Мужское движение
Мужское движение — зонтичный термин, означающий разнородные группы людей, связанные с самоидентификацией их участников как мужчин и вопросами гендерного равенства[1][2][3]. Мужское движение зародилось в 1960—1970 годах одновременно с распространением феминизма и зачастую в ответ на него[1]. Группы, входящие в мужское движение, участвуют в различной деятельности, от саморазвития до политического лоббизма и активизма[1], и принимают различные позиции, от антифеминистических до профеминистических, оно не является единым движением[2].
Основными течениями мужского движения являются мужское освободительное движение, профеминистское мужское движение, движение за права мужчин, мифопоэтическое мужское движение и христианское мужское движение (в первую очередь «Хранители обещаний»)[4].
Описание
Мужское движение отличается от других движений, состоящих в основном из мужчин, таких как организации сторонников огнестрельного оружия и ранние профсоюзы, своим вниманием к гендерным вопросам[1]. При этом оно отличается и от движений за гражданские права тем, что состоит из представителей привилегированной группы и нацелено не только на общественные изменения, но и на саморазвитие его участников[5].
Наиболее политически прогрессивные и профеминистические течения мужского движения наименее многочисленны и при этом склонны дистанцировать себя от других течений мужского движения, которое считают защищающим привилегии мужчин, и поддерживать феминистические и антирасистские движения[4].
Классификация
Социолог Майкл Месснер выделяет следующие группы внутри мужского движения[2]:
- Группы, акцентирующие внимание на «стоимости маскулинности»: мужчины чаще болеют, меньше живут, чаще страдают от алкогольной или наркотической зависимости; мужчины с меньшей вероятностью обращаются за врачебной помощью и с большей вероятностью прибегают к насилию и опасному поведению; мужчины меньше тратят времени на общение с семьёй. Таковыми группами являются движение за права мужчин, движение за права отцов, мифопоэтическое мужское движение, «Хранители обещаний».
- Группы, акцентирующие внимание на неравенстве среди мужчин: чёрные мужчины, геи, мужчины — нелегальные иммигранты, бедные мужчины могут не иметь тех же привилегий, что и белые гетеросексуальные мужчины, принадлежащие к среднему классу. Примером является освободительное движение геев.
- Группы, акцентирующие внимание на институционализированных привилегиях мужчин. Такие группы обращают внимание на уровень сексуального насилия по отношению к женщинам, гендерные отличия в уровне дохода и другие вопросы, которые интересуют феминисток. Такие группы обычно являются профеминистическими, вроде Кампании белой ленточки и Национальной организации мужчин против сексизма.
Социолог Майкл Флад выделяет следующие основные течения[4]:
- Мужское освободительное движение: утверждает, что мужчины страдают от мужских гендерных ролей, а жизнь мужчин травмируется ими; представители этого течения акцентируют внимание на страданиях молодых мужчин по мере их социализации и обретения маскулинности. При этом они признают, что как мужчины, так и женщины ограничены их гендерными ролями. Некоторые из них считают, что мужчины, как и женщины, угнетены, и часть этого течения склоняется к движению за права мужчин.
- Профеминистское и антисексистское течение: признавая эти проблемы, большее внимание придаёт мужским привилегиям и гендерному неравенству.
- Движение за права мужчин: признавая вред мужских гендерных ролей для мужчин, представители движения винят в нём женщин или феминизм, отрицая мужские привилегия и считая мужчин реальными жертвами. По мнению одних представителей, феминизм достиг своей цели и женщины имеют большой выбор, в то время как мужчины застряли со своими гендерными ролями; по мнению других представителей, феминизм целенаправленно дискриминирует мужчин, например, скрывая насилие по отношению к ним.
- Мифопоэтическое мужское движение: рассматривают маскулинность как подсознательные шаблоны и архетипы, проявляющиеся через мифы и ритуалы, и предлагают помогать себе их изучением и восстановлением психического и духовного здоровья.
- Христианское мужское движение: поддерживают единство мужчин перед Богом и традиционные гендерные роли, являются преимущественно евангельскими и фундаменталистскими; основной пример — «Хранители обещаний».
Социальный педагог Детлеф Ax различает четыре течения, в основе которых лежат следующие подходы[6]:
- Критический подход: представители критического подхода пытаются создать новые гендерные отношения. В повседневной жизни это в первую очередь переводится на разделение трудовой, домашней и воспитательной работы.
- Мифопоэтический подход: прибегая к архетипам, мифам и сказкам, представители течения пытаются укрепить самосознание мужчин, чтобы они жили активной, достойной жизнью и были достойными отцами.
- Маскулинный, правовой подход: они выступают за реформу несправедливой опеки и позитивное мужское самосознание. Требуют критического отношения к феминистским позициям.
- Антисексистский / профеминистский подход: основным требованием является отмена патриархата в качестве основы угнетения женщин и мужчин. Представители этого подхода ориентируются на женское движение и пытаются взять на себя так называемые «женские качества».
См. также
Примечания
- Flood, 2007, p. 418.
- Bridges, 2012, p. 1.
- Eagle, 2003, p. 301.
- Flood, 2007, p. 420.
- Flood, 2007, p. 418—419.
- Markus Theunert. Männerpolitik(en): ein Rahmenkonzept (нем.) // Männerpolitik: Was Jungen, Männer und Väter stark macht / Markus Theunert. — Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2012. — S. 13—56. — ISBN 9783531190419. — doi:10.1007/978-3-531-19041-9_1.
Литература
- Michael Flood. International encyclopedia of men and masculinities. — London: Psychology Press, 2007. — С. 418—422. — ISBN 1134317077. (Google Books)
- Tristan S. Bridges. The Oxford Encyclopedia of American Social History: Men's-YMCA. — Oxford University Press, 2012. — Т. 2. — С. 1—2. — ISBN 0199743363.
- Jonna Eagle. American Masculinities: A Historical Encyclopedia. — SAGE Publications, 2003. — С. 301—304. — ISBN 1452265712.
- Amy Blackstone. Encyclopedia of Gender and Society. — SAGE Publications, 2008. — С. 546—548. — ISBN 1452266026.