Монголия во Второй мировой войне

Монголия в период Второй мировой войны — положение Монгольской Народной Республики (МНР) до начала и в период Второй мировой войны.

МНР в этот период являлась союзником Союза ССР, оказывая ему экономическую помощь в борьбе с нацистской Германией и принимала непосредственное участие в войне против Японии.

Халхин-Гол

Ввиду крайне обострённых отношений с китайскими властями и открытыми территориальными притязаниями на территорию Монголии со стороны созданного Японской империей марионеточного государства Маньчжоу-го, на территории Монголии с 1936 года дислоцировался 57-й особый корпус РККА, которым последовательно командовали комдивы И. С. Конев и Н. В. Фекленко. Когда 11 мая 1939 года 6-я японская армия вторглась на территорию МНР, согласно Протоколу о взаимопомощи, от 12 марта 1936 года, СССР выступил на стороне МНР. В сентябре 1939 года в ходе сражений на реке Халхин-Гол советская 1-я армейская группа под командованием Георгия Жукова и части Монгольской народно-революционной армии (МНРА) под командованием маршала Х. Чойбалсана и комкора Ж. Лхагвасурэна одержали победу. СССР, Япония, марионеточное государство Маньчжоу-го и МНР подписали соглашение о прекращении огня.

Великая Отечественная война

Отправка лошадей воинским поездом в Советский Союз, 1942 год.

22 июня 1941 года президиум Малого государственного хурала, Совет министров МНР и президиум центрального комитета Монгольской народно-революционной партии (МНРП) заявили о своей поддержке Советского Союза[1]. Экономическая помощь со стороны МНР состояла в передаче денежных средств, тёплой одежды, продовольствия, скота, приобретении танковой колонны и эскадрильи.

В МНР был создан Фонд помощи РККА. В октябре 1941 года граждане МНР сформировали и отправили первый поезд с подарками, состоявший из 15 тысяч комплектов зимнего обмундирования, около 3 тысяч индивидуальных посылок на сумму более 1,8 млн. тугриков[1]. Государственному банку СССР было передано наличными 587 тысяч тугриков[1]. К концу 1944 года из МНР было отправлено 8 поездов с продовольствием и обмундированием на сумму более 25,3 млн тугриков[1]. В начале 1945 года был отправлен последний, 9-й поезд подарков, состоящий из 127 вагонов.[2]

16 января 1942 года начался сбор средств на приобретение танков для танковой колонны «Революционная Монголия»[1]. Граждане МНР передали во Внешторгбанк 2,5 млн тугриков, 100 тысяч долларов США и 300 кг золота. К концу 1942 года 53 танка (32 танка Т-34 и 21 танк Т-70) были доставлены в район Наро-Фоминска Московской области. 12 января 1943 года сюда прибыла монгольская делегация во главе с маршалом Х. Чойбалсаном, которая вручила танки 112-й Краснознамённой танковой бригаде[1].

В 1943 году был организован сбор средств для приобретения эскадрильи самолётов «Монгольский арат»[1]. В июле 1943 года на счёт Наркомата финансов СССР было перечислено 2 млн тугриков. 18 августа Сталин выразил благодарность МНР. 25 сентября 1943 года на полевом аэродроме станции Вязовая Смоленской области состоялась передача эскадрильи 2-му гвардейскому полку 322-й истребительной авиационной дивизии. В составе авиаэскадрильи воевали Герои Советского Союза Н. П. Пушкин (первый командир эскадрильи), А. И. Майоров, М. Е. Рябцев. МНР также взяла на себя вещевое и продовольственное обеспечение танковой колонны и эскадрильи до конца войны[1].

Монгольские кавалеристы на лошадях, 1939 год.

В марте 1942 года власти МНР приняли постановление о закупках лошадей по специально установленным государственным ценам. В годы войны из МНР в Союз ССР было поставлено более 500 тысяч лошадей[1]. Один из участников войны отмечал неприхотливость и выносливость монгольских лошадей: «Сначала мы думали, что такие маленькие лошади не увезут солдат с полным снаряжением… Пройдя трудные военные дороги на монгольских лошадях, мы убедились, что они сильны, не знают усталости и неприхотливы в пище. В коротких перерывах между боями они сами щипали траву, грызли кору деревьев и всегда были готовы вступить в бой»[3]. Генерал И. А. Плиев говорил: «Коней требовалось много. Монгольские друзья безотказно обеспечивали нас, и неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина!»[1].

Не менее ценной помощью для воюющего СССР стали поставки тысяч тонн мяса и шерсти, продуктов питания, готовых изделий одежды (полушубки, валенки, шинели, меховые рукавицы), войлока и другой продукции[4].

Основными предметами импорта СССР из Монголии являлись крупный и мелкий рогатый скот, конское поголовье, кожсырье, пушно-меховое сырье, полушубки, шерсть, войлок. С июня 1941 года до конца 1945 года СССР ввёз из Монголии 0,7 млн голов крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота 4,9 млн голов, 0,4 млн лошадей, почти 6 млн штук мелкого кожсырья. Советский Союз расплачивался с Монголией в течение всей войны продовольственными и промышленными товарами.[5]

Оказывала Монголия в больших объёмах и безвозмездную материальную помощь. Так, 28 сентября 1943 года было принято совместное постановление ЦК МНРП и Совета министров МНР «О помощи советским районам и народам, понесшим ущерб от немецко-фашистских захватчиков», где содержался призыв помочь рабочими лошадьми и племенным скотом жителям освобожденных районов. По неполным данным на 16 октября 1944 года, в освобожденные районы СССР было отправлено 41 334 голов разного скота, продолжилась такая помощь и в 1945 году. В денежной сумме безвозмездная материальная помощь монгольского народа Советскому Союзу оценивалась в сумме 65 млн тугриков.[6]

Другим направлением помощи со стороны МНР являлось укрепление собственных вооружённых сил. Численность армии постоянно наращивалась и к концу войны возросла в 3 — 4 раза, на нужды армии и ополчения тратилось до 50 % государственного бюджета[1]. Монгольская народно-революционная армия рассматривалась как дополнительный сдерживающий фактор против Квантунской армии помимо войск 17-й армии РККА ВС Союза ССР, дислоцированной на территории МНР на протяжении всей войны. Однако ввиду низкого технического уровня МНРА Советскому Союзу летом 1945 года пришлось передать ей большое количество вооружения: до 11 000 единиц стрелкового оружия, 130 пулемётов, 136 миномётов, 30 самолётов «Як-9», обмундирование и боеприпасы.[7]

Кроме того, МНР стремилась всемерно сокращать ввоз товаров из СССР, развивая у себя некоторые виды производств (обувные, кожевенные, шерстяные, суконные изделия)[1].

Маньчжурская операция

Численность МНРА к августу 1945 года составила около 80 тысяч человек.[8]

10 августа 1945 года МНР объявила войну Японии, направив свои воинские части в августе 1945 года на фронт для участия в Маньчжурской операции. Наиболее подготовленные монгольские войска (16 000 человек, 128 орудий и миномётов, 32 лёгких танка) были включены в состав советско-монгольской конно-механизированной группы генерал-полковника И. А. Плиева (его заместителем по монгольским войскам являлся генерал-полковник Жамьянгийн Лхагвасурэн) Забайкальского фронта маршала Р. Я. Малиновского. В её состав входили 5 монгольских кавалерийских дивизий (5-я, 6-я, 7-я, 8-я), 7-я мотоброневая бригада, 3-й отдельный танковый полк, 29-й артиллерийский полк.[9] Войска МНРА приняли участие в боях с японо-маньчжурскими войсками в ходе Хингано-Мукденской фронтовой наступательной операции, нанося удар от сомона Сайншанд в пустыне Гоби в направлении китайского города Калган (ныне Чжанцзякоу), атаковав оборонявшиеся там войска князя Дэ Вана и японской Суйюаньской армейской группы[10]. Южнее монгольские кавалерийские части наступали из Северной Гоби в направлении уезда Долон-Нур (ныне Долунь) во Внутренней Монголии[10].

В ходе боевых действий погибли 72 и получили ранения 125 солдат и офицеров МНРА[11]. Трое военнослужащих МНРА за отличия при штурме города Калган были удостоены звания Героя Монгольской Народной Республики: цирики (рядовые) 7-й мотоброневой бригады Лувсанцэрэнгийн Аюуш (посмертно), Сангийн Дампил, Дашийн Данзанванчиг[12]. Маршал МНР Хорлогийн Чойбалсан был удостоен звания дважды Героя МНР[13].

Итоги

Мозаика мемориального комплекса «Зайсан», посвящённого советско-монгольскому сотрудничеству, г. Улан-Батор.

Одним из важных политических итогов участия Монголии в войне против Японии стало признание Китаем независимости МНР.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции великих держав была достигнута договорённость о том, «что через два — три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии сохранения статус-кво Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики)». Партия Гоминьдан, правившая в Китае, расценивала это как сохранение положения советско-китайского соглашения 1924 года, согласно которому Внешняя Монголия входила в состав Китая. Однако СССР объявил, что соглашение в Ялте следует интерпретировать иначе: наличие в тексте слов «Монгольская Народная Республика» означает, по мнению Советского Союза, признание Черчиллем и Рузвельтом независимости МНР.[14]

В августе 1945 года СССР и Китайская Республика заключили договор, по которому Китай согласился признать независимость МНР при условии, что будет проведён всенародный референдум. 20 октября 1945 года в МНР был проведён плебисцит, по итогам которого абсолютное большинство (99,99 % внесённых в списки) граждан МНР голосовало за независимость страны. По результатам плебисцита 5 января 1946 года правительство Китая признало независимость МНР[15]. После победы коммунистов в гражданской войне в континентальном Китае и образования КНР лидер компартии Мао Цзэдун настаивал на пересмотре итогов соглашения 1945 года и предлагал создать монгольскую автономию в составе КНР[16]. Однако в ходе советско-китайских переговоров 1949—1950-х годов СССР также добился дипломатического признания МНР со стороны нового китайского государства, это произошло на фоне попыток США использовать монгольский вопрос для разжигания противоречий между СССР и КНР[16][17].

СССР и МНР заключили 1 февраля 1946 года Договор о дружбе и взаимопощи, где подтверждались взаимные союзнические обязательства в случае нападений любого третьего государства на одну из сторон.[18]

Примечания

  1. История второй мировой войны 1939—1945 гг. в 12 томах. Т. 11. — М.: Воениздат, 1973—1982.
  2. Хишигт Н. Движение монгольского народа за помощь фронту Великой Отечественной войны. // Вторая мировая война и Монголия. Сборник статей. — Улан-Батор, 2005. — С. 52—66.
  3. Без мизинца нет кулака, или звезды маршала Жукова // Красноярский рабочий, 8 мая 2003
  4. Базаров Б. В., Курас Л. В. Монголия во Второй мировой войне. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». — 2015. — Т. 12. — С. 30–39.
  5. Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны 1938—1945 г.г. // История социалистической экономики СССР. В 7 т.
  6. Монголия во Второй мировой войне: Фотоальбом. / Науч. ред. Ч. Дашдаваа, Л. В. Курас. — Иркутск: Оттиск, 2011. — С. 29.
  7. Цыбенов Б. Д. Советско-монгольское сотрудничество в годы второй мировой войны. // Военно-исторический журнал. — 2014. — № 4. — С. 28.
  8. Иваненко В. И. Подвиг героев — судьба страны. МНР: годы и люди. Документальные очерки. — М.: Политиздат, 1986. — С.84.
  9. Конно-механизированная группа Забайкальского фронта.
  10. Дело всей жизни
  11. Россия и СССР в войнах XX века. Потери Вооружённых Сил: Статистическое исследование. / Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. — М.: Олма-пресс, 2001. — 608 с. — (Архив). — ISBN 5-224-01515-4. — C. 309.
  12. Плиев И. А. Через Гоби и Хинган. — М.: Воениздат, 1965.
  13. Рощин С. К. Маршал Монголии Х. Чойбалсан: штрихи биографии. — М.: Институт востоковедения РАН, 2005. — 158 с.; ISBN 5-89282-245-1.
  14. История Монгольской Народной Республики. / Гл. ред. академик А. П. Окладников (СССР), Ш. Бира (МНР). — М.: Наука, 1983. — 661 с.
  15. Н. Учрал. Международное признание независимого статуса Монголии. — Власть, № 8. — 2011.
  16. Цыбенов Б. Монголия: от статус-кво до юридического признания. — Известия Восточного института, № 3. — 2015.
  17. Лузянин С. Г. Россия-Монголия-Китай в первой половине ХХ в.: Политические взаимоотношения в 1911-1946 гг. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Огни, 2003. — 319 с.; ISBN 5-9548-0001-4.
  18. Советско-монгольские отношения. 1921—1966. — М., 1966. — С.153.

Литература

  • История второй мировой войны 1939—1945 гг. в 12 томах. Т. 11. — М.: Воениздат, 1973—1982.
  • История Монголии. XX век [монография] / М. И. Гольман и др.; отв. ред. Г. С. Яскина. — М.: Институт востоковедения РАН, 2007. — 448 с. — (История стран Востока. XX век).; ISBN 978-5-89282-290-9.
  • Российско-Монгольское военное сотрудничество (1911-1946): сборник документов в 2 частях. / Составители: Кудрявцев И. И. (отв. сост.) и др. — М.: Граница, 2019. — ISBN 978-5-9933-0196-9.
  • Российско-монгольское военное сотрудничество от Халхин-Гола до линкора «Миссури» (1939-1946 гг.): сборник документов. / Науч. ред. Б. В. Базаров, Ч. Дашдаваа. — Улан-Удэ; Улан-Батор: Оттиск, 2011.
  • Цаплин Ф. С. Советско-монгольское содружество в годы второй мировой войны. — М.: Наука, 1964.
  • Семёнов А. Ф., Дашцэрэн Б. Эскадрилья «Монгольский арат». — М.: Воениздат, 1971.
  • Попель Н. К. Бригада «Революционная Монголия». — М.: ДОСААФ, 1977.
  • Монгол Улс Дэлхийн II дайнд (1939-1945 он). / Редактор: Х. Шагдар, Т. Сухбаатар. — Улаанбаатар: ОШУА СС МБТСХ, 2020. — 189 с.; ISBN 978-5-6045121-7-3.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.