Палияр
Палияр, также палиян — этническая группа охотников и собирателей в Южной Индии.
Палияр | |
---|---|
Численность | 9 тыс. (2011 год) |
Расселение | Тамилнад, Керала |
Язык | этнолект тамильского языка |
Религия | индуизм |
Расовый тип | негрито (гипотеза)[1] |
Палияр проживают на восточных склонах Западных Гат на границах штатов Тамилнад и Керала[2]. Язык, на котором говорят палияр, относится к диалектам тамильского языка[3]. Их численность, по данным переписи 2011 года, составляла около девяти тысяч человек.
История исследований
К историческим источникам, содержащими информацию о населяющих леса Западных Гат народах, относятся произведения раннетамильской литературы, созданные в первые века нашей эры[4]. Эти народы упоминались тамильскими авторами как поставщики лесных товаров: кардамона, бамбука, слоновой кости, мёда и воска. Аналогичные торговые связи продолжали существовать и в XIX веке, что подтверждают европейские источники, в том числе отчёты британских чиновников Уорда и Коннера и записки французского миссионера Ж. А. Дюбуа[5]. Однако, поскольку современные этнонимы начали использоваться лишь в документах колониального периода, среди исследователей нет уверенности в преемстве между современными палияр и народами, описанными в раннетамильских текстах[6].
В 1908 году был опубликован письменный источник, полностью посвящённый палияр. Автором этого текста был священник Ф. Дамен, руководитель принадлежащей иезуитской миссии кофейной плантации[7]. Помимо этнографических сведений, отчёт содержал описания неудачных попыток привлечь палияр к сельскохозяйственным работам. «Всемогущая рупия, этот мощный стимул для трудолюбивых тамильцев, их (палияр) не соблазняет; принуждение также бесполезно, поскольку они обладают возможностью в любой момент отступить в лес», — писал Дамен[8]. После сообщения Дамена палияр привлекали влияние демографов, занимающихся регистрацией индийских каст и племён[2]. Первый из подобных отчётов был опубликован в 1909 году за авторством этнографа Э. Тёрстона[9].
Исследователем, введшим знания о палияр в контекст социальной антропологии, был американский учёный Питер М. Гарднер, в качестве включённого наблюдателя живший среди них в 1962—1964 и 1978 годах[2][10]. За работами Гарднера последовали исследования шведского антрополога К. Норстрёма, на протяжении 1990-х изучавшего процесс вовлечения палияр в современную рыночную экономику[2][11] и Н. Сушилы Деви, по заказу индийского правительства составившей общее этнографическое описание палияр Кералы[12]. Наряду с работами по социальной антропологии, палияр также посвящён ряд этноботанических исследований, наиболее полное из которых представлено в докторской диссертации К. Санкарасиварамана, работавшего среди палияр в 1995—1998 годах[13].
В научной литературе для обозначения группы используются этнонимы «палиян» и «палияр», соответствующие формам единственного и множественного числа самоназвания народа[14]. В индийских официальных текстах также встречаются расходящиеся с самоназванием написания «паллиян» и «паллияр» (англ. Palliyan/Palliyar). Этимология этнонима остаётся невыясненной[2].
Расселение и происхождение
Палияр расселены на узкой полосе территории, расположенной на границах штатов Тамилнад и Керала, места их обитания относятся к округам Диндуккал, Мадурай, Тхени, Тирунелвели и Вирудунагар (в Тамилнаде) и округу Идукки (в Керале). Покрытые густым лесом земли расселения народа расположены в гористой местности Западных Гат, высота поселений палияр над уровнем моря варьируется от 300 до 2200 метров[15]. В Тамилнаде перепись 2011 года выявила 231 паллеян, 2252 паллиян и 5288 паллияр (в штате палияр регистрируются как три разных группы[16]), в Керале в этом же году было переписано 1464 палияр, в отличие от Тамилнада их численность фиксировалась в одной графе[17]. Таким образом, в 2011 году под разными этнонимами было переписано 9235 палияр.
По археологическим данным, собранным в ареале расселения палияр, группы охотников-собирателей населяли эти земли ещё в период мезолита (10—4 тыс. лет назад). Согласно предположению индийского археолога В. Селвакумара, постепенное отступление этих групп на периферийные территории началось с середины 1 тыс. до н. э. после появления в регионе мигрировавших с севера земледельцев. Вместе с этим между охотниками-собирателями и земледельческими группами устанавливались мирные отношения, подобные тем, которые упоминаются раннетамильских текстах и существуют между современными тамилами и палияр. По мнению археолога, этот процесс в частности подтверждают керамика, кости домашних животных и бусы, на некоторых стоянках присутствующие наряду с микролитами[18]. Более современные археологические памятники, связанные с палияр, относятся к периоду после XV века: это стоянки, на которых были обнаружены фрагменты керамики и наскальная живопись, изображающая сбор мёда[19].
Исследования распространённости Y-гаплогрупп среди популяций Тамилнада показали, что 55,79 % палияр являются носителями гаплогруппы F-M89[20]. Анализ Alu-повторов, проведённый среди популяций Южной Индии, выявил, что палияр генетически близки к народам тода и ирула, проживающих в холмах Нилгири, а также к этнической группе кани[21], населяющей территорию горы Агастьямалай[22].
Материальная культура
По данным П. Гарднера, палияр были разделены на небольшие группы, часть из которых кочевала в глубине дождевого леса, а часть вела полуоседлую жизни на границе леса и угодий земледельческих народов[23]. Для кочевых групп нормальной являлась ежедневная смена стоянок, в таком случае в качестве жилища использовались гроты или углубления в скалах. Лишь на протяжении двухмесячного сезона дождей палияр отказывались от естественных укрытий и сооружали хижины[24]. Полуоседлые группы строили более долговечные жилища, под влиянием тамилов располагая дома в ряды[2]. По свидетельству К. Санкарасиварамана, стены таких домов возводились из земляного грунта и переплетённых стеблей лантаны сводчатой, крыша сооружалась из пальмовых листьев или влагалищ листьев банана, а сами хижины не имели ни дворов, ни окон[25].
Основу рациона палияр составляет дикий ямс (Dioscoreaceae), также в пищу употребляются дикорастущие овощи, мёд, рыба и мелкие животные, такие как ящерицы, куропатки, летучие мыши, полуобезьяны семейства лориевые. В сообществах, разместившихся на границе леса, к этому добавляются низкосортный рис, листья бетеля, перец чили и соль, которые палияр выменивают у соседей. Согласну Гарднеру, чтобы получить эти продукты, палияр нанимались на сельскохозяйственные работы и обслуживали лесные святилища, за что, кроме пищи, получали ножи, топоры и одежду[26]. Эту информацию подтверждает и К. Норстрём, отмечая при этом, что к 1990-м годам бартер между палияр и тамилами был вытеснен наличным расчётом[27]. Рацион палияр был исследован группой индийских учёных, отметивших наличие в нём богатых минеральными веществами листовых овощей и клубней[28].
По сообщениям Дамена, ещё в начале прошлого века одежда кочевых палияр могла ограничиваться набедренной перевязью из ткани или листьев (у мужчин) и широкой повязкой, плетённой из пальмовых листьев и трав (у женщин)[29]. В качестве украшений использовались узоры, белым растительным пигментом наносимые на лоб, грудь и руки (мужчины обычно украшали одну из этих частей тела, женщины — все три). Женщины также носили бисерные и металлические ожерелья, вплетали в волосы лесные цветы[30]. Современные палияр не имеют специфических предпочтений в одежде, используя любые доступные им вещи. Женщины одеваются в сари, традиционный способ ношения которых у палияр отличается от стилей, распространённых среди соседних народов, мужчины носят мунду и лунги, девочки-подростки — полусари[31][16].
Социальная организация
Для социальной организации палияр характерно стремление к эгалитарности. Гарднер отмечает, что среди палияр поддерживается равенство между мужчинами и женщинами, которое проявляется и в семейной, и в общественной жизни. Ни мужчины, ни женщины не имеют более широких прав ни в сфере сексуальных контактов, ни в сфере управления и наследования имущества. Религиозные ритуалы также могут осуществляться людьми обоих полов[32].
В группах палияр нет постоянных вождей, а временные лидеры выдвигаются лишь на время коллективных охот и церемониальных действий[32]. Принятие решений происходит в духе индивидуальной автономии: в большинстве случаев совместная работа осуществляется на основе неформальных договорённостей, без попыток унифицировать или объединить процесс либо результат деятельности[33]. Участие в конкуренции за престиж в культуре палияр считается порицаемым. В сообществах палияр нет людей, признаваемых экспертами в какой-либо области: так, среди палияр нет специалистов в области магии, также в их обществе отсутствует институт инициации знахарей[32].
В отсутствие формальных лидеров инструментом разрешения внутригрупповых конфликтов становится индивидуальная мобильность. При назревании конфликтов кочевые палияр предпочитают ретироваться и разделяться, их группы открыты и постоянно реорганизуются[34][35]. Низкий уровень конфликтности палияр поддерживают и в оседлых сообществах, что нетипично для охотников-собирателей, отказавшихся от кочевого образа жизни: по данным сравнительной этнографии, переход к оседлости как правило ведёт к учащению конфликтов[36]. Среди особенностей культуры палияр, сдерживающих конфликты как в кочевых, так и в оседлых сообществах, Гарднер называет воздержание от алкоголя, порицание конкуренции за престиж, одобрение взаимоуважения и самообладания[37].
Семьи палияр в основном моногамны, однако по выбору индивидов могут создаваться полигинные и полиандрные союзы[2]. В отношениях мужской и женской линии в родственной структуре соблюдается симметрия: брачное поселение билокально, а система наследования билатеральна[2][38]. Палияр используют генерационную систему терминов родства, но также владеют бифуркативной тамильской терминологией, которую используют при контактах с соседями[2][39]. В силу стремления палияр сохранять «индивидуальное психологическое пространство», их браки нестабильны: по сообщениям Гарднера, супруги могут расстаться после первой же ссоры[40].
Языковая ситуация
По оценке Гарднера, язык, на котором говорят палияр, относится к диалектам тамильского языка, при этом в речи палияр встречаются существенные расхождения с тамильской языковой нормой[3][39]. Предположение Гарднера о родственности этнолекта палияр и тамильского языка подтверждают исследования, проведённые SIL International: в результате сравнения списков базовой лексики исследователи института выявили 75%-ное совпадение между лексикой палияр и тамилов[41].
Среди отклонений от тамильской языковой нормы, свойственных для этнолекта, Гарднер называет особую систему цветовой терминологии. В отличие от цветовых терминов тамильского языка, цветовые обозначения палияр основаны на описании освещённости и затемнённости, а не оттенков: в результате описание цвета объекта варьируется вместе с изменением освещения. Согласно теории Берлина и Кэя цветовая терминология палияр находится на наиболее ранних (первой — второй) стадиях эволюции цветовых обозначений[39][42].
Система терминов родства также отличается от тамильской: хотя палияр используют те же термины, что и тамилы, они применяют их иначе. Используя тамильский термины, палияр не делают различий между старшими и младшими сиблингами, а также родственниками и свойственниками, что вступает в противоречие с тамильской терминологией, носящей бифуркативный характер[39].
Помимо лексических особенностей, диалект палияр отличает отсутствие чёткого различения между долгими и краткими гласными, свойственного всем хорошо изученным дравидийским языкам[39]. Кроме того, палияр пользуются упрощённой версией тамильской грамматики. Прошедшее время в этнолекте образуется при помощи суффикса āccu, следующего за корнем глагола, тамильская норма образования прошедшего времени применяется редко[39].
Внутри этнической группы палияр общаются на диалекте, при контактах с соседями они используют тамильский (в Тамилнаде) либо малаялам (в Керале)[43].
Примечания
- Sankarasivaraman, 2000, p. 2.
- Gardner P. The Paliyan // The Cambridge Encyclopedia of Hunters and Gatherers. — Cambridge University Press, 1999. — P. 261—264.
- Gardner P. Paliyan Linguistic Acculturation // Eleventh Conference on Hunting and Gathering Societies. — 2015.
- Demmer U. The Poets as Anthropologists: The Representation of Hill/Forest Tribes in “Classical” Tamil Literature // Journal of Social Sciences. — 2001. — Vol. 5, no. 1—2. — P. 69–80. — doi:10.1080/09718923.2001.11892290.
- Morris B. Hill Pandaram // Encyclopedia of World Cultures. South Asia. — 1992. — Vol. 3. — P. 98—101.
- Norström, 2003, p. 49.
- Norström, 2003, p. 31.
- Dahmen, 1908, p. 20: «The almighty rupee, that powerful incentive to the industrious Tamilian’s activity, is no allurement to them; coercion is no avail either, as the safe retreat of the woods is near at hand».
- Thurston, 1909.
- Norström, 2003, p. 37.
- Norström, 2003, Abstract.
- Suseela Devi, 1990.
- Sankarasivaraman, 2000.
- Артёмова, 2015, с. 28.
- Sankarasivaraman, 2000, p. 11—12.
- Sankarasivaraman, 2000, p. 3.
- A-11 Individual Scheduled Tribe Primary Census Abstract Data and its Appendix . Office of the Registrar General & Census Commissioner. Ministry of Home Affairs, Government of India. Дата обращения: 10 сентября 2021.
- Selvakumar V. Hunter-Gatherer Adaptations in Madurai Region, Tamil Nadu, India: From c. 10,000 B.P. to c. A.D. 500 // Asian Perspectives. — University of Hawai'i Press, 2002. — Vol. 41, no. 1. — P. 80—82, 95—96.
- Selvakumar V. Hunters and Hunter-Gatherers in Historical South India // The Eastern Anthropologist. — 2014. — Vol. 67, no. 3. — P. 266—268.
- ArunKumar G., Soria-Hernanz D. F., Kavitha V. J., Arun V. S., Syama A., et al. Population Differentiation of Southern Indian Male Lineages Correlates with Agricultural Expansions Predating the Caste System // PLOS ONE. — 2012. — Vol. 7, no. 11. — doi:10.1371/journal.pone.0050269.
- Chinniah R., Vijayan M., Thirunavukkarasu M., Mani D., Raju K., et al. Polymorphic Alu Insertion/Deletion in Different Caste and Tribal Populations from South India. — PLOS ONE. — 2016. — Vol. 11, no. 6. — doi:10.1371/journal.pone.0157468.
- Vijayan A., Liju V. B., Reema John J. V., Parthipan B., Renuka C. Traditional remedies of Kani tribes of Kottoor reserve forest, Agasthyavanam, Thiruvananthapuram, Kerala // Indian Journal of Traditional Knowledge. — 2007. — Vol. 6, no. 4. — P. 589.
- Гарднер, 2015, с. 8—11.
- Гарднер, 2015, с. 10.
- Sankarasivaraman, 2000, p. 4.
- Гарднер, 2015, с. 9.
- Norström, 2003, p. 64—65.
- Tamilarasi Murugesan P., Ananthalakshmi A. Dietary Practices of the Paliyar Tribal Group and the Nutrient Content of Unconventional Foods Consumed. — The Indian Journal of Nutrition and Dietetics. — 1991. — Vol. 28, no. 11. — P. 297–301.
- Dahmen, 1908, p. 25.
- Dahmen, 1908, p. 25—26.
- Suseela Devi, 1990, p. 15.
- Артёмова, 2015, с. 29—30.
- Гарднер, 2015, с. 17.
- Gardner, 2000, p. 218.
- Артёмова, 2015, с. 41.
- Gardner, 2000, p. 229—230.
- Gardner, 2000, p. 232.
- Артёмова, 2015, с. 30.
- Gardner P. M. South Indian foragers’ acculturation in the deep past // Hunter Gatherer Research. — 2016. — Vol. 2, no. 2. — P. 204–209. — doi:10.3828/hgr.2016.16.
- Артёмова, 2015, с. 32.
- SIL, 2015, p. 17: «The wordlists from Mala Pulayan and Paliyan shows more similarity to Tamil than other wordlists in this survey, with 79% and 75% respectively. This gives the impression that they are related varieties to Tamil».
- Gardner P. M. On Brightness and Color Categories: Additional Data // Current Anthropology. — 1992. — Vol. 33, no. 4. — P. 397–399. — doi:10.1086/204086.
- SIL, 2015, pp. 10, 45.
Литература
- Статьи
- Артёмова О. Ю. Палияр, австралийцы и вечные темы // Традиционная культура. — 2015. — Т. 16, № 1. — С. 28—45.
- Гарднер П. Бикультурная осцилляция как форма долговременной адаптации в условиях культурного пограничья: этнографические примеры и теоретические проблемы / пер. с англ. О. Ю. Артёмовой и Ю. А. Артёмовой // Традиционная культура. — 2015. — Т. 16, № 1. — С. 7—27.
- Gardner P. Respect and Nonviolence among Recently Sedentary Paliyan Foragers // The Journal of the Royal Anthropological Institute. — 2000. — Vol. 6, no. 2. — P. 215–236. — .
- Монографии
- Norström C. "They call for us": strategies for securing autonomy among the Paliyans, hunter-gatherers of the Palni Hills, South India. — Stockholms universitet, 2003. — 312 p. — ISBN 91-7265-704-9.
- Suresh M. Tribes in the sanctuary: A study in economic anthropology of Mannans and Paliyans in the Western Ghats. — Mahatma Gandhi University, 2008. — 153 p.
- Sankarasivaraman K. Ethnobotanical wealth of Paliyar tribe in Tamilnadu. — Manonmaniam Sundaranar University, 2000. — 180 p.
- Suseela Devi N. The Paliyan Of Kerala. — Calcutta : Anthropological Survey of India, 1990. — 116 p. — OCLC 832269352.
- Varghese B., Mathew J. P. Tribes of Idukki, Kerala. — SIL International, 2015. — 186 p.
- Источники
- D'Penha G. F. The Life of Palliyars // The Indian Antiquary. — 1902. — Vol. 30. — P. 391—392.
- Dahmen F. The Paliyans, a Hill-Tribe of the Palni Hills (South India). — Anthropos. — 1908. — Vol. 3, no. 1. — P. 19–31. — .
- Thurston E. Paliyans // Castes and Tribes of Southern India. — Madras : Goverment Press, 1909. — Vol. 6. — P. 461—472.
- Nambiar P. K. Palliyans // Ethnographic Notes on Scheduled Tribes. — Madras, 1964. — Vol. 9. — P. 195—249. — OCLC 255349717.
Ссылки
- Публикации
- Bonta B. Paliyans . Encyclopedia of Peaceful Societies. University of North Carolina at Greensboro. Дата обращения: 12 сентября 2021.
- Denisia S. P. Best Life Style Practices Prevailing Among Paliyar Women Tribes of Kodaikanal, Dindigul District, Tamilnadu . Mother Teresa Women's University (2018). Дата обращения: 29 сентября 2021.
- Базы данных
- Paliyans . Database of Places, Language, Culture, and Environment. Дата обращения: 1 сентября 2021.
- Paliyan . Glottolog. Max Planck Institute for the Science of Human History. Дата обращения: 29 сентября 2021.
- Видео
- Sathyanarayanan C. R. Paliyan Rain Invoking Ceremony (Mazhai Pongal) . Anthropological Survey of India. YouTube (2016). Дата обращения: 1 сентября 2021.