Медицинская модель инвалидности
Медицинская модель понимания инвалидности — концептуальный подход, который связывает диагноз об инвалидности с физическим телом человека. Основной целью данной модели является корректировка инвалидности с помощью медицинского вмешательства. Этот подход фокусируется на лечении и предполагает, что «сострадательное» и справедливое общество должно инвестировать ресурсы в здравоохранение и связанные с ним услуги в попытке вылечить или справиться с инвалидностью с медицинской точки зрения, чтобы позволить людям с ограниченными возможностями здоровья вести полноценную жизнь. Ответственность и потенциал медицинской профессии занимают в этой сфере центральное место[1].
Основные положения
Медицинская модель наиболее распространена в общественном сознании. Она рассматривает инвалидность как свойство человека, которое возникло в результате болезни, травмы или другого воздействия на его здоровье. Данная модель подчеркивает необходимость медицинского вмешательства и лечения у специалистов, при этом общество должно помогать людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создавать специализированные учреждения, в которых они могут учиться, работать и общаться. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию людей с инвалидностью[2][3].
В отличие от медицинской, социальная модель определяет инвалидность как ограничения в возможностях, которые возникают в результате физических, психологических, социальных, культурных, законодательных и других барьеров, которые существуют в обществе по отношению к людям с ОВЗ. Именно они не позволяют человеку быть полноценным членом общества и принимать участие в жизни семьи или социума на равных основаниях[4][5][6]. Инвалидность в этом понимании является социальной проблемой, а не особенностью человека.
История
До появления медицинской модели, в обществе был распространён моральный (религиозный) подход к пониманию инвалидности, при котором ограниченные возможности здоровья человека рассматривались как наказание за грехи. Люди с инвалидностью часто имели ущербный статус в обществе и подвергались социальной изоляции[7].
Медицинская модель преобладала до 1965 года. В 1966-м было опубликовано эссе британского учёного с инвалидностью Пола Ханта «Критическое условие», в котором впервые было сказано, что люди с ОВЗ сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении»[8][9]. Это заложило основание социальной модели понимания инвалидности.
В 1980 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила рекомендации по работе с людьми с инвалидностью, опубликовав «Международную классификацию нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности»[10], в которой было предложено подходить к инвалидности, используя термины «нарушение», «социальная недостаточность» и "ограничение жизнедеятельности, под которыми понимают[11]:
- нарушение — потеря или ненормальность структуры или функции тела, логически-психического, физиологического или анатомического происхождения;
- ограничение жизнедеятельности — любое ограничение или потеря функции, возникающая из-за нарушения, которое препятствует выполнению действия за промежуток времени, который считается нормальным для человека;
- социальная недостаточность — невыгодное положение, вызванное нарушением или ограничением жизнедеятельности, ограничивающее человека, выполняющего роль, которая считается нормальной в отношении возраста, пола и социальных и культурных факторов.
В некоторых странах медицинская модель инвалидности оказала влияние на законодательство и политику в отношении инвалидов на национальном уровне[12][13].
Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (ICF), опубликованная в 2001 году, определяет инвалидность как общий термин для нарушений, ограничений активности и участия в той или иной деятельности. Инвалидность — это взаимодействие между людьми с состоянием здоровья (например, церебральным параличом, синдромом Дауна и депрессией) и личными факторами, факторами окружения (такими как негативное отношение, недоступный транспорт и общественные здания, а также ограниченная социальная поддержка)[14].
Критика
Восприятие инвалидности через медицинскую модель ослабляет позицию человека с ОВЗ, снижает его социальную значимость и обособляет от общества, усугубляя его неравный социальный статус[3].
Ресурсы, которые направлены исключительно на медпомощь, могут быть использованы для создания безбарьерной, инклюзивной среды. Медицинская модель инвалидности используется для оправдания больших инвестиций в медицинские процедуры, технологии и исследования. При этом создание адаптированной среды потенциально может быть полезнее для общества и быстрее осуществимо.
Традиционная модель рассматривается как проблема гражданских прав и критикуется благотворительными организациями, поскольку она способствует распространению негативного и беспомощного образа людей с ограниченными возможностями здоровья (см. также политический лозунг «Piss On Pity»).
См. также
Примечания
- Fisher, 2007, с. 66—81.
- Епифанова, 2013.
- Левченко, 2014, с. 9.
- Воронцова, 2015, с. 60.
- Левченко, 2014, с. 13.
- ОНС, 2005, с. 172.
- Калашникова, 2017, с. 278.
- Алёхина, 2013, с. 9.
- Коростелева Н. А. Актуальность социальной модели инвалидности в мировом сообществе // журнал : Педагогические науки. — 2012.
- Перевод «ограничение жизнедеятельности» вместо «инвалидности» для слова «disability» в этом заголовке, можно найти в предисловии перевода ICF на русский язык на сайте ВОЗ
- WHO, 1980.
- Kanter, 2014, с. 38—39.
- Mendes, 2009.
- International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF) . WHO (22 мая 2001). Дата обращения: 15 июня 2021.
Литература
- Pamela Fisher, Dan Goodley. The linear medical model of disability: mothers of disabled babies resist with counter-narratives (англ.) // Sociology of Health & Illness : journal. — 2007. — January (vol. 29, no. 1). — doi:10.1111/j.1467-9566.2007.00518.x. — PMID 17286706.
- Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — СПб.: «Питер», 2004. — 316 с. — ISBN 5-469-00032-X.
- WORLD HEALTH ORGANIZATION. WHO, International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps (англ.) // WHO. — 1980.
- Kanter, Arlene S. The Development of Disability Rights Under International Law: From Charity to Human Rights. — London: Routledge, 2014. — 359 с. — ISBN 9781134444663.
- Errol Mendes, Sakunthala Srighanthan. Confronting Discrimination and Inequality in China: Chinese and Canadian Perspectives. — Ottawa: University of Ottawa Press, 2009. — 438 с. — ISBN 9780776617800.
- Епифанова Е. В. Правовые основы медико-социальной экспертизы: учебное пособие.. — Краснодар: Краснодарский архитектурно-строительный техникум, 2013. — 256 с.
- Алёхина С. В. Инклюзивное образование:история и современность. — М.: Педагогичесский университет "Первое сентября", 2013. — 33 с.
- Воронцова М. В., Левченко Т. А. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната: Учебное пособие. — Таганрог, 2014. — 185 с. — ISBN 978-5-91241-232-5.
- Воронцова М. В., Макаров В. Е., Моздокова Ю. С., Бюндюгова Т. В. Социальная реабилитация в социальных службах: Учебное пособие. — Таганрог, 2015. — 302 с. — ISBN 978-5-9906281-2-0.
- Координационный совет по общественным наукам. Общественные науки и современность. — Наука, 2005. — Т. 4—6.
- Калашникова И. В., Тринадцатко А. А. Эволюция социальных моделей инвалидности // Вестник ТОГУ : журнал. — 2017. — № 3. — С. 277—288.