Право на жилище

Право на жилище — одно из социальных и экономических прав человека (прав «второго поколения»). Основы в международном праве — статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статья 16 Европейской социальной хартии, статья 31 Пересмотренной Европейской социальной хартии. Право на жилище, хотя и не указанное expressis verbis, признается закреплённым также в Африканской хартии прав человека и народов в силу её статей 14, 16 и 18(1).[1] Согласно Комитету ООН по экономическим, социальным и культурным правам, аспекты этого права согласно МПЭСКП включают в себя: правовое обеспечение проживания; наличие услуг, материалов, возможностей и инфраструктуры; доступность с точки зрения расходов; пригодность для проживания; доступность; местонахождение; адекватность с точки зрения культуры.[2]

Право на жилище – это право лица иметь, получать, или каким-либо иным способом приобретать жилище, отвечающее требованиям жилого помещения, а также свободно выбирать жилое помещение для проживания[3].

Право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ) является негативным правом человека и заключается в выборе им одного из видов жилища в выбранном месте жительства. Ст. 40 Конституции РФ следует рассматривать в качестве двух противоположных по своей природе прав. Часть 1 ст. 40 следует интерпретировать как негативное право, которому корреспондируют негативные обязанности государства, а ч. 2 и 3 ст. 40 – толковать как позитивные права, которые влекут социальные обязанности государства.

С позиции, выработанной Европейским Судом по правам человека по смыслу ст. 8 Европейской конвенции. Понятие «жилище» не ограничено жилищем (жильем), которое занято или создано на законных основаниях либо в установленном законом порядке. «Жилище» – это автономная концепция, которая не зависит от классификации в национальном праве. Сохранение права на жилое помещение и наличие регистрации в таком жилом помещении не означают, что оно является действительным жилищем. Европейский Суд по правам человека определил критерии понятия «жилище»: а) наличие достаточных продолжающихся связей с конкретным местом проживания; б) нет другого жилья или намерения его приобрести; в) цель – проживание; г) длительный срок проживания (Постановление Европейского Суда по правам человека «Бакли против Соединенного Королевства» от 25 августа 1996 г.; Постановление Европейского Суда по правам человека от 20 июня 2006 г. Постановление Европейского Суда по правам человека от 18 ноября 2004 г.)

Взаимосвязь права на жилище и права на выбор места жительства

Исследование многочисленных решений Конституционного Суда РФ по свободе передвижения позволяет сделать вывод, что Конституционный Суд РФ связывает реализацию права на жилище  с правом на выбор места жительства, которое заключается в выборе жилого помещения (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. «О проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»). Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, реализация права на жилище непосредственно связана с реализацией конституционного права на выбор места жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. «По делу о проверке конституционности положения пунктов 2 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «государственные жилищные сертификаты» на 2004–2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан»). В другом решении Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель учитывал взаимосвязь и взаимообусловленность свободы выбора места пребывания и жительства и другого права, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения, – права на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ), в свою очередь, предполагающего для гражданина Российской Федерации свободу в выборе жилого помещения для постоянного или преимущественного проживания, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и обладание правом пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7–П; Постановление Конституционного Суда РФ № 13-П от 30 июня 2011 г.).

Перспектива дальнейшего развития права на «жилище» в соответствие с общепризнанными нормами и принципами через признаки и свойства основных прав и свобод человека

В Российской Федерации исторически проживали народы, ведущие различный образ жизни, который включает и неодинаковое понимание места жительства, жилища и жилого помещения. Многие народности ведут кочевой образ жизни, постоянно переезжая с одного места на другое, используя в качестве дома кибитки, чумы и т.п., которые не отвечают требованиям жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. устанавливается правовой режим территорий традиционного природопользования, где выделяются части территорий традиционного природопользования: поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов. В развитие положений данного Закона Правительство РФ в Распоряжении от 8 мая 2009 г. установило в более чем 28 субъектах РФ перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и определило в перечне видов традиционной хозяйственной деятельности последних строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности. Граждане могут иметь в качестве жилища не только жилые помещения, но и чумы, яранги, передвижные (переносные) жилища, которые могут быть установлены на определенной территории.

Гражданин при выборе места жительства определяет конкретное место на определенной территории в пределах Российской Федерации, имеющее адресно-географические координаты, где будет находиться его жилище (дом, квартира или иной вид жилища).

В России необходимо кардинально менять понимание права на жилище, восприятие которого не изменилось с советского времени. Для пересмотра этого понятия следует обратиться к источникам дореволюционного российского права, раннего советского права, учесть практику Европейского Суда по правам человека, так как его решения отражают эволюцию права на жилище в западноевропейских странах. Российское дореволюционное право и советское право послереволюционного периода не отождествляли жилище с позитивным правом гражданина. Европейский Суд по правам человека, опираясь на исторический опыт формирования права на жилище, также не связывает категорию «жилище» исключительно с жилым помещением, не интерпретирует его только как позитивное социальное право, которое влечет обязательные социальные гарантии со стороны государства.

Вопрос приобретения жилища в России (как и в других странах) исторически был заботой самого человека. В советской России право на жилище приобрело характер исключительно позитивного права и стало зависеть от государства. Государство обязано уважать право гражданина на выбранное им жилище в избранном им месте жительства. В случае добровольного и сознательного избрания жилища, которое не отвечает установленным требованиям жилого помещения (например, трейлер на собственном земельном участке), государство не обязано гарантировать социальные права по улучшению жилищных условий. В случае оборудования жилища в месте жительства без законных оснований (на свалке и т.д.) государство вправе в законодательно установленном порядке добиваться выселения граждан из таких жилищ. Вместе с тем государство в определенных случаях имеет позитивные социальные обязанности по предоставлению жилья или по содействию в его приобретении[4].

Примечания

  1. ACHR decision in case SERAC v. Nigeria — see para. 60 (p. 25) Архивировано 5 июня 2012 года. (англ.)
  2. Замечание общего порядка № 4: Право на достаточное жилище (пункт 1 статьи 11 Пакта) — см. пкт. 8
  3. Миролюбова С.Ю. Право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации: конституционно-правовой аспект / монография. — Москва: Статут, 2013. — С. 89. — 157 с. — ISBN 978-5-8354-0948-8.
  4. Миролюбова С.Ю. [http://igpran.ru/journal/public/2012-12.pdf ПРАВО ГРАЖДАН НА ВЫБОР МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА: СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ] // государство и право. — 2012. — Декабрь (№ 12). С. 13-21.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.