Убийство сотрудников Красного Креста в Чечне

Убийство сотрудников Красного Креста в Чечне — убийство 17 декабря 1996 года шестерых сотрудников Международного комитета Красного Креста в госпитале в селе Новые Атаги Шалинского района Чеченской Республики.

Преступление

По заключению заместителя начальника отдела по особо важным делам Генпрокуратуры Чеченской Республики Ичкерия С. Юсупова, около 10-12 вооружённых людей примерно в 3:30 ночи ворвались в госпиталь и расстреляли шестерых человек. Погибли медсестры Фернандо Коладо (Испания), Ингоборг Фосс (Норвегия) и Нэнси Малай (Канада), хирургические сёстры Гунгильда Миклебуст (Норвегия) и Шериль Тайор (Новая Зеландия), а также строитель Ханс Алькобут (Швеция). Был тяжело ранен начальник госпиталя Кристоф Ханс (Швеция)[1].

Реакция власти

Бывший в то время министром внутренних дел Чеченской Республики Ичкерия Казбек Махашев сразу после трагедии обещал найти и строго наказать преступников. С этой целью была создана специальная оперативно-розыскная группа. Однако преступники не были найдены[1].

Версии

Согласно некоторым источникам, когда группа вышла на след, указывающий на участие в преступлении Хаттаба, руководитель департамента национальной безопасности Абу Мовсаев предложил сотрудникам группы взять новый след, ведущий в Россию. Хаттаб неоднократно угрожал сотрудникам Красного Креста. Боевиков раздражало присутствие в Чечне христианской символики — Красного Креста. Тем не менее, Хаттаб отказался от дачи показаний и запретил делать это своим подчинённым[1].

По свидетельству перебежавшего на Запад майора ФСБ Алексея Потёмкина, отряд российского спецназа во главе с капитаном Севастьяновым получил приказ выбить из школы, где располагался госпиталь, находившихся там чеченцев. Ворвавшиеся на территорию госпиталя спецназовцы приняли находившихся там врачей за чеченцев и открыли огонь[2].

По утверждениям Ахмеда Закаева, российские власти не хотели, чтобы Красный Крест продолжал функционировать в республике после окончания войны:

Мы выходили с предложениями, делали запрос даже после подписания соглашения между министерствами внутренних дел, между генпрокуратурой России и генпрокуратурой Чечни, неоднократно обращались к российской стороне с тем, чтобы нам дали допросить одного из так называемых чеченских оппозиционеров Адама Дениева, который участвовал в этой операции вместе с русскими. Но с этим человеком нам не дали встретиться[2].

По мнению Ивана Рыбкина, это была акция устрашения с целью помешать мирному урегулированию ситуации вокруг Чечни. «Партия войны» была очень активной и предпринимала для этого самые разные меры. В частности, всячески дискредитировались участники переговорного процесса. Из-за давления этих сил вышел из процесса урегулирования Александр Лебедь. Рыбкин не исключает возможность осуществления акции в Новых Атагах российскими спецслужбами[2].

По мнению В. Павлова, после заключения хасавюртовских соглашений основной задачей Департамента государственной безопасности ЧРИ стало сохранение власти Зелимхана Яндарбиева. Убийство сотрудников Красного Креста было осуществлено ДГБ ЧРИ по приказу Яндарбиеву с целью оттянуть проведение президентских выборов[3].

Задержания

В 2005 году был задержан чеченский сепаратист Адам Джабраилов, подозреваемый в участии в нападении[4].

См. также

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.