Тартесс
Тарте́сс (лат. Tartessus, исп. Tartessos) — древний город, существовавший в южной Испании в I тысячелетии до н. э. Основан тартессийцами (по одной версии, это были этруски из Малой Азии, по другой — местные племена турдетаны и турдулы) в тесном взаимодействии с финикийскими колонистами из города Гадир (Гадес). Сведений об истории города сохранилось немного, точно неизвестно даже его месторасположение (согласно большинству источников — в нижнем течении реки Бетис (современный Гвадалквивир).
Древний город | |
Тартесс | |
---|---|
37°00′00″ с. ш. 6°12′00″ з. д. | |
Страна | |
|
|
Медиафайлы на Викискладе |
Исторические сведения
Общее описание Тартессийской державы
Тартесс был основан до 1100 года до н. э. и со временем стал центром федерации племён, занимавшей территорию современных Андалусии и Мурсии.
«Сам чрезвычайно богатый серебром, медью, свинцом, которые в больших количествах добывались в горах Сьерра-Морена, Тартесс, кроме того, вместе со своим безымянным предшественником, на протяжении почти 1500 лет был главным посредником при вывозе олова из Британии и при изготовлении бронзы для всех стран Средиземноморья»[1].
«Обычным было для жителей Тартесса вести торговлю в пределах Эстримнид» — отмечал в IV веке н. э. Руф Фест Авиен.
Наибольшее развитие финикийской торговли с Тартессом приходится на VII век до н. э.[2][3] Тартесс не дал возможности финикийцам обосноваться к западу от Геракловых столпов, но финикийцы сохранили за Столпами свою колонию Гадир (Гадес). Однако финикийцы создали плацдарм на западном побережье Пиренейского полуострова, через колонию Абуль (основана в середине VII веке до н. э.)[4] между двумя поселениями тартессиев[5][6], и колонию севернее Санта Олайя[3][7].
Абуль располагался на западном побережье Пиренейского полуострова (несколько южнее устья реки Таг), на дороге, шедшей к устью реки от Тартесса. Рядом с Абулем находилось поселение тартессиев у современного города Алкасер-ду-Сал, места находок финикийских, тартессийских и другие изделий, попавших через тартессиев. В этом районе располагались и другие поселения тартессиев, к которым шёл путь к рудным богатствам внутренней Иберии[8]. Путь вдоль атлантического побережья Северной Европы мало интересовал финикийцев, так как эти народы находились на низком уровне социального развития, и финикийцы для получения столь ценимого ими олова предпочитали пользоваться тартессийским морским посредничеством[9].
На юго-восточном побережье Иберии финикийцы тоже обосновались в местах, откуда дороги вели к рудным богатствам внутренней Иберии[10]. Между финикийскими колониями повсеместно располагались поселения тартессиев, игравшие роль посредников между финикицами и тартессийским миром долины реки Гвадалквивир[11]. Наиболее населёнными были поселения тартессев у современных городов Каса де Монтилья[12], Секси[13], Серро дель Вильяр[14], Тосканос[15].
Карфагеняне и Тартесс
Связи между карфагенянами и тартессиями были довольно тесными. Карфагеняне получали от тартессиев необходимые им металлы, которые затем экспортировались на Восток. Тартесс с помощью Карфагена открывал неисчерпаемый рынок Востока, приносивший его высшим слоям общества сверхдоходы, что видно из богатейших тартессийских кладов. Взаимная финансовая и торговая заинтересованность привела к обоюдовыгодному сосуществованию Тартессийской и Карфагенской держав.
Поселение у нынешнего города Кастийо де Донья Бланка наглядно показывает взаимоотношения тартессиев и карфагенян[16]. Это было поселение тартессиев со значительным кварталом карфагенян. При этом сами карфагеняне настороженно относились к тартессиям[17][18][19].
Значительна роль в торговле с иностранцами поселения тартессиев у современного города Кастийо де Донья Бланка, располагавшегося на противоположном берегу Кадисского залива недалеко от более известного города тартессиев Онобы (основан в начале VIII века до н. э.)[20][21]. Он обеспечивал связи с рудниками этого района.
Незначительная часть карфагенян поселилась в собственно тартессийской среде, в частности в долине реки Гвадалквивир в районе современного города Крус де Негро[22][23]. Такие карфагенские анклавы существовали и в других местах Тартессиды[24][25].
Однако взаимная торговая выгода мирного сосуществования не исключала и конфронтации. Противостояние[26] началось сразу же при основании финикийцами колонии Гадир (Гадес), осуществившемся лишь с третьей попытки. Сначала колонию попытались основать там, где позже был основан город Секси, а затем в районе будущего города Онобы[27], но изначально попытки обосноваться у финикийцев (предков карфагенян) были неудачны ввиду противодействия тартессиев[28]. Аналогично тяжело происходила карфагенская колонизация берегов судоходного Гвадалквивира[29][30][31][32]. Они возникли в середине VII века до н. э.[33], так необходимого Карфагену для сообщения с внутренними районами Тартессиды, где была сосредоточена добыча руд тяжёлых металлов[34][35][36].
Важное значение имело поселение тартессиев у современного города Ла Фонтета, откуда шла дорога к месторождениям руд восточной части долины реки Гвадалквивир[37]. Таким образом, карфагеняне стремились охватить основную территорию Тартессиской державы с юго-востока и запада, так как тартессии не допускали своих карфагенских партнёров к месторождениям (основным источникам своих богатств)[38], что вызывало вооружённую конфронтацию.
Косвенное указание на данную конфронтацию запечатлено финикийским источником, дошедшим до наших дней в виде пророчества Исайи (23:10)[26]: «Ходи по земле своей, дочь Таршиша, нет более препоны». Слово «препона», а точнее, «пояс» (mezah), означает пояс карфагенских (финикийских) колоний, опоясывавших земли Таршиша-Тартесса[39][40].
Подробно о военном противостоянии между тартессиями и карфагенянами рассказывает Макробий[41]. C его слов, союзник Тартессийской державы (Тартессиды) — тиран Агригента Ферон напал на Гадир (Гадес), но его нападение было отбито карфагенским флотом[26][42][43].
Марк Юниан Юстин сообщает[44], что карфагеняне, отбив нападение тартессиев и сицилийских греков на Гадир (Гадес), сами перешли в наступление и завоевали всю территории современной Андалузии[26].
Гибель Тартесса
Власть в Тартессе принадлежала царям (наиболее известен Аргантоний, по свидетельству Геродота, правивший с 630 по 550 годы до н. э.). Впоследствии Тартесс вступил в альянс с греками и после поражения последних в битве за Алалию был уничтожен карфагенянами (около 539 года до н. э.[45] или 535 года до н. э.[46]).
Археология и материальная культура
Большинство археологов считает тартесскую культуру продолжением культур бронзового века юго-западной Иберии. Основное влияние на Тартесс оказала культура Эль-Аргар, существовавшая на крайнем юго-востоке Пиренейского полуострова во II тысячелетии до н. э.
Язык и письменность
Тартессийский язык известен по многочисленным топонимам, а также текстам. Он является изолятом, его связи с другими языками не установлены; можно лишь с уверенностью говорить, что он не состоял в родстве с другими известными палеоиспанскими языками, в том числе иберским.
Для записи текстов тартессийцы изобрели палеоиспанское письмо (возможно, происходящее от финикийского, однако видоизменённое почти до неузнаваемости), которое позднее было заимствовано иберами. Его расшифровал в 1930-х годах Мануэль Гомес-Морено. На тартессийских монетах позднего периода надписи выполнены латинским алфавитом и вариантом нумидийского письма.
Тартесс и Таршиш
Историки отождествляют Тартесс с библейским городом Таршиш, откуда царь Соломон получал богатые грузы[3]. В настоящее время возникла альтернативная версия, что предметы, привозившиеся из Таршиша, были характерны для Индии. Однако данная версия большинством историков считается фантастичной[47] (о якобы имевшем место регулярном плавании индийцев в X веке до н. э. в земли Палестины, в том числе ещё более неправдоподобной для индийцев выглядит торговля свинцом, а не более выгодными пряностями). При этом Индия только начала вступать в железный век в X веке, причём лишь в районе побережий реки Инд[48]. К X веку до н. э. в северо-западной Индии начинается железный век. В этот период составляются «Атхарва-веды», — первый древнеиндийский текст, в котором упоминается железо[49].
Начиная с первого этапа финикийской колонизации Андалусии в южной Испании основным пунктом связи Востока с дальним Западом был Тир[50]. Именно с дальнего Запада доставлялось на Восток значительное количество металлов[51]. В это время важнейшее значение приобретает торговля Тира с Тартессом-Таршишом. Наиболее вероятным считается, что через Тартесс привозившиеся финикийцами средиземноморские изделия проникали в богатый свинцом и оловом северо-запад Испании[52]. Ещё в середине X века до н. э. корабль из Таршиша привозил ко двору израильского царя Соломона (следовательно, и в Тир также) тугоплавкие и драгоценные металлы, а также предметы забавы и роскоши[53][54]. Об этом свидетельствует финикийский текст, вставленный в пророчество Иезекииля (Иез. 27:12—14)[3][55].
Финикийский текст, вставленный в пророчество Иезекииля, ясно и недвусмысленно сообщает, что Таршиш за тирские товары рассчитывался свинцом, оловом, серебром. В нём нет никаких упоминаний о золоте, обезьянах, слоновой кости и павлинах, которые навели ряд современных исследователей на мысль об Индии[56][57]. «Таршишский корабль», торговавший с Соломоном и привозивший все эти южные редкости, ходил в плавание вместе с кораблём, который отправлял царь Тира и Библа Хирам I Великий (I Reg. X:22) на основании соглашения между царями о совместной торговле[3][58]. Межличностные связи между владыками Тира и Иерусалима были довольно тесными с самого начала царствования Соломона (I Reg. V). Историки плавание «таршишского корабля» относят ко времени совместного правления Хирама I Великого и Соломона (между 965 и 945 годами до н. э.)[3][59].
Кроме того, древнейшая финикийская надпись на западе найдена на острове Сардиния в городе Hopа (CIS 144), который был главным узлом связи Сардинии с Тартессом[60][61]. Считается, что изначально Нора была нужна финикийцам именно для обеспечения торгового пути в Тартесс. При этом первая строка надписи читается, как btrss (в Таршише)[3][62][63][64][65]. Через Сардинию переправлялись на Восток западные бронзовые изделия Тартесса, в том числе вертел, характерный для атлантического ареала, найденный захороненным в могиле на Кипре в Аматунте (около 1000 года до н. э.)[66].
Торговое значение Гадира (Гадеса) было первостепенным для торговли Тира и всего Ближнего Востока с Тартессом и атлантическим побережьем Европы и Африки. Гадир (Гадес) располагался в сердцевине тартессийского горного дела. К нему стекались пути от источников месторождений металлов (свинца, олова, серебра, железа, ртути и других), и как порт на берегу Атлантического океана он был тесно связан с атлантической торговлей металлами[3][67].
В современной массовой культуре
Нехватка достоверных исторических сведений о месте нахождения так и не найденной столицы Тартесса придала городу полулегендарный характер. В своих публикациях советский писатель-фантаст В. И. Щербаков пропагандировал идею, что Тартесс мог быть колонией Атлантиды, которая также находилась на западных окраинах античного мира, имела развитую цивилизацию и впоследствии почти бесследно исчезла.
В 1968 году был опубликован фантастический роман и повесть Е. Войскунского и И. Лукодьянова «Очень далёкий Тартесс», в котором последний так же предстаёт последним очагом погибшей культуры атлантов.
См. также
Примечания
- Хеннинг Р. Неведомые земли. т. 1. М. 1961. с. 75
- Ben Abed F. Les phéniciens… P. 112—113.
- Циркин Ю. Б. История Древней Испании Часть I. Протоистория Глава III. Финикийцы в Испании. Второй этап финикийской колонизации
- Aubet М. Е. Tiro… Р. 254.
- Martin Bañol A. Los antecedentes… P. 130
- Blázquez J. M., Alvar J., Wagner C. G. Fenicios у cartaginenses… P. 420.
- Aubet M. E., González Prats A., Arruda A. M. Nuove scoperte. P. 1139.
- Aubet М. Е. Tiro… Р. 251—255
- Gonzalez-Rubial A. Facing two seas. P. 292.
- Ibid. Р. 290—292.
- Ibid. Р. 278—281.
- Ibid. Р. 280; Martin Ruiz J. A. Feniciol… P. 62—63, 84—85.
- Martin Ruiz J. A. Fenicios…. P. 65, 73—74
- Wagner E. C. G., Alvar J. Fenicios en Occidente. P. 92—99.
- Aubet M. E. Tiro… P. 271—272.
- Курций Руф (IV, 2, 4)
- Арриан (Anab. II, 16, 7)
- Авиен (Or. mar. 358—369)
- Aubet М. Е. Tiro… Р. 239—241.
- González de Canales Cerisola F., Serrano Ricardo L., Llompart Gómez J. El emporio fenicio… P. 208—209
- Brandherm D. Zur Datierung… S. 10.
- Wagner Е. С. G. Fenicios у cartagineses… Р. 43—46
- Wagner Е. С. G., Alvar J. Fenicios en Occidente… P. 92—95.
- Wagner E. C. G. Fenicios у cartagineses… P. 46—47
- Belén M. у otros. Presencia e influencia fenicia en Carmona (Sevilla) // IVcongreso. P. 1747—1752.
- Циркин Ю. Б. История Древней Испании. Часть I. Протоистория Глава III. Финикийцы в Испании. Финикийцы и тартессии
- (Strabo III, 5, 5)
- Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. С. 24—25.
- Strabo III, 1, 9—2, 3
- Bunnens G. Le role de Gades… P. 190.
- Av. Or. mar. 441
- Aubet M. E. Tiro… P. 254.
- Alvar J. Comercio у intercambio… P. 32
- Arruda A. M. О comercio fenicio no territorio actualmente portugues // Intercambio… P. 64—65.
- Arruda A. M. О comercio… P. 60—61
- Aubet M. E., González Prats A., Arruda A. M. Nuove scoperte… P. 1138.
- Ibid. P. 1137.
- Gasull J. Problemática en torno a la ubicación de los asentamientos fenicios en el sur de la Península // Los Fenicios en la Península Ibérica. Т. II. P. 195.
- Шифмаи И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. С. 50, 54.
- Eissfeldt О. Einleitung in das Alte Testament. Tübingen, 1956. S. 375, 388—389.
- Macrobii. Saturn. I, 20, 12
- Schulten A. Tartessos. S. 38
- Шифмаи И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. С. 50
- Юстин. XLIV, 5, 2—3
- V век до н. э. и ранее. Информация на сайте проекта «ХРОНОС»
- Борьба за море Архивировано 26 февраля 2009 года.
- АН СССР Ин-т народов Азии — Индия в древности: Сборник статей/АН СССР. Ин-т народов Азии.-М.: Наука, 1964.
- Kulke, Hermann & Dietmar Rothermund (2004), A History of India, 4th edition. Routledge, Pp. xii, 448, ISBN 0415329205.
- Шьяма-аяс IAST: śyāma ayas — в буквальном переводе «чёрный металл»
- О Тире как единственной метрополии финикийских колоний: Moscati S. Chi furono i fenici. Torino, 1994. P. 75—81.
- Chehab M. Tyre, ses portes et ses lignes de navigation // Societes et compagnies de commerce en Orient et dans 1’Ocean Indien. Paris, 1970. P. 35.
- Gonzales-Rubial A. Facing two seas // Oxford Journal of Archaeology. 2004. Vol. 23, 3. P. 290—291.
- Klengel Н. Geschichte und Kultur Altsyriens. Leipzig, 1979. S. 188
- Niederwimmer K. Damaskos // Kleine Pauly. Bd. I. Sp. 1372
- Tadmor H. Die Zeit des Ersten Tempels // Geschicte des jüdischen Volkes. München, 1981. Bd. I. S. 134—135.
- Grayson A. K. Assyria… P. 260
- Hawkins J. D. The Neo-Hittit States in Syria and Anatolia // САН. Vol. III, 1. P. 392.
- Tadmor H. Die Zeit… S. 130—131.
- Ibid. S. 133.
- Negbi O. The Particles… P. 609—610
- Bunnens G. L’expansion… P. 30—41; Pesce G. Sardegna punica. Cagliari, б. г. P. 18—19
- Gibson J. C. L. Textbook of Syrian Semitic Inscriptions. Oxford, 1982. Т. III. P. 25—27
- Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. М.; Л., 1963. С. 53
- Peckham J. В. The Nora Inscription // Orientalia. 1972. Vol. 41. P. 459
- Frendo A. J. Early Phoenician Presence… P. 8—11
- Karageorghis V., Lo Schiaro F. A. West Mediterranean Obelos from Amathus // RSF. 1989. Vol. 17, 1. P. 15—24.
- Cunchillos J.-L. Las inscripciones feniciasde Tell de D. Blanca // Sefarad. 1992. Vol. 52, 1. P. 81—83.