Масуд I

Рукнеддин Месуд I (араб. ركن الدين مسعود, тур. I. Mesud; греч. Μασούτ) — султан Рума с 1116 по 1156 годы, сын султана Кылыч-Арслана I.

Масуд I
осман. ركن الدين مسعود тур. Rukn al-Dīn Mas'ūd
1116 1156
Предшественник Малик-шах I
Преемник Кылыч-Арслан II

Рождение 1095
Смерть 1156(1156)
Место погребения
Род Сельджукиды
Отец Кылыч-Арслан I
Дети Кылыч-Арслан II
Отношение к религии ислам

Пришедший к власти после смерти Кылыч-Арслана брат Месуда, Шахин-шах, заключил его в тюрьму. Во время отсутствия Шахин-шаха Месуд был освобожден и пришёл к власти, а Шахиншах по возвращении был схвачен, ослеплён и удушен. В первые годы правления Месуд захватил Мелитену и Анкару, управлявшиеся другими его братьями.

Во время своего почти 40-летнего правления Месуд сдерживал византийцев и расширял свои территории за счет соседей-мусульман. К моменту его смерти в 1155 году государство Сельджуков Анатолии стало доминирующей державой в центральной и восточной Анатолии.

Биография

Ранние годы

Месуд был одним из сыновей султана Рума Кылыч-Арслана I. К моменту гибели Кылыч-Арслана у реки Хабур в 1107 году его сыновья были малы. Старшему из сыновей султана, Шахин-шаху (Мелик-шаху), было 11 лет[1]. Шахин-шах, сопровождавший отца в кампании, попал в плен к сельджукскому султану Мухаммеду Тапару[2]. Младший сын Кылыч-Арслана, Тугрул Арслан, был возведён своей матерью на престол в Мелитене. Воспользовавшись вакуумом власти, возникшим в Центральной Анатолии, византийский император Алексей Комнин нарушил мир и напал на государство сельджуков. Мухаммед Тапар понял серьёзность ситуации и отправил в Анатолию старшего сына Кылыч-Арслана, Шахин-шаха[3]. Прибыв в Конью, Шахин-шах казнил своего кузена, захватившего власть в его отсутствие[2]. Кроме того, он посадил Месуда и ещё одного своего брата, Араба, в тюрьму. Шахин-шах вступил в борьбу с Алексеем Комниным. После войны с императором в 1116 году он прибыл в свой лагерь близ Афьонкарахисара, где подписал мирный договор с Алексеем и получил от императора большую сумму денег[4].

Борьба с братьями

Рассказ о подробностяз борьбы Месуда с Шахин-шахом и смерти последнего содержится только в «Алексиаде»[5]. Во время переговоров с Шахин-шахом императору стало известно, что против Шахин-шаха поднят мятеж[4]. Военачальник Шахин-шаха и Гюмюштегин Данышмендид провозгласили султаном Месуда[6]. Алексей посоветовал султану остаться в лагере или воспользоваться византийской охраной. Однако Шахиншах отказался, что говорит о неверии султана в заговор брата[4]. "Таков уж надменный нрав варваров, считающих себя чуть ли не выше облаков»[5]. Хотя Шахин-шах послал разведывательные отряды проверить, нет ли разбойников. Отряды встретили Месуда по пути и примкнули к нему. Вернувшись в султану, они сообщили, что дорога безопасна. Столкнувшись с солдатами Месуда, Шахин-шах пытался бежать. Эмир по имени Пухеас посоветовал ему укрыться в Тирагионе около Акшехира. Месуд вскоре осадил город, и Пухей уговорил жителей сдаться Месуду и выдать Шахин-шаха. Месуд велел выколоть глаза своему брату, а затем оправил его в тюрьму Коньи (1116)[4][5][7]. Михаил Сириец писал, что "когда Шаханшах возвращался из Константинополя с полученным золотом, они устроили засаду, захватили его и выкололи ему глаза»[6]. Анна Комнина утверждала, что, Шахин-шах был ослеплен не полностью. Его отвезли в Конью, где он проговорился кормилице, что может видеть. Узнав об этом, Месуд велел удавить брата тетивой лука(1117)[4][5][7].

После расправы над своим братом Масуд получил власть султана и женился на дочери Гюмюштегина[5][3][4][7]. Месуд был предан ему до самой его смерти. После смерти в 1124 году Балака, защищавшего правившего в Мелитене брата Месуда, Тугрул-Арслана, Гюмюштегин заключил союз с Месудом, чтобы захватить Мелитену. После шести месяцев осады 10 декабря 1124 года Тугрул-Арслан и его мать передали город Данышмендиду и отступили в замок Миншар. Араб, другой брат Месуда, был правителем Анкары и Кастамону. Он был зол на Месуда за то, что Мелитена, принадлежащая сельджукам, попала в руки Данишмендида, поэтому он выступил против Месуда с армией в 30000 человек и осадил Конью. После того, как Араб победил, Месуд отправился в Византию за помощью. Иоанн II, обрадованный прибытием Месуда, дал ему большую сумму денег и солдат. В 1126 году вместе с тестем Месуд выступил против Араба, победил его и заставил укрыться у Тороса I [4].

В 1127 году с помощью Данышмендида Месуд захватил Анкару у Араба. Отказавшийся от борьбы Араб умер в 1128 или 1129 году[4].

Расширение территорий

В 1131 году Гюмюштегин и Месуд захватили прибрежный район Чёрного моря. В 1132 году император Иоанн II Комнин осадил и захватил Кастамону. В 1133 году Гюмюштегин осадил Кастамону и люди открыли перед ним ворота города[4]. В следующем году Гюмюштегин умер. На момент смерти ему принадлежали земли от Евфрата до Сангариуса. Как благодарность за помощь он получил от Месуда Мелитену, Кайсери, Чанкиры, Анкару и Кастамону. Месуду остались Конья, Нигде, Афьонкарахисар и Аксарай. Между сыном Гюмюштегина, Мухаммед, и Месудом возик конфликт из-за раздела наследства. Византийский император Иоанн воспользовался этим и заключил с Месудом союз против Данишмендидов. Месуд прислал военный отряд и император осадил Чанкыры. После этого Мухаммед пошёл на уступки и заключил союз с Месудом, чтобы разделить своих врагов. Сельджукское войско покинуло армию императора, после чего император был вынужден снять осаду и удалиться в Орханели. Весной он занял Кастамону и Чанкыры, но вскоре потерял их[4].

В 1137 году Иоанн отправился в экспедицию в Киликию и Сирию. Месуд в это время осаждал город Шайзар.

Месуд вернулся в свою страну после нападения и разграбления византийских земель и взятия многих пленных, предположительно для обеспечения возвращения императора. Услышав это, император прибыл в Киликию из Сирии, заключил мирный договор с султаном и отправился в Константинополь.

После того, как Месуд совершил набег на регион Анталии и захватил много добычи и пленных, император прибыл в Анталию весной 1142 года; Пробыв некоторое время в городе и поддерживая общественный порядок, он отправился в Бейшехир. Иоанн хотел напугать турок, что он пойдёт в Конью. Однако Иоанн умер в апреле 1143 года, и ему наследовал его сын Мануил I Комнин[4].

«Так как Масут нападал на восточные области и опустошал их, то Мануил выступил против него в поход и, достигши Мелангий, отомстил тамошним персам. Затем, сделав распоряжения о восстановлении и охранении Мелангий, он возвратился в столицу, заболев колотьем в боках. Считая долгом отомстить и князю антиохийскому Раймунду за то, что тот нападал на киликийские города, подвластные римлянам, он выслал против него войско под начальством племянников[8] Контостефана, Иоанна и Андроника, и некоего Просуха, опытного в военном деле. Вместе с тем он отправил и длинные корабли, которыми начальствовал Димитрий Врана. Как скоро тамошние крепости и города, терпевшие нападения, были надлежащим образом обезопашены, он решился идти войной против персов, так как они домогались овладеть пификанскими укреплениями и, вторгшись в область фракисийцев, опустошали все, встречавшееся на пути. С этою целью он прошел Лидию и, приблизившись к городам, лежавшим во Фригии и при реке Меандре, избавил эти города от угрожавших им опасностей, прогнав устрашенных персов. Достигнув Филомилия, он и здесь имея стычку с турками, где и был ранен в подошву ноги одним персом: царь поверг его копьем на землю, а он во время падения пустил стрелу в его пятку. Так как неприятели считали его человеком страшным в делах, решительным и более отважным, чем отец его Иоанн, то он не хотел пойти назад и не слушался тех, которые советовали ему возвратиться домой, дабы персы не были наконец доведены до отчаяния и, собравшись, не причинили зла его войску, но с особенной поспешностью пошел против самой Иконии. В это время сам Масут, выступив из города, расположился[9] лагерем в Таксарах, которые прежде назывались Колонией; а одна из его дочерей, бывшая, говорят, в замужестве за двоюродным братом царя, сыном севастократора Исаака, Иоанном Комниным, — стоя на стенах города, сказала при этом случае убедительную речь в защиту отца и султана. Между тем царь приблизился уже к укреплениям Иконии, окружил её стены войском, дал позволение юношам бросать стрелы в крепость, не дозволив только оскорблять гробницы мертвых, но вынужден был отступить оттуда и идти назад. При этом отступлении — так как неприятели сделали засады и наперед заняли тесные проходы — происходили схватки сильнее прежних; но он преодолел, хотя и не без труда, все препятствия и возвратился в царствующий город»[10].


После смерти в 1142 году Мехмеда Данишмендида началась борьба между его наследниками, и земли Данишмендидов были разделены на три части: Кайсери, Сивас и Мелитена. Кайсери досталось зятю Месуда - Зюннуну, которого Месуд вначале поддерживал. Месуд победил правителя Сиваса Ягибасана, а своего маленького сына Шахин-шаха сделал правителем Анкары, Чанкиры и Кастамону. 17 июня 1143 года он осадил Мелитену, но после безуспешной трёхмесячной осады 14 сентября 1143 года он вернулся в Конью. В 1144 году Месуд снова выступил против Данишмендида Мелитены, захватил область Эльбистана и передал управление своему сыну Кылыч-Арслану[4].

Между тем, после смерти Артукидского правителя Давуда его сын Арслан Догмуш хотел занять место своего отца с помощью Имадеддина Зенги. Другой его сын Фахреддин Кара-Арслан обратился за помощью к султану Месуду. Месуд дал ему 20000 всадников, и с этим войском Фахреддин Кара-Арслан стал правителем Харпута[4].

В 1144 году Месуд осадил Мелитену. Узнав, что византийский император выступил против него, он снял осаду и направился навстречу императору. Мануил Комнин написал Месуду, что он идёт на Конью, потому что Месуд захватил византийский замок Пракана на границе. Византийская армия, столкнувшаяся с авангардом сельджуков в Акшехире, через некоторое время (1146 г.) появилась перед Конией. Между двумя сторонами произошли ожесточённые столкновения. Византийская армия понесла большие потери из-за засад и набегов. По слухам, за это время было убито 20 000 греков. Император решил вернуться. Сельджуки преследовали византийскую армию до Мендереса. Византийский историк Киннамос пишет, что султан хотел мира, и мир был заключён путём уступки Праканы[4].

Крестовый поход

Уничтожение графства Эдессы Имадеддином Занги в 1144 году вызвала обеспокоенность в Европе. Это событие также поставило под угрозу существование других государств крестоносцев. По этой причине немецкий король Конрад III и французский король Людовик VII прибыли в Константинополь со своими войсками. Конрад столкнулся с сельджукской армией в районе Дорилея 26 октября 1147 года и потерпел тяжёлое поражение. Этой победой Месуд отомстил за поражение своего отца Кылыч-Арслана у Дорилея 1 июля 1097 года. Лишь малая часть немецкой армии смогла бежать в Никею, победители взяли богатую добычу. Получив в Никее известие о поражении Конрада, Людовик предпочёл выбрать более безопасную дорогу. Франки смогли достичь Анталии, хотя и с большими потерями. Отсюда они на кораблях отправились в Сирию[4].

В 1149 году Месуд вместе со своим сыном Кылыч-Арсланом захватил Мараш, который принадлежал Жослену II, правителю Тель-Башира, до 1144 года бывшего графом Эдессы. После этого Месуд осадил Тель-Башир. Мир был заключён при условии, что Жослен II признаёт себя вассалом Месуда. Хотя Жослен II победил Нуреддина Махмуда, через некоторое время, Нуреддин Махмуд поймал его с помощью туркмен и заключил в тюрьму в мае 1150 года. Месуд двинулся на Кейсун, и жители без боя передали ему город. Впоследствии султан легко захватил укреплённый Бехисни, замок Рабан и Мерцбан. Он осадил Тель-Башир при поддержке своего зятя, Нуреддина Махмуда, но они не смог взять город, который защищали жена Жослена и его сын, Жослен III. Месуд оставил управление завоёванными местами своему сыну Кылыч-Арслану и вернулся в Конью. В 1151 году Нуреддин Махмуд захватил Тель-Башир, а Месуд присоединил Айнтаб[4].

Последние годы

В 1152 году Данышмендидский правитель Мелитены Айюддевле умер, и его место занял его сын Зюлкарнейн. Правитель Сиваса, Никсара, Токата и Амасьи Данышмендид Ягибасан велел своему племяннику не подчиняться султану Месуду. Услышав это, Месуд рассердился и двинулся на Ягибасана. Понимая, что он не сможет противостоять правителю сельджуков, Ягибасан покорился и пообещал Месуду, что не будет помогать своему племяннику. Месуд намеревался осадить Мелитену 24 июля 1152 года. Он разграбил и разрушил окрестности города. Когда Зулкарнейн со своей матерью предстал перед султаном и попросил прощения, султан простил их[4].

Торос, армянский правитель Киликии, полностью захватил византийские города в этом регионе. Византийский император Мануил Комнин был рассержен, он призвал Месуда напасть на Киликию и послал для этого деньги. Месуд и сам хотел наказать Тороса за нарушение сельджукских границ. Весной 1153 года султан взял с собой Данишмендида Ягибасана и двинулся на Киликию. Однако, поскольку армяне защищали перевалы Тавра, султан не смог впопасть в Киликию и был вынужден вернуться. Византийская армия, которая напала на Киликию вскоре после этого, также потерпела поражение от армянских войск у ворот Тарса. В следующем году Месуд снова двинулся в Киликию, и на этот раз он без труда вошёл в город. После Мисиса и Айнизербы (Аназарбы) он продвинулся до Тель-Хамдуна (ныне Топраккале). Оттуда он послал Якуба-бея, одного из эмиров с отрядом в 3000 человек совершить набег на регион Антиохии. Но Якуб-бей и его солдаты попали в засаду крестоносцев и армян под командованием брата Тороса, и большинство из них погибли[4].

Месуд заболел после возвращения из экспедиции в Киликию и понял, что умирает. Он вызвал своего сына Кылыч-Арслана из Эльбистана в Конью, посадил его на трон, надел на его голову корону и потребовал от приближённых присягнуть ему. Затем он скончался (1155/56). Его тело похоронили в тюрбе во дворе мечети Алаэддина. Хотя говорят, что гробница Месуда находится недалеко от Амасьи, это неправда[4].

«У государя турков Масута было много сыновей, но не меньше и дочерей. При конце[11] жизни, перед переходом туда, где его, как нечестивого, ожидали муки, он разделил между своими детьми некогда принадлежавшие римлянам, а в это время ему подвластные города и области. Одним оставил он в наследие одни города, другим — другие, а митрополию Иконию и что было в зависимости от неё выделил сыну своему Клицаслану. Из зятьев же Ягупасану назначил Амасию, Анкиру и плодоносную область каппадокийскую со смежными им городами; а Дадуну предоставил богатые и огромные города Кесарию и Севастию"[12].

«дети Масута, разделив на три части полученные по наследству важнейшие отцовские владения или, точнее сказать, римские области, немного жили в мире и как прилично родственникам, но большей частью ссорились и враждовали между собой»[13].

Личность

Месуд был умным, справедливым, осторожным, дальновидным и религиозным правителем. Он был известен под лакабом Рукнеддин[4].

Поскольку Месуд очень мало жил в Конье, он практически не оставил никаких памятников, сохранившихся до наших дней. Во время своего тридцатидевятилетнего правления он построил здесь внутренний замок, дворец и мечеть. Эта мечеть построена в стиле великих мечетей того периода в Анатолии, то есть без купола, с плоским потолком и множеством колонн. Строительство мечети Алаэддина было начато во время правления Месуда I, но, поскольку оно было завершено во время правления Алаэддина Кейкубада I, она была названа в его честь. Султан также основал мечеть в Аксарае и город под названием Симре недалеко от Амасьи[4].

Самая старая сельджукская монета в Анатолии отчеканена при Месуде[3][4].

Турки прочно обосновались в Анатолии во время правления султана Месуда[3]. До времён Месуда Анатолию называли «Рум» (земля римлян). Во время его правления жители Запада стали называть Анатолию «Турчией» (Турция). Армяне называли большую часть Анатолии, находившейся под властью турок, «Туркестаном»[4].

К моменту его смерти в 1155 году государство Сельджуков стало доминирующей державой в центральной и восточной Анатолии.

Семья

Жена: дочь Гюмюштегина Гази. Брак заключён до 1116 года[3][4].

Сыновья[4]:

Дочери[4]:

Примечания

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.