Бои за Грозный (1996)

Бои за Грозный (1996) — происходившие в августе 1996 года, в ходе которых подразделения Внутренних войск МВД РФ и чеченская милиция, находящиеся в городе, вели тяжёлые бои в Грозном, потеряв контроль над большей частью города. В дальнейшем город был взят в плотное кольцо федеральными войсками. После этого между представителями Российской Федерации и непризнанной Чеченской Республики Ичкерии были заключены Хасавюртовские соглашения, положившие конец первой чеченской войне.

Бои за Грозный (1996)
Основной конфликт: Первая чеченская война
Дата 6—22 августа 1996
Место Чечня, Россия
Итог

Взятие чеченскими силами Грозного Хасавюртовские соглашения и вывод российских войск из Ичкерии

Независимость Ичкерии
Противники

 ЧРИ
Отряд Хаттаба (арабские моджахеды)

 Россия

Командующие

Аслан Масхадов
Доку Умаров
Шамиль Басаев
Руслан Гелаев
Ваха Арсанов
Асламбек Исмаилов
Хизир Хачукаев
Амир ибн аль-Хаттаб
Хута Ахмадов

  • и другие

Константин Пуликовский
Вячеслав Овчинников
Саид-Магомед Какиев
Алу Алханов
Доку Завгаев

Силы сторон
на начало операции:

1500 чел.[1])

после пополнения:
6-7 тыс. чел.

Охрана и Гарнизон:

12 тыс.чел.[2]

Потери

неизвестно

См. ниже

    Численность чеченских сил

    На начало операции численность чеченских сил, отдельными группами проникнувших в Грозный, насчитывала около 1,5[3][4]—2[5] тыс. человек. В ходе боёв их число постепенно увеличивалось за счёт подхода пополнений в город, его местных жителей и перехода на сторону чеченских сил части чеченцев, которые до этого находились на стороне федеральных войск. В результате этого численность подконтрольных А. А. Масхадову чеченских формирований в Грозном ко второй половине августа доходила до 6[6]—7[5] тыс. человек.

    Общее руководство осуществлял Аслан Масхадов, который заявлял, что эта операция была предпринята для того, «чтобы показать всему миру и прежде всего России боевой потенциал Чечни»[7].

    В штурме принимал участие Хаттаб со своим отрядом.

    Численность федерального гарнизона

    У российской стороны было численное превосходство (6 тыс. военнослужащих внутренних войск[8]), превосходство в бронетехнике и артиллерии, а также абсолютное господство в воздухе. Общее руководство федеральными силами осуществлял генерал-лейтенант Константин Пуликовский.

    Тактика

    Накапливание боевиков в пригородах Грозного началось задолго до августа, часть из них проникала в город под видом мирных жителей и беженцев.

    6 августа в 5:00 утра чеченские отряды начали входить в Грозный со стороны Черноречья, Алды и Старопромысловского района и, умело используя недостатки в расположении блокпостов (многие были зажаты между домами, ничего в реальности не контролируя), стали перемещаться по неконтролируемым маршрутам. Предварительно из города были выведены части МВД, состоящие из чеченцев, а также сняты чеченские блокпосты. Противник не ставил своей целью захват или уничтожение всех городских объектов. Войдя в Грозный, он блокировал российские подразделения внутренних войск на блокпостах и в комендатурах, изолировав их друг от друга и деморализуя постоянным «беспокоящим» огнём. Российские СМИ (телеканал «Россия») сообщали по состоянию на 12 часов 6 августа о 5 сбитых в первой половине дня вертолётах федеральных сил.

    Основной удар был нанесён по комплексу административных зданий в центре города (Дом правительства, МВД, ФСБ и др.), где вместе с военными оказались блокированы и несколько российских журналистов. Журналисты оказались не готовы к таким событиям, были напуганы и пали духом. Их поместили в Координационном Центре МВД РФ в подвале бомбоубежища расположенного рядом со зданием гостиницы (район стадиона «Динамо», где велись наиболее интенсивные бои), над входом повесили табличку «журналисты, женщины и дети».

    Генерал Пуликовский приказал ввести в город штурмовые отряды для прорыва окружения. Но боевики оказали ожесточённое сопротивление — из трёх отрядов прорвался только один. Положение окружённых было крайне тяжёлым. Потери росли. Но к 13 августа, по словам генерала Г. Н. Трошева, в то время командующего 58 общевойсковой армией, положение удалось выправить — из всех окружённых блокпостов не разблокировали только пять. Боевики сами понесли большие потери. Дерзкая, но авантюрная операция Масхадова провалилась — огромные силы, стянутые им в Грозный, сами оказались в кольце российских войск[9].

    «Это была самая последняя попытка боевиков заявить о себе», — скажет потом Шаманов Пуликовскому, окружившему тогда Грозный мёртвым кольцом. Пуликовский был настроен решительно (учитывая, что 14 декабря 1995 года под Шатоем погиб его сын) и хотел в этом котле уничтожить последние силы дудаевцев.

    Боевикам был предъявлен ультиматум — сдаться в течение 48 часов, в противном случае Пуликовский обещал нанести по городу мощный удар, используя тяжёлую артиллерию и авиацию. Населению был предоставлен коридор для выхода через Старую Сунжу. Трошев отмечал, что "в решимости генерала Пуликовского бандиты не сомневались, его слова по-настоящему напугали многих полевых командиров, которые тут же прибыли на переговоры. Боевики просили предоставить им коридор, на что Пуликовский ответил: «Не для того я вас окружал, чтобы выпускать. Или сдавайтесь, или будете уничтожены! Не мог скрыть своего смятения и А. Масхадов».

    Последующее Геннадий Трошев описывает так:

    20 августа вечером из краткосрочного отпуска возвратился генерал-лейтенант В. Тихомиров, который вновь возглавил[10] Объединённую группировку войск. Он заявил представителям прессы, что главную свою задачу на этом посту видит в полном освобождении города от боевиков: «Для этого мы готовы использовать все средства: как политические, так и силовые». Он также подчеркнул: «Ультиматума Пуликовского я пока не отменял, но могу сказать однозначно — против сепаратистов будут применены самые серьёзные меры, если они не покинут Грозный».

    Боевики, как они сами это признавали впоследствии в беседах, были в безвыходном положении, у них не было подкреплений и заканчивались боеприпасы.

    И здесь на военно-политической арене появился новоиспечённый секретарь Совета безопасности России А. Лебедь, наделённый к тому же полномочиями представителя Президента РФ в Чеченской Республике. Александр Иванович прибыл в тот момент, когда, по сути, решалась судьба всей чеченской кампании[9].

    Лебедь сразу же отменил приказ Пуликовского. Он заявил, что армия деморализована и не способна воевать. Трошев высказывает следующее мнение:

    Ну, увидел ты замурзанного бойца, к тому же оробевшего перед высоким московским чиновником. Он что — показатель боеспособности? Александр Иванович, видимо, ожидал увидеть вымытого и отполированного гвардейца, как в кремлёвской роте почётного караула… Да я (генерал!) порой на войне по нескольку суток не мылся и не брился. Не всегда была возможность, а главное — некогда. Поесть и то не успеваешь. И какой у меня после этого вид? Московский патруль арестовал бы! Не поверил бы, что генерал, — бомж какой-то… И ничего удивительного тут нет. Война — занятие грязное, в буквальном смысле слова…[9]

    Лебедю хотелось сиюминутной славы «миротворца». Вот, дескать, никто проблему Чечни разрешить не может уже почти два года, а он — сможет. Одним махом, одним росчерком пера, одним только видом своим и наскоком бонапартистским. Мы все — в дерьме, а он — в белом. Ради непомерного честолюбия, ради создания имиджа «спасителя нации» он предал воюющую армию, предал павших в боях и их родных и близких, предал миллионы людей, ждавших от государства защиты перед беспределом бандитов…[9]

    Пуликовский и Тихомиров пытались отстоять свою позицию, но безуспешно. Олигарх Борис Березовский и приехавший с ним Александр Лебедь настояли на начале очередных мирных переговоров с чеченскими силами, которые закончились 31 августа подписанием Хасавюртовских соглашений.

    Потери федеральных сил

    В результате боёв в Грозном с 6 по 22 августа погибло 494, ранено 1407, пропало без вести 182 военнослужащих и сотрудников милиции.[11] Было выведено из строя 87 единиц федеральной бронетехники, 23 автомашины[12] (но не вся она была потеряна безвозвратно, например танков безвозвратно было потеряно лишь пять штук)[13], уничтожено три вертолёта[14].

    10 августа 1996 года в России было объявлено днём траура «в связи с трагическими последствиями террористической акции против государственных учреждений и жителей города Грозного»[15].

    Итоги

    Геннадий Трошев так писал о последствиях этой операции:

    Пожалуй, никогда ещё в России генералы не были так бесправны и беспомощны на войне из-за давления гражданских лиц, полных дилетантов в военных вопросах. Профанация чеченской кампании достигла своего апогея. Боевиков и на этот раз не удалось добить. Уже через несколько дней после приезда Лебедь подписал с А. Масхадовым в Хасавюрте соглашение «О неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в Грозном и на территории Чеченской Республики», которое по сути своей было не более чем пропагандистским блефом и которое сразу же стала грубо нарушать чеченская сторона.[9]

    А если оценивать моральную сторону дела, то тут и слов подходящих не подберёшь. Потому что в Чечне боец был чумазым только сверху, зато внутри чистым. Он осознавал себя защитником единства и достоинства Родины, его враги боялись, он их бил под Шатоем, под Бамутом, под Шали, в Грозном… Он свой чумазый нос мог от гордости держать высоко. А после бегства из Чечни (под палкой Лебедя и Березовского) чувствовал себя оплёванным и опозоренным. Над ним весь мир смеялся. «Крошечная Чечня разгромила великую Россию!» — вот какая молва шла по свету. Спасибо «сердобольному генералу» — «умыл» солдата (в прямом и переносном смысле)! Так умыл, что до сих пор очиститься, отскоблиться не можем![9]

    По мнению генерала, если бы тогда удалось уничтожить боевиков, Второй чеченской войны, «криминального беспредела в Чечне», агрессии в Дагестане и терактов в Москве, Буйнакске, Волгодонске и так далее не было бы. Многое из плана Пуликовского было использовано во время успешного штурма Грозного 1999—2000 гг[9].

    См. также

    Примечания

    1. Evangelista, 2002, p. 44.
    2. Книга: Неоконченная война. История вооруженного конфликта в Чечне.
    3. Evangelista M. The Chechen Wars: Will Russia Go the Way of the Soviet Union? (англ.). — Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2003. — P. 44. — ISBN 0-8157-2498-5.
    4. Galeotti, 2014, pp. 44.
    5. Лукин О. Горячий август 1996 г. в Грозном. Prague Watchdog (2006).
    6. Galeotti, 2014, pp. 45—46.
    7. Масхадов: Голубь мира или ворон раздора? Архивная копия от 24 декабря 2013 на Wayback Machine // Подробности. UA — новостной проект телеканала «Интер», 09.03.2005
    8. В огненном шторме Архивная копия от 15 апреля 2011 на Wayback Machine // Братишка: журнал спецподразделений / Газета, 29 марта 2002 года.
    9. Геннадий Трошев Моя война. Чеченский дневник окопного генерала — М.: «Вагриус», 2001
    10. Сменил генерал-полковника Голубца П. В., который был старшим по званию в Объединённой группировке (в ноябре 1996 года был освобожден от должности «по состоянию здоровья».
    11. Хронология чеченского конфликта Архивная копия от 8 марта 2014 на Wayback Machine // Русский архипелаг / Новые известия
    12. Павел Евдокимов. В кольце «Джихада»
    13. В. Белогруд. Танки в боях за Грозный. Часть 2. Фронтовая иллюстрация, № 1, 2008, стр. 63
    14. Страничка Памяти 1994—1996
    15. Указа Президента Российско Федерации от 9 августа 1996 года № 1147 «Об объявлении траура в связи с трагическими последствиями террористической акции против государственных учреждений и жителей города Грозного(фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)»

    Литература

    • Асташкин Н. С. По волчьему следу: хроники чеченских войн. М.: Вече, 2005. — 416 с. — (Военные тайны XX века). — ISBN 5-9533-0774-8.
    • Galeotti M. Russia’s Wars in Chechnya 1994—2009 (англ.). — Oxford — New York: Osprey Publishing, 2014. — 96 p. — (Essential Histories, 78). — ISBN 978-1-78200-278-9.
    • Evangelista, Matthew. The Chechen Wars: Will Russia Go the Way of the Soviet Union?. — Washington, D.C. : Brookings Institution Press, 2002. — ISBN 0-8157-2498-5.

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.