Лукизм

Луки́зм (англ. lookism, от look — «внешний вид; внешность»), или дискриминация по внешности, — обозначение положительных стереотипов, предрассудков, выбора поведения по отношению к физически привлекательным людям, а также к тем, чья внешность отвечает культурно-социальным представлениям и нормам того или иного общества.

Уоррен Фаррел предлагает термин «торжество гена» для описания обожания и восхваления физической красоты человека[1]. Физическая привлекательность ассоциируется с хорошими, положительными вещами, например с образом принцессы, в то время как непривлекательность — с негативными, например злая ведьма. Многие люди делают автоматические суждения о других, основываясь на собственном представлении о своей внешности, которое, в свою очередь, влияет на их восприятие других людей.

Исследования стереотипа «хорошо всё то, что красиво» доказывают, что в своём большинстве обладатели привлекательной внешности пользуются этим и извлекают немало выгод из этого. Например, людей с привлекательной внешностью лучше воспринимают в обществе, а также внешняя привлекательность оказывает сильнейшее влияние при оценивании человека в целом[2]. Исследования показывают, что в среднем у индивидов с привлекательной внешностью гораздо больше друзей, они более социализированы и их половая жизнь гораздо активнее. Однако наличие привлекательной внешности не обозначает, что индивид счастлив, и никак на это не влияет[3].

Лукизм является по сути навязыванием представления о красоте. В объективном понимании красота — это здоровье, ухоженность и отсутствие физических повреждений (шрамов и увечий). Красота очень разнообразна. Лукизм всё сводит к шаблонам и параметрам: форма носа, рост, цвет глаз и т. п. К примеру, образ молодого человека с аккуратным курносым носом, голубыми глазами и ростом от 180 см навязывается как более привлекательный в сравнении с молодым человеком, чей рост ниже 180 см, цвет глаз тёмный, а профиль «греческий». Также, к примеру, приверженцы лукизма пытаются доказать, что женщины с большой грудью более интересны противоположному полу. Но при этом не учитывается тот факт, что большой процент мужчин не придаёт размеру никакого значения. Таким образом, лукизм является примитивной формой социального взаимодействия с людьми.

История

Лукизм подвергался критике многими древними и средневековыми философами. Скептики, стоики, циники, эпикурейцы и схоластики развили множество причин избежать попадания под влияние внешности[4].

Термин «лукизм» впервые был введён в обращение в 1970 году в связи с движением за права полных людей.

В 1978 году этот термин был напечатан в The Washington Post, где объяснялось, что полные люди придумали термин «лукизм» для определения дискриминации по внешним данным[5].

Лукизм привлёк внимание как культурологов, так и экономистов. В культурологии лукизмом считается предвзятое мнение о красоте, а также формирование культурных стереотипов, которые основываются на внешности, социальных ожиданиях и гендерных ролях. С экономической точки зрения уровень дохода напрямую зависит от внешности, также как и уровень производительности сотрудников зависит от того, считают ли их коллеги привлекательными или, наоборот, некрасивыми.

Некоторые писатели исследовали дискриминацию по внешности среди геев. Активист и писатель-гомосексуал Микеланджело Синьорили описал подобную дискриминацию как «установление жёстких стандартов физической красоты, которые оказывают давление на определённые группы людей, стремящиеся попадать под эти стандарты. Любой человек, который не следует установленным стандартам, автоматически считается физически непривлекательным и сексуально не возбуждающим. В культурах, где внешнему виду уделяется большое количество внимания и где тело играет важную роль, подобная дискриминация затрагивает не только тех, кто не хочет и/или не может быть сексуально привлекательным, следуя установленным стандартам, но и вовсе перестаёт считать человеком непривлекательного человека, судя его только по внешнему виду. В этом смысле подобная дискриминация мало чем отличается от расизма, сексизма или гомофобии вовсе»[6].

Эмпирическая точка зрения

Нэнси Эткофф, психолог Массачусетского госпиталя утверждает: «Сегодня мы живём в мире, где лукизм является одним из наиболее распространённых предубеждений»[7].

Исследование Дэна Ариэли доказало, что среди американских женщин наибольшим спросом пользуются высокие мужчины, в то время как низким мужчинам необходимо иметь существенно больший уровень заработка, чтобы быть привлекательными для женщин[8].

В статье «Лукизм — это честно?» (Is Lookism Unjust?) Луис Тиетже и Стивен Кресап спорят на тему, считается ли дискриминация по внешности законной[4]. В доказательство авторы приводят результаты исследования, согласно которому к привлекательным людям существует более предпочтительное отношение в обществе, а к непривлекательным применяются негативные санкции, например неуважительное отношение, пренебрежение, отказ от предоставления каких-либо возможностей. Согласно недавнему исследованию рынка труда, привлекательные люди получают больше премий и привилегий, а некрасивые люди, наоборот, выплачивают штрафы, или к ним применяются определённые меры наказания. Результаты исследования показали, что если человек (неважно, мужчина или женщина) попадает в 9 % самых некрасивых людей компании, то вероятность того, что к нему будут применены санкции из-за его внешнего вида, составляет 7-9 %. Если сотрудник компании попадает в 33 % самых красивых людей организации, то вероятность того, что отношение к нему будет лучше и он получит премию, составит 5 %. Несмотря на наличие явных доказательств подобной дискриминации, авторы ставят под сомнение факт её существования на протяжении человеческой истории. Таким образом, нет каких-то прямых доказательств, что того или иного человека дискриминируют непосредственно из-за его внешнего вида, а следовательно и невозможно разработать какие-либо правовые основы для наказания. Тиетже и Кресап делают вывод: «Мы не видим, каким образом можно объяснить и доказать необходимость политического вмешательства в проблему дискриминации по внешности»[4].

Политический лукизм

Лукизм в политике начал проявляться в то время, когда в газетных карикатурах стали беспощадно высмеиваться внешние недостатки политиков[9]. В 1960 году, во время президентской гонки между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном, многие считали, что победу в первых теледебатах Кеннеди обеспечила его внешность[10]. Однако некоторые исследователи сочли этот факт выдуманным и утверждали, что внешность Кеннеди никак не повлияла на его победу[11].

Существует несколько постоянных переменных для определения женственности или мужественности того или иного политика.

Шарлотта Хупер утверждает, что «половая принадлежность пересекается с прочими социальными принадлежностями, такими как класс, род, и вместе они образуют новую иерархию с новыми характеристиками»[12]. Хупер также приводит пример «истинно мужского» поведения во время войны. Этот эталон определяет, является человек «настоящим мужчиной» или нет. Кроме того, СМИ «создают эталон мужского образа, который распространяется по всему миру»[12]. Именно в этом окончательно закрепилась идеология лукизма, считает Хупер.

Другой исследователь, Лора Шеферд, также считает, что «мужчины должны вписываться в матрицу образа»[13], то есть вести себя соответственно, одеваться соответственно, без лишних эмоций или какого-либо намёка на женственность. Если им удаётся достичь этого, они становятся практически неприкосновенными.

Однако существует и другая точка зрения, которая заключается в том, что в политике существует интерес лишь к вопросу о мужественности, в то время как изучение вопроса женственности в этой же сфере представляется совершенно невозможным[14].

См. также

Примечания

  1. Farrell, Warren. Why men earn more: the startling truth behind the pay gap — and what women can do about it. — New York: American Management Association, 2005. — P. 193. — ISBN 0-8144-7210-9.
  2. Eagly, Alice; Ashmore, Richard. What is beautiful is good, but… (англ.) // Psychological Bulletin. — 1991. No. 110. P. 109—128.
  3. Rhodes, Gillian; Simmons, L. W. Attractiveness and Sexual Behavior: Does Attractiveness Enhance Mating Success? (англ.) // Evolution and Human Behavior. — 2005. No. 26. P. 186—201.
  4. Louis Tietje and Steven Cresap. Is Lookism Unjust? The History and Ethics of Aesthetics and Public Policy Implications (англ.) // Journal of Libertarian Studies. — 2005. Vol. 19, no. 2. P. 31—50.
  5. John Ayto. 20th Century Words. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — ISBN 978-0-19-860230-9.
  6. Eclectic Views on Gay Male Pornography: Pornucopia / edited by Todd G. Morrison. — New York: Harrington Park, 2005. — (Journal of homosexuality). — ISBN 978-1-56023-291-9.
  7. William Safire. The Way We Live Now: 8-27-00: On Language; Lookism (англ.). The New York Times (27 августа 2000). Дата обращения: 24 мая 2017.
  8. «Ariely found that a 5’4» man would need to make $229,000 more than a 6' man to have equal appeal; a 5’6" man would need $183,000 more; a 5’10" man would need $32,000 more." Lori Gottlieb. Marry Him: The Case for Settling for Mr. Good Enough. — New York, NY: Dutton, 2010. — P. 239. — ISBN 9780525951513.
  9. Jones, Johnathan. Can you be too ugly for politics? (англ.). The Guardian (10 января 2012). Дата обращения: 24 мая 2017.
  10. Erika Tyner Allen. The Kennedy-Nixon presidential debates, 1960 (англ.). Museum of Broadcast Communications. Дата обращения: 24 мая 2017.
  11. David L. Vancil and Sue D. Pendell. The myth of viewer-listener disagreement in the first Kennedy-Nixon debate (англ.) // Central States Speech Journal. — 1987. Vol. 38, no. 1. P. 16—27.
  12. Hooper, Charlotte. Masculinities, IR and the ‘gender variable’: a cost-benefit analysis for (sympathetic) gender sceptics (англ.) // Review Of International Studies. — 1999. No. 25. P. 475—480.
  13. Laura J. Shepherd. Sex or gender? Bodies in world politics and why gender matters // Gender matters in global politics : a feminist introduction to international relations. — New York: Routledge, 2010. — 416 p. — ISBN 9780415453875.
  14. Enloe, Cynthia. 'Gender' Is Not Enough: The Need for a Feminist Consciousness (англ.) // International Affairs. — 2004. — January (vol. 80, no. 1). P. 97.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.