино полк поддерживал атаку пехотной дивизии Компана (5 дивизия I корпуса Даву). 7 сентября в Бородинском сражении полки пешей и конной артиллерии Гвардии стали единственными подразделениями Гвардии, принявшими участие в «битве на Москве-реке».

Во время трагического отступления из России полк сражался под Красным и на Березине.

Германия и Франция 1813—1814 г.

См. подробнее: Война шестой коалиции.

В 1813 г. гвардейская конная артиллерия сражалась под Лютценом, Бауценом, Дрезденом, Лейпцигом, Ганау, а в ходе короткой, но яркой кампании 1814 г. — при Бар-сюр-Обе, Ла-Ротьере, Бриенне, Монмирале, Шато-Тьерри, Вошане. 17 февраля под Морманом пехота Виктора заставила отступить русские войска, которые подверглись ураганному обстрелу французской гвардейской артиллерии. На следующий день в сражении при Монтро артиллеристы поддерживали успешную атаку Наполеона на позиции вюртембержцев и австрийцев[14]. Затем последовало поражение при Лаоне, некоторые победы при Краоне, Реймсе и финальная оборона Парижа.

Атака конной артиллерии при Ватерлоо, 1815

Бельгия 1815 г.

См. подробнее: Сто дней.

После возвращения Наполеона с Эльбы полк конной артиллерии Императорской Гвардии был восстановлен и под командованием генерала Дево дё Сен-Мориса принял участие в битвах при Линьи и Ватерлоо.

Позиции гвардейских конных артиллеристов при Ватерлоо находились слева от фермы Ла-э-Сент, откуда их пушки смогли нанести значительный урон англичанам[15]. В этом бою гвардейская конная артиллерия, ведомая майором Дюшаном, понеслась прямо к английским позициям. Офицеры штаба недоумённо следили в подзорные трубы за пушками, мчащимися во весь опор на линии неприятельской пехоты. «Можно подумать, что Дюшан дезертирует», - якобы даже сказал Наполеон. Но орудия Гвардии остановились на расстоянии 25 метров(!) от врага и открыли огонь[16]. В конце битвы командующий артиллерией Гвардии генерал Жан-Жак Дево дё Сен-Морис был убит пушечным ядром[17].

Ватерлоо стало последней битвой конной артиллерии Императорской Старой гвардии. 7 ноября 1815 г. король Людовик XVIII расформировал полк.

Униформа и вооружение

Униформа

Трубач Гвардейской конной артиллерии

Униформа французских гвардейских конных артиллеристов была похожа на мундиры конных егерей Старой Гвардии, только тёмно-синего, а не зелёного цвета. Использовалось сукно высокого качества, как и во всей Гвардии. Ментики и доломаны в гусарском стиле, синего цвета с красными шнурами. Красный гусарский пояс-кушак с жёлтыми помпочками (с 1813 г. — синими). Узкие парадные «венгерские» штаны с красными лампасами и галуном, чёрные гусарские сапоги «а ля Суворов» с красным кантом и кисточками. Головным убором служила меховая шапка-кольбак — отличительный признак Старой Гвардии Наполеона[18].

Офицеры носили богато украшенные мундиры с золотой вышивкой. Трубачи также носили богато украшенную униформу, их доломаны и штаны были голубого, ментики — алого цвета, а мех ментиков и кольбаков — белого.

Офицер гвардейской конной артиллерии. Здесь представлена униформа первых лет Империи, когда этишкет на меховом кольбаке ещё не был отменён. Позади — ездовой Гвардейского артиллерийского поезда.

Также конным артиллеристам выдавался сюртук легкокавалерийского типа с заострёнными лацканами и обшлагами, синего цвета с красным прибором, и синий подмундирный жилет, расшитый шнурами, как ментик и доломан[19]. Форма «для выхода в город» состояла из такого мундира с жилетом, шляпы-двууголки, коротких кюлот, чулок и туфель. В походный комплект униформы входили мундир фрачного покроя, выдаваемый всем частям Старой Гвардии, а также простая суконная «куртка для конюшни». Походными штанами служили легкокавалерийские рейтузы (или шаривари) с красными лампасами и пуговицами по бокам. Со внутренней стороны ног шаривари усиливались чёрной кожей для предотвращения быстрого изнашивания при верховой езде.

В дождливую и холодную погоду гвардейские конные артиллеристы накидывали плащи-пелерины синего цвета (в то время как их товарищи из армейских полов довольствовались плащами из грубого серого сукна), а красные шлыки меховых шапок закрывали вощёными кожаными донцами[20].

Пуговицы на всех элементах одежды были латунные полусферические, у офицеров — золочёные.

Конным артиллеристам полагалась гусарская ташка синего цвета с красным галуном и латунной бляхой в форме орла, сидящего на скрещённых пушках — символ наполеоновской гвардейской артиллерии. Патроны для пистолетов и мушкетона носились в чёрной патронной суме с таким же орлом меньшего размера, носимой через левое плечо на белом ремне.

Знаки различия воинских званий использовались такие же, как и в прочих полках армии, носящих униформу гусарского типа, — по шевронам на рукавах и, у офицеров, на штанах. Шнуры на ментиках и доломанах марешалей-де-ложи и марешалей-де-ложи-шеф (вахмистров) были не просто красными, как у рядовых, а со вплетённой золотой нитью. У офицеров шнуры, как уже было сказано, были полностью золотыми. К сюртуку полагались также эполеты и горжет офицерам.

Униформа канониров рот конной артиллерии Молодой Гвардии отличалась от Старой тем, что вместо меховых кольбаков артиллеристам полагался кивер с красным кантом и латунной бляхой в форме сидящего на скрещённых пушках наполеоновского орла.

Личное вооружение

Личное оружие было таким же, как у конных егерей, и состояло из легкокавалерийской сабли AN-XI или AN-XI и пистолетов системы AN-XI или AN-XIII. Рядовым канонирам полагались также кавалерийские ружья-мушкетоны образца IX г. или 1763 г. Остаётся неясным, приняли ли конные артиллеристы Гвардии на вооружение сабли гвардейской лёгкой кавалерии, как в полках конных егерей и улан Старой Гвардии. Офицерские сабли характеризуются большим разнообразием и богатым убранством.

Орудия

На вооружении в полку конной артиллерии Старой Гвардии сначала состояли стандартные модели 8-ми и 4-х фунтовых пушек и 6-дм. гаубиц системы Грибоваля[21]; до 1812 г. они были заменены на 6-фунтовые пушки и 5,5-дм. гаубицы новой артиллерийской системы AN-XI [22][23].

Сохранившиеся стволы грибовалевских пушек возле Музея Армии, Париж
6-фунтовая пушка системы An XI

Тактика артиллерии

Жан-Жак Дево де Сен-Морис, командир полка в 1809—1813 гг.

Изначально основной задачей конной артиллерии на поле боя являлась огневая поддержка там, где она была более всего необходима. При этом конную артиллерию можно было быстро перебрасывать с одного пункта на другой за счёт того, что в конной артиллерии каждый канонир являлся одновременно всадником. Но в конце XVIII в. французы начинают по-новому применять артиллерию, концентрируя большие массы орудий с целью создания огромных брешей в рядах противника, куда затем бросались ударные подразделения пехоты и кавалерии[24]. Более того, конная артиллерия французов начинает играть всё большую атакующую роль, совершая самостоятельные наступления[25].

«Самый лучший принцип (действий конной артиллерии) — это подъезжать как можно ближе и палить как можно чаще», — так в 1790-х гг. резюмировал будущий генерал Фуа, тогда полковник артиллерии, первую составляющую тактики конных батарей. Его старший коллега генерал Леспинасс, командовавший артиллерией в Итальянской армии Бонапарта, коротко сформулировал вторую составляющую: «Не разбрасывать пушки по боевой линии, но всегда занимать мощными батареями выгодные позиции и крушить врага массированным огнём»[16].

Из вспомогательного рода войск конная артиллерия в эпоху Наполеона превратилась в самостоятельную силу, способную решать исход битвы.

На период кампании каждая рота конной артиллерии Гвардии объединялась с одной из рот Гвардейского артиллерийского поезда, образуя артиллерийский дивизион[26]. Каждый дивизион подразделялся на отделения из двух орудий.

На марше дивизион выстраивался в колонну по две пушки. Артиллеристы верхом также строились в колонну по двое, находясь по бокам или позади (в случае движения пушек одна за другой) своих орудий.

Для выезда на боевую позицию дивизион из колонны по двое разворачивался в шеренгу по одной пушке (при этом перестроения из колонны в линию и обратно напоминали собственно кавалерийские манёвры). Позади, на расстоянии 30-40 м везли зарядные ящики[27]. По достижении назначенного места отдавался приказ: «En batterie!» (дословно: «В батарею!», то есть в боевой порядок). По этой команде линия останавливалась, артиллеристы спешивались, снимали лафет с передка и отвозили упряжку с передком назад, провозя её слева от орудия, если смотреть в сторону неприятеля, затем пушка разворачивалась в боевое положение вокруг своего левого колеса, а спешившиеся конартиллеристы соединяли пушку с передком при помощи длинного каната-отвоза. Кроме того, если орудие было грибовалевской системы, то артиллеристы снимали короб (маленький зарядный ящик) с лафета. Орудия выравнивались строго в линию, причём равнение должно было соблюдаться по их осям. Правила предусматривали расстояние между пушками батареи в 4 туаза (около 8 м). Нормальным положением считалось такое, при котором орудия большего калибра стояли на правом фланге батареи, а гаубицы — на левом. Однако, разумеется, при необходимости этот порядок менялся[28].

Командиры

Генерал-полковником артиллерии и моряков Императорской Гвардии весь период Первой Империи (кроме «Ста дней») был маршал Империи Мортье, в 1815 г. эта должность не была восстановлена.

Командующий-полковник артиллерии Гвардии: с 29 октября 1803 г. — генерал Куэн; с 03 января 1807 г. — генерал де Ларибуасьер; с 20 февраля 1808 г. — генерал Сорбье; с 29 марта 1813 г. — генерал Дюлолуа; с 11 апреля 1815 г. — генерал Дево де Сен-Морис[3].

Командиры полка в звании майора гвардии:

См. также

Примечания

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.