Сакля

Са́кля (от груз. სახლი [сахли] «дом») — каменное сооружение жителей Кавказа, а также деревянный дом в Крыму, в горной зоне.

И. Левитан. «Сакля в Алупке» (1886 год)

Этимология

Сакли в Дагестане. Фотография С. М. Прокудина-Горского (между 1905 и 1915 годами)

Заимствовано в первой половине XIX века из грузинского языка, где saχli — «дом», что в свою очередь производно от корня χli «быть около». «Сакля» буквально — «помещение, расположенное рядом»[1].

Описание

Крым

В горах Крыма сакля обычно представляет собой небольшой дом из дерева, глины, керамического или саманного кирпича, с плоской крышей. Часто располагались на горных склонах в виде террас, примыкая вплотную один к другому: таким образом крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором вышестоящего.

Древнейшие крымские сакли — простейшие однокомнатные сооружения без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Дым в таких саклях выходил через отверстие в крыше. Современные сакли часто состоят из нескольких комнат, с крытым полом, оборудованы для комфортного проживания.

Кавказ

Совсем другого типа сакли в горах Кавказа. Нередко многоэтажные, каменные, с многочисленными бойницами, они представляли собой комфортное жилище и надёжную крепость в случае опасности.

Адыгская сакля (адыг. ун, унэ) представляет собой одноэтажный дом четырёхугольной, удлинённой формы (древнейшие были круглой формы и с шатровой крышей, позднее такую форму стали иметь летние кухни[2]). Она — турлучная, строилась из каркаса из балок, заполненного плетнём (с добавлением мелкой соломы или половы). Плетень оплетался в один ряд по горизонтали слева направо. После этого турлук с обеих сторон штукатурился глиной с добавлением конского навоза и белился. Турлуки в саклях зажиточных адыгов были двухрядные и внутри засыпались землёй, из-за чего на их сооружение требовалось вдвое больше лесоматериала и затрат труда. Шапсугские сакли были деревянными срубными[3], так как шапсуги жили в горных районах Закубанья. Также встречаются упоминания о срубных саклях и у абадзехов. В высоту стены адыгской сакли достигали 2-2,5 м, торцовые стены в средней части поднимались несколько выше, переводя их во фронтон. Сакли адыгских князей были двух- и трёхэтажными, таким образом ориентируясь на «константинопольский» и «лазистанский» манер строительства, но в целом, за исключением больших размеров и сравнительной чистоты, практически не отличались от саклей простолюдинов. Крыша — соломенная или камышовая, в начале XIX века также крылась дранкой. По передней стене, а иногда вокруг всего дома шёл навес на столбах, образовывавший террасу[2]. Потолок и чердак у адыгских саклей отсутствовал, на потолочные балки клали щиты из плетёной лозы, где хранились продукты. Окна также отсутствовали.

В планировке адыгская сакля была одно- и двухкамерной. Двухкамерная сакля делилась на мужскую и женскую половину, каждая из которых имела собственный вход. Часто они сообщались внутри. Для женатого сына строилась отдельная однокамерная сакля, располагавшаяся обычно несколько сзади основной. В этом доме молодожёны жили до полного выделения и постройки собственной усадьбы.

Отапливалась адыгская сакля очагом, расположенном на полу (иногда приподнятом чуть выше пола[2]), с дымарём конусовидной формы (адыг. онджэкъ), выходившим через крышу и, как и стены сакли, сплетённым из турлука и оштукатуренным глиной. Часто труба прикрывалась двухсактным деревянным навесом. Над очагом располагался металлический котёл, подвешенный на деревянной или металлической цепи к потолочной балке. К очагу пристраивалась низкая лежанка, на которой спали. В двухкамерной сакле было соответственно два дымаря. Адыгская большая семья проживала в нескольких домах, так как на организацию пространства и быта воздействовала сложная система запретов или ограничений, всё это большесемейное пространство огораживалось, как и усадьба в целом, забором-плетнём или частоколом. Помимо жилых зданий, в адыгской усадьбе, разделённой на три двора (главный с жилыми и некоторыми хозяйственными постройками, скотный и хамыш — двор для молотьбы зерна), присутствовали туалет круглой формы (также турлучный и с соломенной крышей), конюшня (чаще всего в виде отдельной постройки, но реже и в виде пристройки к жилой сакле) и амбар для хранения зерна и кукурузных початков, стоявший на каменных плитах, в свою очередь установленных на несколько столбов. Вход в усадьбу осуществлялся через главный двор, располагавшийся посередине, ближе к мужской половине главного дома. Ближе к женской половине примыкали пекарня, курятник, амбары и вход на скотный двор. Постройки были обращены к стороне вход в усадьбу стороной. Кроме того, почти каждая семья имела гостевой дом (т. н. «кунахская» или «кунацкая», адыг. хьакӏэщ, хаджигичиж), располагавшийся на видном месте перед двором, часто обносилась особым плетнём и имела небольшой дворик. Внутри усадьбы было много зелени: плодовые деревья, виноградники, иногда — табачные насаждения[2].

Отказ адыгов Северо-Западного Кавказа от каменных жилищ произошёл ориентировочно в XV—XVI веках, что было задокументировано генуэзцем Джорджио Интериано в 1502 г. Это было связано с тем, что Прикубанье, в отличие от горных районов Кавказа, к тому моменту было обильно покрыто лесом, а кроме того, кубанские степи представляли угрозу, так как служили благоприятной местностью для внезапных атак со стороны кочевников и войск Крымского ханства. В результате сакли стали быстровозводимыми, что позволяло беречь лесные ресурсы и в условиях адаптивности к степной угрозе оперативно проводить эвакуацию населения. Кроме того, адыги оценивали переход к турлучным саклям и с моральной точки зрения: строительство каменных домов и крепостей они считали трусостью и неспособностью постоять за себя[4][5][2]. К середине XIX века среди адыгов стали распространены многокамерные саманные сакли, аналогичные хатам кубанских казаков. Они получили название «унэ зэхэт» (дом, состоящий из нескольких комнат) или «урыс ун» («русский дом»). В домах подобного типа присутствовали потолки и застеклённые окна, иногда в них настилали деревянные полы. Так как для отопления подобные дома требовали большого количества дров, то, помимо традиционных очагов, стали строиться кирпичные русские печи. Зажиточные адыги, по примеру зажиточных же казаков, строили кирпичные сакли с крышей, крытой листовым железом[3]. Также под влиянием русских стали столбовые дощатые дома, впрочем также оставаясь довольно лёгкую, не фундаментальную постройку. Такие дома крылись тёсом и черепицей. Довольно необычным являлся способ крепления стен наклонными брусьями[2].

Сакля в культуре

Художник Исаак Левитан зарисовал саклю в одной из своих картин (на репродукции). Саклю также изобразил в 1910 году на своей картине «Сакля в Крыму» другой русский художник — К. А. Коровин.

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.