Наскент

Наскент (дарг. Няскент, Няскунт) — село в Левашинском районе Дагестана.

Село
Наскент
дарг. Няскент[1]
42°23′00″ с. ш. 47°20′03″ в. д.
Страна  Россия
Субъект Федерации Дагестан
Муниципальный район Левашинский
Сельское поселение село Наскент
История и география
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 3311[2] человек (2019)
Национальности даргинцы
Конфессии мусульмане-сунниты
Цифровые идентификаторы
Почтовые индексы 368320
Код ОКАТО 82234000005
Код ОКТМО 82634452101
Номер в ГКГН 0145310
Наскент
Наскент
Наскент

Образует сельское поселение село Наскент как единственный населённый пункт в его составе[3].

Население

Численность населения
1926[4]1939[5]1959[6]1970[6]1989[7]2002[8]2010[9]
9569969051069107625232949
2012[10]2013[11]2014[12]2015[13]2016[14]2017[15]2018[16]
2986302530593088314232163264
2019[2]
3311

В 1886 году в селе проживало 1065 человек[17].

Основное занятие жителей – выращивание капусты, некоторые занимаются откормом крупного рогатого скота, содержат небольшое молочное стадо[18].

Земли в Наскенте розданы по паям, и для большинства жителей села эти угодья – единственный источник заработка.

География

Расположено в 5 км к югу от села Леваши на реке Халагорк. Рядом находятся сёла Хасакент, Эбдалая, Какамахи.

История

Аул Наскент. 1890 год. Фотография Роиношвили

Уже в каменный век территория Левашинского района была заселена людьми: здесь найдены каменные орудия труда, относящиеся к мезолиту, неолиту и энеолиту. На территории района найдены и обследованы памятники материальной и духовной культуры Кавказской Албании – это каменные таблички и обломки с вырезанным алфавитом и надписями, сделанными албанским шрифтом[19][20][21].

Район расположен в самом центре Дагестана, из-за чего население всё время было в гуще военных и политических событий.

Наскент был основан выходцами из села Акуша[22].

В средние века и позднее, вплоть до присоединения Дагестана к России в 19 веке, территория района входила в состав Федерации вольных обществ Акуша-Дарго, а также феодальных владений: Тарковское шамхальство, Хунзахское нуцальство, Мехтулинское ханство и другие.

23 июня 1844 года в ходе Кавказской войны царские войска для подавления антироссийского восстания в Акуша-Дарго сделали ночной привал около Наскента. Как пишут русские источники, «всюду, куда ни приходили наши войска, они встречали одни только опустевшие аулы и в наказание жителей жгли их жилища и косили пшеницу для лошадей; солдаты разрывали ямы, находившиеся на полях, но в них находили только самую бедную домашнюю утварь. Часто являвшиеся в лагерь лазутчики доносили, что весь край оставлен жителями: часть их уведена Шамилём, а часть разбежалась по окрестным горам»[23].

27 июня солдаты проведи съёмку окрестностей селения, чтобы впоследствии построить здесь военное укрепление на один батальон для удержания района от очередных восстаний[23].

5 марта 1845 года генерал-майор князь Кудашев в отрядом расположился у Наскента, на следующий день к нему присоединился князь Орбелиани, чтобы арестовать акушинского кадия Магомеда, убившего 26 февраля царского пристава майора Оленича[24].

После сражения у Кутишей, 17 октября русский отряд перешёл в Наскент, куда позднее прибыли акушинские старейшины для переговоров и обсуждения наказания восставших[23].

10 сентября 1848 года князь Аргутинский с царскими войсками форсированным маршем прошёл через Наскент, двигаясь в аул Ахты, где в последствии князь нанёс поражение имаму Шамилю в битве за Ахты[25].

С конца февраля 1854 года в Наскенте и Уллу-ая были сосредоточены множественные отряды российских солдат с целью противостояния воинам Северокавказского имамата и дальнейшего продвижения войск к Уркараху, где усиленно развивался мюридизм и антироссийские настрои[26].

В августе 1873 года через село проехал русский путешественник Владимир Вилльер де Лиль-Адам. Он отмечал: «Наскент, красиво расположенный на холме»[27].

Некоторые военные действия Малого Газавата — восстания в Дагестане и Чечне 1877 года — непосредственно коснулись села. 10-11 сентября 1877 года отряды повстанцев из Наскента, а также Согратля, Кумуха, Акуши, Цудахара, Мекеги, Карамахи, Кака-махи и Кутиша выступили к аулу Леваши, где располагались царские силы, но потерпели поражение от полковника Тер-Арсатурова[28]. Полковник Томкеев пишет:

«Видя малочисленность наших сил, мятежники решили во что бы то ни стало раздавить наш небольшой, но стойкий отряд. Сильные скопища горцев снова появились на кутешинских высотах, а также со стороны сел Каки-Махи, Наскента и Мекеге, которые в числе более 4-х тыс. человек, охватили колонну со всех сторон». «Считая себя обеспеченным со стороны Кутешей, полковник Тер-Асатуров переманил тогда фронта боевого расположения к стороне Наскента и Мекеге. Мятежники, действуя в разброд и неся значительный потери и здесь не устояли против молодецкого натиска наших войск, рассеялись по оврагам и затем ушли в горы»[29].

В конце XIX — начале XX века некоторые наскентцы принимали участие в мухаджирстве северокавказцев в Османскую империю. Житель Наскента Ногай, сын Омара, по своей воле уехавший в 1905 году в Турцию якобы на учебу, не смог поступить в учебное заведение и нанялся работником в мучной магазин, где и батрачил до своего возвращения в родное село через 6 лет[30].

В 1890 году в журнале «Нива» была опубликована фотография Наскента, сделанная фотографом Рианошвили. В журнале село описывается так[31]:

Читатель по самой фотографи может судить об его обстановке: скалы, камни, утесы: растительности очень мало; сакли разбросаны кое-где и как попало. Спросят, чем же эти люди живут, и какова их культура? На это мы ответим, что аул Наскент, в котором считается 924 души обоего пола расположен на истоке реки Гуден-Озень: она на фотографии видна и находится в глубине ущелья. По берегам её и возникла местная культура. Тут человек искусственно создал почву из навоза и земли нанесенной с разных мест горстями. На этих, так сказать, парниках и держится вся культура идёт сравнительно очень далеко: хлебные растения, овощи, плодовые деревья, вы всё тут найдёте

Природа аула описывается как чрезвычайно суровая, лета непродолжительное, горы заносятся снегом. Трудолюбивые жители, помимо земледелия, занимались выделкой кожи, сафьяна, бурок, некоторые изготавливали оружие, в особенности прекрасные клинки. Для промысла торговцы ездили в Петровск, Темир-Хан-Шуру и другие города. Наскентцы, как пишет автор, «отличаются замечательною честностью, умеренностью и выносливостью»[31].

В годы СССР в ходе антирелигиозной пятилетки и коллективизации, в Наскенте проходили массовые возмущения. Усилилось преследование духовенства по надуманным обвинениям в сопротивлении политике Советской власти и подрывной деятельности. Болезненно в Дагестане проходило изъятие вакуфов, сопровождавшееся повсеместно сопротивлением, а в ряде мест открытыми выступлениями верующих горцев против этих мер государства. Для их успокоения Даргинский окрисполком направил в с. Наскент помощника начальника милиции и 3 милиционеров. Они потребовали на сходе все вакуфное имущество передать крестьянскому комитету. Но собравшиеся отказались выполнить их требование. Были арестованы 14 человек. На другой день в райцентр с. Леваши собрались 200 человек с требованием освобождения арестованных. Лишь после долгой разъяснительной работы удалось уговорить собравшихся разойтись, и передать вакуфы крестьянскому комитету[32].

Памятник погибшим наскентцам в Великой Отечественной Войне
Наскентская джума-мечеть

В ходе Великой Отечественной Войны из селения постепенно ушло большинство мужчин, треть из них умерли, другие возвращались только по инвалидности или по болезни. Селение собрало в помощь фронту 30 000 рублей деньгами, 30—40 тонн зерна, по 40 пар перчаток и носков, 200 килограммов шерсти, 10 овчинных шуб и много всевозможной посуды для воинских частей и госпиталей[33].

После Битвы за Сталинград среди тех, кто изъявил желание принять участие в восстановлении Сталинграда была 16-летняя Патимат Мамаева — уроженка Наскента. За ударную работу, проявленную при восстановлении Сталинграда, П. Мамаева была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[33].

В IV квартале 1945 года сельсовет получил переходящее Красное знамя СНК ДАССР и обкома партии за то, что обеспечил выполнение плана по развитию животноводства всех видов на 109%, озимому севу — на 107%, подъему зяби — на 157%, и за досрочное выполнение государственных поставок и мобилизацию средств[33].

Этимология

Согласно местному преданию, основание села связано с человеком по кличке Няс ХIясан. Окончание кент происходит из даргинского кунт — это элемент, придающий просто собирательный смысл — жители селения (Лаваша-кунт — жители села Леваши). Даргинское кунт в официальных документах превратилось в тюркское кент («село») из-за тесных связей русских с кумыками, от которых они усваивали многие названия[34][35].

Фольклор

В даргинском фольклоре зафиксированы варианты общедагестанского сюжетного мотива «О слепом отце и сыне», в котором отображен первобытный обычай избавления от немощных стариков. Один из укороченных вариантов этого сюжета был записан историком Р. М. Магомедовым в с. Мекеги.

Наиболее ёмкая версия этого мотива сохранилась в предании «Талхъанла закон» («Закон талхана») в Наскенте:

«Жил, говорят, давно в Наскенте один талхан. Он издал указ: того, кому исполнится шестьдесят лет, сбрасывать с высокой скалы. Настала очередь одного юноши покончить со своим немощным отцом. Когда юноша повез в отца к пропасти, старик начал громко плакать. «Отец, ты почему плачешь, ведь других тоже бросали в пропасть?» — спросил сын, на что отец ответил: «Сынок, не думай, что я боюсь и плачу из-за себя. Я боюсь, что через сорок лет тебя ожидает такая же участь». Юноша подумал и не исполнил указ талхана, спрятав отца у себя в подвале.

Прошло время. Соседний талхан решил захватить земли Наскента, считая его жителей глупцами. Однажды он отправил в Наскент слугу с палкой (в другом варианте — бревном) и двумя лошадьми. Наскентцы должны были определить, какой конец палки (бревна) показывает на край земли, а какой — на край воздуха, а из лошадей — которая из них старше по возрасту. В противном случае талхан грозился разрушить село.

Когда юноша принес отцу еду, тот спросил сына, почему он такой печальный. Юноша рассказал отцу об угрозах соседнего талхана. Тогда старик заметил: «Бросьте палку (бревно) в озеро. Тот конец, который будет ближе к земле, будет краем земли, а тот, который будет тяготеть к воздуху, и будет краем воздуха. А лошадей хорошо кормите три дня и приведите к озеру. Старшая по возрасту лошадь будет пить воды больше, чем младшая».

Юноша помог наскентцам решить эти непростые задачи и спас село от захвата соседним правителем. Местный талхан понял, что у юноши есть мудрый советчик. Когда по указанию талхана привели старика, он обнял мудреца и заявил: «Не думал, что мудрые старики мне пригодятся. С этого дня я отменяю свой указ»[36].

Сходный сюжет бытовал и в селе Мекеги, где говорится, что в древности немощных стариков сбрасывали в пропасть. Однако мудрый аксакал спас мекегинцев в засушливые годы от голодной смерти, научив сельчан возделывать засухоустойчивое просо, и древний обычай был отменен общиной навсегда.

Улицы

Центральная трасса

Улицы села[37]:

  • 1-я линия
  • 2-я линия
  • 3-я линия
  • 4-я линия
  • 5-я линия
  • 6-я линия
  • 7-я линия
  • 8-я линия
  • 9-я линия
  • 10-я линия
  • 11-я линия
  • 12-я линия
  • 13-я линия
  • 14-я линия
  • 15-я линия
  • Абакаргаджи Муртузалиева
  • Абдула Ярбаева
  • Али Мургулчиева
  • Али шахбанова
  • Баганда Омарова
  • Братьев Багомедалиевых
  • Братьев Бакамаевых
  • Братьев Булатовых
  • Гаджи Куршиева
  • Гусена Алишейхова
  • Даудгаджи Шамхалова
  • Магомеда Ахмедова
  • Магомеда Гаджиева
  • Магомеда Даудгаджиева
  • Магомеда Ибрагимова
  • Магомеда Кабулиева
  • Магомеда Магдиева
  • Магомеда Магомедалиева
  • Магомеда Мирзамагомедова
  • Магомеда Ногаева
  • Магомедгаджи Багандова
  • Османа Алиева
  • Раджаба Мирзаева
  • Расула Даудова
  • Расула Даудова

Примечания

  1. Юсупов Х. А. Даргинско-русский словарь. — Махачкала, 2014. — С. 1199. — 1233 с.
  2. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года. Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано 2 мая 2021 года.
  3. Закон Республики Дагестан от 13 января 2005 года № 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан»
  4. Районированный Дагестан : (адм.-хоз. деление ДССР по новому районированию 1929 г.). — Махачкала : Орготд. ЦИК ДССР, 1930. — 56, XXIV, 114 с.
  5. Список населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Дагестанской АССР. — Махачкала, 1940. — 192 с.
  6. Состав населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзной переписей 1970 (статистический сборник). — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1971. — 145 с.
  7. Национальный состав населения городов, посёлков, районов и сельских населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзных переписей 1970, 1979 и 1989 годов (статистический сборник). — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1990. — 140 с.
  8. Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица № 02c. Численность населения и преобладающая национальность по каждому сельскому населённому пункту. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004
  9. Всероссийская перепись населения 2010 года. Таблица № 11. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских и сельских населённых пунктов Республики Дагестан. Дата обращения: 13 мая 2014. Архивировано 13 мая 2014 года.
  10. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Дата обращения: 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  11. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Дата обращения: 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  12. Численность населения на 1 января 2014 года по сельским поселениям Республики Дагестан. Дата обращения: 17 апреля 2014. Архивировано 17 апреля 2014 года.
  13. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Дата обращения: 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  14. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021. Архивировано 8 мая 2021 года.
  15. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  16. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Дата обращения: 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
  17. Население Кутишинского наибства
  18. Капуста – царица овощей. Dagpravda.ru (21 ноября 2017). Дата обращения: 29 января 2022.
  19. Б.Г Алиев. Каба-Дарго в ХVIII-XIX. — Махачкала, 1972.
  20. Alikber Kalabekovich Alikberov. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хака'ик" (XI-XII) вв.). — Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2003. — 878 с. — ISBN 978-5-02-018190-8.
  21. Мекеги - Города и села - Мой Дагестан - Путь дарго. dargo.ru. Дата обращения: 29 августа 2021.
  22. Р. М. Магомедов. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1999. — Т. I. — С. 169. — 448 с. 3000 экз. — ISBN 5-297-00577-9.
  23. А. Л. Богуславский. История Апшерского полка, 1700-1892. — Санкт-Петербург, 1892. — 596 с.
  24. Военный сборник. — 1859. — Т. 2.
  25. Янжул, Михаил Алексеевич. Восемьдесят лет боевой и мирной жизни 20-й Артиллерийской бригады. 1806-1886 : Ист. очерк войны и владычества русских на Кавказе / Сост. той же бригады кап. Янжул / Под ред. артиллерии ген.-майор Чернявского.. — Тифлис: тип. Окр. штаба, 1886-1887. — С. 44. — 496 с.
  26. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX века [Текст]: Сборник документов / Дагест. филиал Акад. наук СССР. Ин-т истории языка и литературы им. Гамзата Цадасы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. — 785 с.
  27. Сборник сведений о кавказских горцах. — 1875. — 462 с.
  28. Исмаилова, Айна Исамуддиевна. Восстание горцев Чечни и Дагестана в 1877-1878 гг.: диссертация кандидата исторических наук. — Грозный, 2007. — С. 134.
  29. Полковник Томкеев. Материалы для описания русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. на Кавказско-Малоазиатском театре с планами : [т. 1-7 том 6, часть 2] / под ред. ген.-лейт. Чернявского. — Санкт-Петербург: сост. в Военно-историческом отделе штаба Кавк. воен. окр, 1904-1910. — С. 63. — 230 с.
  30. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (Сборник документов и материалов) / Сост.: Магомеддадаев А.М. — Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. — Т. 1. — С. 232. — 436 с.
  31. Нива : иллюстрированный журнал литературы и современной жизни. Год двадцать первый. 1890. № 1-17. — 460 с.
  32. Османов А. И. Комсомол Дагестана в годы коллективизации. — Махачкала, 1968. — С. 40-47.
  33. Дагестан в годы Великой Отечественной Войны. Воспоминания участников событий. — Махачкала, 1962.
  34. Османов М. Некоторые вопросы даргинской топонимики // Ученые записки. T. XIV. — Махачкала: ИИЯЛ ДагФАН СССР, 1964. — 385 с.
  35. Сборник сведений о Кавказе. — 1869. — 766 с.
  36. Алиева, Эльмира Магомедсаидовна. Этнонациональные особенности даргинских преданий и легенд : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.09 / Алиева Эльмира Магомедсаидовна. — Махачкала, 2010. — С. 115. — 160 с.
  37. Улицы села (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 августа 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.