Лосиная Лука
Лоси́ная Лу́ка — село в Петровском районе Тамбовской области России. Входит в Красиловский сельсовет.
Село | |
Лосиная Лука | |
---|---|
52°30′11″ с. ш. 40°22′46″ в. д. | |
Страна | Россия |
Субъект Федерации | Тамбовская область |
Муниципальный район | Петровский |
Сельское поселение | Красиловский сельсовет |
История и география | |
Часовой пояс | UTC+3:00 |
Население | |
Население | ↘157[1] человек (2010) |
Цифровые идентификаторы | |
Почтовый индекс | 393082 |
Код ОКАТО | 68224820002 |
Код ОКТМО | 68624420106 |
Номер в ГКГН | 0064446 |
|
География
Расположено на реке Матыра.
История
В писцовых книгах 1699 года записано: «… соколянам детям боярским Ивану Меньшову Фёдорову сыну Филатову с товарищи письма и межевания… 206 года даны усадища в Сокольском уезде за рекою Матырою в Лосиной Луке… из дикого поля из порозжей земли: Ивану Меньшову Филатову 60 четвертей, Моисею Рыкову 40 четвертей, Савостьяну Мухортову с товарищи, 121 человек, по 20 четвертей, всего 123 человека, 2520 четвертей, сена против того по указу». Это официальная запись о закреплении отведённой земли основателям села Лосиная Лука (Лука — изгиб реки, Лосиная — в луке водились лоси), что на левом берегу реки Матыры.
206 год — это 7206 год от сотворения мира, соответствующий 1698 году от Рождества Христова. Он и является годом основания села. Дети боярские — категория служилых людей, наделявшаяся за службу землёй в поместную (наследственную) собственность. Соколяне — служилые люди города-крепости Сокольска на Белгородской укреплённой черте, находившегося в старой части современного Липецка. Четверть — земельная мера, равная 1,5 десятинам в трёх полях: пашни, перелога и дикого поля. При обилии земли господствовала переложная система земледелия, при которой несколько лет засевалось одно поле, два других отдыхало. Потом поля менялись. Дикое поле (целина) распахивалось, пашня становилась перелогом, а перелог превращался в целину, дикое поле. Отвод земли проходил весной, в конце апреля или в мае.
Межа землям, отведённым лосинолукцам, начиналась в верховьях Глушицкого истока, где стояли дуб и липа. В конце 70-х годов XX века старожил села Болучевских Д. Ф., которому было за 90 лет, рассказывал[3], что на его памяти на окраине села был дуб, который могли обхватить только четыре человека, взявшись за руки. Дуб называли Маврицким, вероятно, за старость, в подражание Маврицкому дубу из религиозного предания. Надо полагать, что этот дуб в свою относительную молодость и был «пограничным» знаком на землях основателей Лосиной Луки. От дуба межа шла через Босолук и Проточину на Большой Босолук и через Б. Босалук к речке Плавице. Направо были земли Ивана Большого Филатова с товарищи (основатели села Тафино), а налево — Ивана Меньшого с товарищи. От речки Плавицы межа шла степью к Матыре и через Матыру в Яблоновскую луку, и через Орлово озеро (сейчас это низина, именуемая «Залой») снова к Матыре. Направо от этой границы земли Ефима Горенского с товарищи (основатели села Яблоновца), налево — лосинолукцев. От реки Матыры грань шла по Лосиной Луке к истокам Глушицы. Направо были земли Акима Бунина с товарищи (основатели села Большой Избердей), налево — лосинолукцев. В заключении описания межи говорится: «а в лес им выезжать в Тафинский и Яблоновской липяг, Ивану Филатову с товарищи вообще с Аникой Буниным, да с Иваном Большим Филатовым, да с Ефимом Горенским и с товарищи их».
В первые два десятилетия взрослое мужское население продолжало числиться служилыми людьми. Так, в 1716 году в Лосиной Луке служилых чинов людей было 48, в том числе: полковой слуюбы — 6, городовой службы — 28, рейтарской службы — 8, копейщиков — 5. В ландмилиции служило четыре человека, в их числе Василий Ледовских, Иван Сотников, Евстрат Кузовкин. Среди основателей села были Болучевские, Гулевские, Шараповы, Шипиловы, Веселовские, Ледовские, Цукановы. В 1719 году служилые люди были переведены в категорию однодворцев, имевших право на частное владение землёй и крепостными, но как и крестьяне платившие подати и несшие рекрутскую повинность. В селе была деревянная церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского, в которой служил поп Ефим Дмитриев.
В трудное время предки лосинолукцев осваивали новую родину. Шла война со Швецией. Рекрутские наборы в солдаты, на заготовку леса, на строительство кораблей, крепостей, дорог следовали один за другим. Забирали самых молодых и крепких. Росли всевозможные налоги, поборы, натуральные повинности. При том, что нужно было строиться, поднимать никогда не паханную степь. Первопоселенцам удалось преодолеть все трудности и лишения, к середине XVIII века они крепко сидели на облюбованной ими земле. Из землянок и хибарок перешли в рубленые избы, небольшие, с земляным полом, топившиеся по-чёрному. Росла численность населения. Переложная система земледелия вытеснялась трёхпольем. Всё дальше в степь продвигались пашни. Чтобы не тратить время на переезды в дальние поля, часть жителей Лосиной Луки в середине XVIII века переселилась на реку Плавицу, к месту впадения Большого Босолука. Новопоселенная деревня стала называться Яблоновцем. В конце XIX века она была известна как Яблоновое, а в конце XX века — Свиньино, по фамилии владельца.
В дачах Лосиной Луки появляются владения помещиков, которые скупали земли однодворцев. По генеральному межеванию 1778 года в Лосиной Луке и в деревне Яблоновце имели земли: генерал-аншеф и кавалер ряда орденов Н. И. Салтыков, генерал-поручик П. С. Свиньин, полковник и кавалер Ю. А. Пушкин (брат М. А. Ганнибал, бабушки А. С. Пушкина), его жена Надежда Герасимова дочь (сестра книгоиздателя и журналиста И. Г. Рахманинова), Пётр Лукин сын Вельяминов (родной брат бабки изобретателя лампы накаливания А. Н. Лодыгина), княгиня Ф. Ф. Борятинская и ряд других владельцев. Вместе с однодворцами у них числилось 1380 десятин пашни, 645 десятин сенных покосов, 370 десятин дровяного леса, а всего земли 2867 десятин, в том числе 36 десятин церковных земель. Помещики, кроме Свиньина, крепостных не имели и жили в других местах. В Лосиной Луке было 100 дворов и 776 жителей обоего пола.
В 1801 году освящается новый деревянный храм Дмитрия Солунского[4], перестроенный и расширенный в 1835 году. Он простоял до 30-х годов XX века, когда его постигла судьба всех церквей Петровского района, он был сломан. Лосиная Лука росла медленно, сказывалось её отдаленность от дорог. Даже с соседними сёлами Шехманью, Тафином, Тынковым связь затруднялось из-за отсутствия постоянных мостов через Матыру. Так, с 1764 года по 1858 год население увеличилось на 19 %. Только с отменой крепостного права начинается бурный рост численности населения. За 25 лет, с 1858 года по 1883 год, оно выросло на 44 % и на 55 % за последующие 34 года, достигнув 2178 человек в 1917 году.
В 1861 году священник Николай Богданов положил начало школьному делу в Лосиной Луке: в своём доме стал обучать 21 мальчика. В начале 80-х годов XIX века в селе было уже 30 грамотных мужчин. Занятия не были регулярными, зависели от инициативы священника. Крестьяне не стремились посылать детей в школу. В конце XIX века при церкви уже была школа грамоты. Она размещалась в кирпичной церковной сторожке, площадью в 74,5 квадратных аршина (аршин = 0,71 м). При классной комнате была раздевалка. В 1899 году на начало учебного года в школе было 40 мальчиков. Учились в основном дети зажиточных крестьян.
Наиболее полное представление о положении села дают статистические сведения за 1883 год. В том году в Лосиной Луке числилось 192 двора и 1296 жителей, 18 человек служило в солдатах. Во владении крестьян было 1764 десятины пахотной земли и 476 десятин неудобий (болота, кочкарники и пр.). На одного трудоспособного мужчину приходилось 5 десятин. Более трети хозяйств свой надел не обрабатывали, сдавали в аренду. Причина — отсутствие лошади. Вообще же у жителей села было 269 рабочих лошадей и 69 жеребят, 227 коров и 108 телят, 2632 овцы, 125 свиней. Около четверти дворов имело по одной лошади, более четверти — по 2-3, двенадцать дворов имело по 4-5 лошадей, а три двора — свыше пяти.
Девятая часть дворов не имела никакого скота. В шести дворах было 92 колодных улья, в девяти — имелись сады, в которых росло 75 плодовых деревьев. В большинстве лосинолукцы жили в деревянных избах, представлявших собой квадрат со стороной 6-8 аршин. Но были и пятиаршинные избы. А десять крестьян жили в избах размером в 9-10 аршин. У десяти крестьян изб вообще не было. В селе было три трактира и три промышленных предприятия, в том числе водяная мельница, принадлежавшая липецкому купцу А. И. Сизову. Жители Лосиной Луки выплачивали в год выкупных платежей за землю 1726 рублей, государственных платежей 1709 рублей, земских сборов 581 рубль, волостных сборов 352 рубля, сельских сборов 421 рубль, что в итоге составляло на работника 14 рублей 10 копеек.
В последующие годы продолжается рост села. Своего «пика» развития Лосиная Лука достигла к Первой мировой войне. Несмотря на три года войны в 1917 году в селе было 345 дворов и 2178 жителей. Кроме того, 282 человека находились в отлучке (служили в армии, находились на заработках и др.). Численность крупного рогатого скота выросла на 61 %, в том числе коров на 15 %, свиней на 81 %, лошадей на 9 %, причем рабочих лошадей стало меньше. Сказалась мобилизация для армии. Почти на пятую часть сократилось поголовье овец, что стало следствием сокращения выпасов из-за их распашки с ростом численности населения, в то же время почти половина хозяйств была без рабочего скота, более трети не имело коров, а шестая часть вообще не имела скота. Более шестой части не имело полевого надела, то есть пашни. Из промышленных и торговых заведений в 1912 году в селе было две ветряные мельницы, водяная мельница Сизова, мельница с нефтяным двигателем Дементьева, 4 лавки. Были кузнецы, вальщики, портные и так далее.
В годы гражданской войны и военного коммунизма хозяйство села было отброшено назад. К 1920 году поголовье рабочих лошадей в сравнении с 1917 годом сократилось на треть, крупного рогатого скота более чем на половину, овец в 3,5 раза, свиней в 57 раз. Были закрыты лавки, частные предприятия, сократились посевные площади. Комиссия по учёту имений в декабре 1917 года отмечала, что хозяйство наследников купца А. И. Сизова разорено и заброшено: 9 лошадей, в том числе 5 рабочих, 2 коровы, 200 пудов ржи, 60 пудов овса, до 500 пудов сена, до 200 копен овсяной, просяной и ржаной соломы, мельница, два жилых дома, постройки оказались бесхозными.
Только в годы новой экономической политики наступило оживление в хозяйстве села. Но наступил 1929 год — «год великого перелома», положивший начало «сплошной коллективизации на базе ликвидации кулачества как класса»[5]. В 1935 году в Лосиной Луке было создано три колхоза: «12-й Октябрь», имени Ежова и имени Водопьянова. В 1937 году они объединяли 276 дворов с 1157 колхозниками, что составляло подавляющее число жителей села. В конце года в колхозах было 106 лошадей, в том числе 69 рабочих, 37 голов крупного рогатого скота, в том числе 6 коров, 90 свиней, 130 овец, 21 пчелосемья. У колхозников в личном пользовании было 152 головы крупного рогатого скота (коров не указано в отчёте), 7 свиней, 128 овец и коз. Более пятой части колхозных дворов скота вообще не имело. В том урожайном году на трудодень дали зерна: в «12-м Октябре» — 4,5 кг, в колхозе имени Ежова — 5,8 кг, в имени Водопьянова — 3,6 кг. Давали и деньги (по 3,5 и 2,4 копейки на трудодень), и солому (по 5,1 и 8,8 мг). В остальные же годы выдавали по 150—300 граммов на трудодень, о деньгах говорить не приходится. Колхозники жили за счёт своих огородов, на которых кроме картофеля и овощей по нескольку соток отводили под посев ржи, проса, махорки.
В годы Великой Отечественной войны лосинолукцы как и весь советский народ отдавали все силы делу разгрома врага. 104 жителя Лосиной Луки занесены в Книгу памяти[6] как погибшие или пропавшие без вести. Многие сельчане за храбрость и отвагу были награждены орденами и медалями. А женщины, старики и подростки самоотверженно трудились на полях и фермах колхозов. Трудными были и послевоенные годы. Только во второй половине 50-х годов XX века наступило некоторое улучшение. Колхозы села объединились в один, потом он слился с колхозом соседнего села Красиловки. В селе стали ремонтировать дома, строить новые, заменять соломенные крыши на шиферные и железные.
В 60-х годах XX века село электрифицируется. Колхозники стали приобретать радиоприёмники, телевизоры, мебель, мотоциклы и автомобили. Но в то же время усиливается отток жителей, особенно молодёжи, в города. В селе закрываются неполная средняя школа, клуб, библиотека, которые были открыты ещё до войны. В конце 1986 года в Лосиной Луке осталось 355 жителей, из них 16 человек числились отсутствующими (учились в городах, служили в армии). А на 1 января 1998 года в селе осталось 133 двора и 255 человек населения, из которых около 40 % пенсионеров. В их хозяйствах 44 коровы, 33 свиньи, 73 овцы и 24 лошади.
Примечания
- Всероссийская перепись населения 2010 года. 9. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов Тамбовской области . Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 9 января 2015 года.
- Коряков Ю. Б. Этно-языковой состав населённых пунктов России : [арх. 17 ноября 2020] : база данных. — 2016.
- Гульшин И. Ф. Лосиной Луке – 300 лет/ И. Ф. Гульшин // Сельские зори. – 1998. – 30 апр.
- Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова c. Петровское - . petrovkahram.prihod.ru. Дата обращения: 20 апреля 2017.
- И. Сталин. Год великого перелома . petroleks.ru. Дата обращения: 18 апреля 2017.
- Книга Памяти - Электронная библиотека Тамбовской области (англ.). elibrary.tambovlib.ru. Дата обращения: 18 апреля 2017.