Крутой детектив

Крутой детектив (англ. hardboiled, букв. «круто сваренный») — литературный жанр, схожий во многом с детективом и криминальным романом. Характерным для данного жанра является главный герой — детектив, который становится свидетелем насилия, творившегося со стороны организованной преступности в годы сухого закона в США, и бездействия со стороны коррумпированных правоохранительных органов, вследствие чего он решается сам вершить правосудие, становясь своеобразным антигероем[1]. Наиболее известными героями подобных детективов стали Филип Марлоу, Майк Хаммер, Сэм Спейд, Лью Арчер и сотрудник агентства «Континенталь».

Обложка журнала Black Mask (сентябрь 1929 года), в котором вышла первая часть романа «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета. На обложке изображён Сэм Спейд (художник — Генри Мёрфи-младший)

Пионеры жанра

Первопроходцем в данном жанре стал Кэрролл Джон Дейли в 1920-е годы[2], который в 1922 году опубликовал первое произведение в жанре крутого детектива — «Поддельные гребни от Бертона». К концу десятилетия крутые детективы обрели славу благодаря произведениям Дэшила Хэммета, а в конце 1930-х годов жанр снова оказался на пике популярности благодаря Джеймсу Кейну и Рэймонду Чандлеру[3]. Расцвет этого жанра пришёлся на 1930-е — 1950-е годы в США[4].

Особенности жанра

Фото Паоло Монти (1975)
Изображение роковой женщины на обложке типичного крутого детектива

Крутые детективы с момента своего появления публиковались в pulp-журналах, хотя название этот жанр обрёл не сразу. Этимология «hardboiled» восходит к Первой мировой войне, когда этим словом называли твёрдые воротнички на мундирах офицеров Армии США, которые надо было накрахмаливать — кипяток, в котором крахмалились воротнички, заваривался до состояния крутого яйца. Однако этим же словом «hardboiled» стали называть наиболее свирепых офицеров, которые жестоко муштровали новобранцев и младших по званию — так появился переносный смысл «жестокий, бесчувственный, злобный, циничный», который стал характерным и для главного героя подобных детективов и для его отношения к насилию[5].

В крутом детективе, в отличие от классических детективов «whodunit» (с англ.«Кто это сделал?»), значимость интеллекта и логика сюжета отходили на второй план, в то время как на первый план выходили физическая сила, рукопашный бой и умение стрелять. Тем не менее детективу для разрешения загадки преступления и поимки преступника всё ещё требовались не только грубая сила, но и знание преступного мира и города, жизненный опыт и хитрость. Действие в подобных романах развивается стремительно, непредсказуемо и напряжённо, а герою самому достаётся от полиции за то, что он вынужден идти на нарушение закона. Некоторые из произведений, однако, трудно отнести к подобным крутым детективам: так, литературовед Роберт Сэмпсон считал, что популярные в журнале Adventure рассказы Гордона Янга о «невероятно жестоком, бесчувственном и смертоносном» стрелке и любителе азартных игр, публиковавшиеся с 1917 года, не попадают под жанр крутого детектива, так как даже превосходят его[6].

В 1930-е годы крутой детектив снова пережил популярность: романы публиковались в широко известном в США журнале Black Mask, редактором которого был Джозеф Шоу[3][7], а также в журналах Dime Detective и Detective Fiction Weekly[8][9].

В настоящее время словосочетанием «крутой детектив» часто называют любой преступный роман, в котором упор делается на «экшн», а не логику сюжета[10]; существует и такая точка зрения, по которой крутой детектив детективом считаться не может[11]. В США жанр крутого детектива эксплуатировался неоднократно: среди более-менее известных имён выделяются Джеймс Эллрой, Пол Кейн, Сью Графтон, Честер Хаймс, Пол Левайн, Джон Данн Макдональд, Росс Макдоналд, Уолтер Мосли, Сара Парецки, Роберт Паркер и Микки Спиллейн. Книги издавались преимущественно издательствами Gold Medal Books и Black Lizard.

Считается[кем?], что и корни романов Яна Флеминга о Джеймсе Бонде также уходят именно в крутой детектив. При этом отмечают[кто?], что творчество Флеминга более близко к реальности, в отличие от большинства американских крутых детективов, поскольку Флеминг проходил службу в британской разведке и представлял себе то, о чём писал, а также как журналист Reuters много путешествовал и излагал подробности жизни и обычаев разных народов мира. Среди авторов шпионских романов и детективов подобные детали, соответствующие истине, встречаются очень редко.

Связь с нуаром

Крутой детектив часто ассоциируется с нуар-романами. Британский критик Эдди Дагган в 1999 году опубликовал статью о творчестве Корнелла Вулрича, обсуждая сходства и различия между крутыми детективами и нуар-романами[12]. В своём исследовании творчества Дэвида Гудиса Джей Херцман писал следующее[13]:

Лучшее описание крутого детектива, которое мне известно, дал критик Эдди Дагган. В нуаре акцент смещается на внутренние факторы: психическая неуравновешенность, ведущая к самоуничижению, агрессии, социопатии или принуждению контролировать тех, с кем делишься переживанием. Напротив, в крутом детективе «изображается фон институционализированной социальной коррупции».

См. также

Примечания

  1. Porter, Dennis. Chapter 6: The Private Eye // The Cambridge Companion to Crime Fiction (неопр.) / Priestman, Martin. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — С. 96—97. — ISBN 978-0-521-00871-6.
  2. I. Ousby. The Cambridge Guide to Literature in English // Black Mask. — 1995. С. 89.
  3. Max Allan Collins. The Hard-Boiled Detective // Encyclopedia Mysteriosa / William L. de Andrea. — MacMillan, 1994. С. 153—154. ISBN 978-0-02-861678-0.
  4. Abbott, Megan The Street Was Mine: White Masculinity in Hardboiled Fiction and Film Noir (англ.). — 2002. — P. 2—3.
  5. «КРУТОЙ ДЕТЕКТИВ», «ЧЕРНЫЙ РОМАН», НУАР И ПОЛАР: НЕМНОГО ТЕРМИНОЛОГИИ  (рус.)
  6. Pulps, MacMillan, С. 287–9.
  7. Algis Budrys. Galaxy Bookshelf (англ.) // Galaxy Science Fiction. — 1965. — October. P. 142—150.
  8. Pulps, MacMillan, С. 287–9.
  9. Mystery Time Line: Hard-Boiled Mysteries. MysteryNet. Архивировано 21 октября 2006 года.
  10. Hoggart, Richard The Uses of Literacy (неопр.). — 1957. — С. 258.
  11. Abbott, Megan. Toward a Hardboiled Genealogy 10–11.
  12. Duggan, Eddie. Writing in the darkness: The world of Cornell Woolrich (англ.) // CrimeTime : journal. — 1999. Vol. 2, no. 6. P. 113—126.
  13. Gertzman, J. A. Pulp According to David Goodis (неопр.). — Lutz, FL: Down & Out Books, 2018. — С. 53.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.