Левый национализм
Ле́вый национали́зм — формы национализма, основанные на идеях равенства, народного суверенитета и национального самоопределения[1]. Он имеет свои истоки в якобинстве Великой французской революции[1]. Левый национализм обычно придерживается антиимпериализма[2][3]. Он отличается от правого национализма, и часто отрицает крайний национализм и фашизм[2], хотя некоторые (малые) формы левого национализма включают в себя нетерпимость и расовые предрассудки[2].
В число прогрессивных, либертарных и демократических лево-националистических движений обычно включают национально-освободительные и антиколониальные движения угнетённых народов. К числу известных исторических примеров принадлежат: Индийский национальный конгресс, который под предводительством Махатмы Ганди боролся за независимость Индии, а после её обретения под началом Джавахарлала Неру выступал на международной арене за антиколониальное сотрудничество народов «Третьего мира»; Шинн Фейн, во время Ирландской Войны за независимость и во время Конфликта в Северной Ирландии; Африканский национальный конгресс в Южно-Африканской Республике под предводительством Нельсона Манделы, который боролся с апартеидом. В освободительных движениях зависимых народов принимали участие и марксисты, например, Джеймс Коннолли. Подобные движения также стремятся использовать интернационализм и международную солидарность, примером чего являются панафриканизм и боливарианизм в Латинской Америке.
«Левый национализм» может принимать и авторитарные формы. Тоталитарная его форма, называемая «советским патриотизмом», существовала в годы сталинизма в Советском Союзе[4]. Арабская социалистическая партия Баас в Сирии и ранее в Ираке способствовала усилению панарабского национализма и пропаганде государственного социализма, одновременно подавляя коммунистическую оппозицию. Иосип Броз Тито, лидер Югославии и Союза коммунистов Югославии, способствовал продвижению левого национализма[5]. Правительство Северной Кореи является агрессивно националистическим и классифицируется некоторыми исследователями как расистское и идеологически близкое к этнонационализму[6].
Примечания
- Sa’adah 2003, 17-20.
- Smith 1999, 30.
- Delanty, Gerard; Kumar, Krishan. The SAGE handbook of nations and nationalism. London, England, UK; Thousand Oaks, California, USA; New Delhi, India: Sage Publications, Ltd, 2006. Pp. 542.
- Smith 1999, 14.
- Perica 2002, 98.
- Myers, B. R. (2010). The Cleanest Race: How North Koreans See Themselves and Why It Matters.