Нанкинский трибунал по военным преступлениям
Нанкинский трибунал по военным преступлениям был учреждён в 1946 году правительством Чан Кайши для суда над четырьмя офицерами императорской армии Японии, обвиняемых в военных преступлениях, совершённых во время Второй японо-китайской войны в Нанкине. Это был один из тринадцати трибуналов, организованных правительством Чан Кайши.


Процесс
Трибунал судил командира взявшей город 6-й дивизии, генерала-лейтенанта Хисао Тани, капитана Гункити Танаку и лейтенантов Тосиаки Мукаи и Цуёси Ноду, ставших известными после своего состязания в убийстве 100 человек мечом. Лейтенанты попали под суд потому, что их «состязание» в 1937 году восхвалялось японской прессой. Обвиняемые были арестованы в Японии и переданы китайскому правительству американской оккупационной администрацией.
Генерал Ясудзи Окамура в июле 1948 года также обвинялся трибуналом в военных преступлениях, но был освобождён от ответственности Чан Кайши[1], который использовал его в качестве военного советника[2]. Однако, на допросах этот генерал давал показания о нанкинской резне:[3]
«Мои предположения строятся на том, что я слышал от штабного офицера Миядзаки, начальника специального отдела Ханады и начальника специального отдела в Ханчжоу Хагивары через день или два после моего прибытия в Шанхай. Во-первых, десятки тысяч актов насилия в отношении гражданского населения, изнасилований и грабежей после взятия Нанкина действительно имели место. Во-вторых, наши части на передовой применяли порочную практику казней военнопленных под предлогом отсутствия провианта».
Главный виновник резни принц Асака Ясухико, будучи членом императорской семьи, получил иммунитет от преследования и ушёл от ответственности. Генералу Иванэ Мацуи вынесли смертный приговор на Токийском процессе. Несколько причастных к резне офицеров умерли или покончили с собой до трибунала. Таким образом, Хисао Тани был единственным высокопоставленным японским офицером, которого судили за нанкинскую резню в самом Китае. В итоге всем подсудимым трибунал вынес смертный приговор, и они были расстреляны в 1947 году. Согласно вердикту трибунала в отношении Хисао Тани, «более 190 000 гражданских лиц и военнопленных были расстреляны из пулемётов, а их трупы сожжены для сокрытия улик. Кроме того, более 150 000 жертв насилия были похоронены благотворительными организациями. Таким образом, число жертв превышает 300 000»[4]. Эти оценки были сделаны на основании похоронных записей и показаний свидетелей.
Последствия
Оценка в 300 000 погибших является официальной оценкой правительства КНР. Она выбита на каменной стене у входа в Мемориал жертвам нанкинской резни.
Сегодня заметная часть японского общества отрицает преступления японской армии в Нанкине. Родственники осуждённых Ноды и Мукаи в 2003 году подали в суд, пытаясь доказать, что лейтенантов оклеветали и требуя компенсации в 300 000 долларов. Этот процесс был проигран[5], поскольку ещё будучи в Японии лейтенанты откровенно рассказывали о «соревновании» и заявляли, что оно не было слишком трудным. Нода также не скрывал, что «непосредственно в рукопашном бою» он убил «не более пяти человек»[6].
Примечания
- en:Herbert Bix, en:Hirohito and the Making of Modern Japan, 2000, p.594.
- Pacific War Online Encyclopedia
- Akira Fujiwara, Bob Wakabayashi. The Nanking Atrocity 1937-1938 : Complicating the Picture (англ.). — Berghan Books, 2007.
- Tokushi Kasahara, Le massacre de Nankin et les mécanismes de sa négation par la classe politique dirigeante Архивировано 27 мая 2013 года..
- Hogg, Chris. Victory for Japan's war critics, BBC News (23 августа 2005). Дата обращения 8 января 2010.
- Honda, Katsuichi (1999), Gibney, Frank, ed., The Nanjing Massacre: A Japanese Journalist Confronts Japan's National Shame, M. E. Sharpe, ISBN 0-7656-0335-7, <https://books.google.com/books?id=_H0JEjAqMcsC&lpg=PP1&dq=The%20Nanjing%20Massacre%3A%20A%20Japanese%20Journalist%20Confronts%20Japan%27s%20National%20Shame&pg=PA126#v=onepage&q=>. Проверено 24 февраля 2010.
Литература
- Philip R. Piccigallo, The Japanese on Trial : Allied War Crimes Operations in the East, 1945–1951, University of Texas press, 33, 73