Кларк, Робин

Робин Джон Хоуз Кларк (англ. Robin Jon Hawes Clark; 16 февраля 1935[1], Рангиора, Кентербери6 декабря 2018, Лондон) — английский физхимик и неорганик новозеландского происхождения, избранный член королевского общества с 1990 года.

Робин Джон Хоуз Кларк
англ. Robin Jon Hawes Clark
Дата рождения 16 февраля 1935(1935-02-16)
Место рождения Рангиора, Новая Зеландия
Дата смерти 16 декабря 2018(2018-12-16) (83 года)
Место смерти Лондон, Великобритания
Страна
Род деятельности химик
Отец Реджинальд Кларк
Мать Мэрджори Элис Томас
Супруга Беатрис Браун
Награды и премии

FRS 1990
Бейкеровская медаль королевского общества (2008)
Золотая медаль Королевского химического общества (2009),
Кавалер новозеландского ордена "За заслуги" (2004)

Биография

Происхождение и ранние годы

Дед Робина по отцовской линии, Фрэнсис Кларк, был главным инженером в Burroughs-Wellcome and Co. из Дартфорда, Кент. В 1900 он женился на Джесси Хоуз. В 1901 году пара переехала в Новую Зеландию в Крайстчерч. У Фрэнсиса Кларка и Джесси Хоуз было четверо детей, один из который, Реджинальд, был отцом Робина. Реджинальд первоначально учился на электротехника в Кентерберийском университете, но из-за экономического кризиса ему пришлось вместо этого стать специалистом в области бухгалтерского учета.

По линии матери дед Робина, Артур Генри Томас, родился в городе Пенриндеудрит Северного Уэльса. Его семья эмигрировала в Новую Зеландию, когда ему было всего 5 лет.

Реджинальд женился на Марджори Элис Томас в 1933 году, а Робин родился в 1935 в городке Рангиора примерно в 24 милях к северу от Крайстчерча. Робин посещал Бленхеймскую начальную школу, где особенно преуспел в игре на фортепиано.

В 1946 году Робин перешёл в колледж Мальборо и в последние 4 года своего обучения (1949-1952) выиграл поступление в колледж Христа в Крайстчёрче.

В колледже Робин изучал химию, физику и математику и получил степень бакалавра наук в ноябре 1955. Затем он был удостоен стипендии для получения степени магистра наук, что включало письменные экзамены на четвертый год обучения с последующей диссертацией на пятый год. Его диссертация, выполненная под руководством Вальтера Меткальфа, называлась «Тушение флуоресценции ионных производных антрацена». В 1958 году он окончил университет с отличием.

Робин перешел в университет Отаго в Данидине в начале февраля 1958 года для обучения на степень доктора философии по неорганической химии и геологии у профессора У.С. Файфа (FRS, 1969) — по изучению влияния давления на электропроводность слабых электролитов [2]. После успешного завершения Робином срока, Файф возглавил кафедру в университетском колледже Беркли. Так, в Данидине Робин остался без поддержки гранта США и без научного руководства, из-за чего ему пришлось обратить внимание на стипендию British Titan Products в Университетском колледже Лондона.

Обучение в Университетском колледже Лондона (УКЛ)

Робин подал заявку и ему предложили эту должность. Вся его последующая карьера связана с УКЛ. Однако он всегда гордился своим новозеландским наследием и поддерживал тесные контакты со своей родиной.

Присоединившись к химическому факультету УКЛ, Кларк зарегистрировался как аспирант Рональда Найхолма. Здесь он изучал координационную химию, теорию кристаллического поля, теории поля лигандов, химии титана и других переходных элементов начала ряда, а также выяснил, как работать с факультетскими ИК-спектрометрами и весами Гуи для определения магнитных моментов. Он получил степень доктора философии в 1961 году и год спустя был назначен ассистентом лектора. Весной 1963 г. Национальный научный фонд наградил его четырехмесячной командировкой из УКЛ в Колумбийский университет (Нью Йорк), для работы с Гарри Б. Греем. В течение этого времени Кларк преподавал в университетах США, представлял свою работу на трех Гордоновских исследовательских конференциях, встречался и налаживал дружеские отношения с многими американскими коллегами, которые также занимались неорганической химией.

В лондонской ратуше Челси, где находился постоянный межвузовский клуб, он встретил Беатрис (Беа) Браун. Они поженились 30 мая 1964 года.

Преподавание и управление

Робин начинал преподавать в УКЛ в 1962 году как ассистент преподавателя. В 1963 он был повышен до преподавателя, затем — лектора в 1972 и, наконец, профессора — в 1982 году. Он занимал должность декана химического факультета с 1987 по 1989 г., сменив новозеландца Макса МакГлашана. Также в 1989 году Робин стал первым профессором сэра Уильяма Рамзая в УКЛ, этот пост он занимал до 2008 года, когда стал почетным профессором сэра Уильяма Рамзая. С 1990 г. - избран членом Королевского общества (FRS).

С 1989 по 1999 Робин возглавлял химический факультет УКЛ. Робин реформировал приемную комиссию факультета, наладил сотрудничество с Королевским институтом в Майфере (1992), тем самым запустив ряд совместных междисциплинарных проектов, пригласил Пола Макмиллана на новую кафедру химии твердого тела (2001). Эти изменения помогли поднять оценку Research Assessment Exercise (RAE) с 4 (из 5) в 1989 году до 5* в 2001.

Помимо этого, Робин был членом совета Королевского института, избранным секретарем и работал в этом качестве на протяжении шести лет. Он также работал в сенате и ученом совете Университета Лондона. Он возглавлял Консультативный совет Мемориального фонда Рамзая с 1989 по 2010 год и Ассоциацию выпускников университетов Новой Зеландии с 1995 по 2012 год.

Последние годы жизни

Робин с 1980-х активно применял метод рамановской спектроскопии в своих исследованиях, позднее он стал заниматься анализом предметов искусства с целью проверки их подлинности, что было основной его деятельностью в УКЛ вплоть до смерти 6 декабря 2018 года, заставшей его по пути из офиса УКЛ домой. [3] [4] [5]

Научные достижения

Координационная химия

В Университетском колледже Лондона в лаборатории Рона Найхолма Робин Кларк занялся синтезом комплексов 3d-металлов с высокими координационными числами — 7 и 8. Результатом его работы стало получение восьмикоординированных комплексов состава MCl4*Diars (M = Ti, Zr, Hf, V, Diars = o-(C6H4)(AsMe2)2) и описание их кристаллической и молекулярной структуры [6]. Резельтаты работа составили позднее основу изданных Кларком в 1968 г. монографий «Химия титана, циркония и гафния» ISBN 9781483159218 и «Химия ванадия, ниобия и тантала» ISBN 9781483181707.

Во время командировки в Колумбию Кларк познакомился с химией плоскоквадратных комплексов Ni(II), Pd(II) и Pt(II), а в 1967 году в университете Падуи — с рентгеноструктурным анализом структуры металлорганических комплексов Rh и Pd.

С 1968 года Джованни Натайл, известный как открыватель антираковой активности цисплатина, совместно с Робином Кларком синтезировал и исследовал пяти- и шестикоординированные комплексы хрома(III) и ванадия(III) [7], квадратные комплексы Pd(II), Rh(III) и смешанновалентные соединения Pt(II), Pt(IV).

Робин Кларк руководил разработкой и конструированием стеклянных приборов и посуды для синтеза неустойчивых к действую влаги и воздуха соединений. Это сделало возможными в УКЛ синтез, очистку и описание свойств новых металлорганических соединений.

ИК-спектроскопия неорганических и металлорганических соединений

Робин Кларк осознавал важность применения длинноволновой ИК-спектроскопии в координационной химии: изучение полос поглощения в области волновых чисел ниже 600-700 см-1, как правило, соответствуют колебаниям связей металл-лиганд [8]. Опубликованный обзор Кларка, вышедший в список Citation Classics [9], показал, что частоты валентных колебаний связей металл-лиганд являются функциями от степени окисления, стехиометрии, электронной структуры молекул и комплексных ионов. Таким образом, Робин Кларк является одним из основоположников применения ИК-спектроскопии для исследования соединений d-металлов и элементов главных групп.

Исследования цепных, смешанновалентных и кластерных соединений

С 1971 года Кларк совместно с Пьером Браунштейном приступил к работе с линейными комплексами состава AuX2- (X = Cl, Br, I) [10]. В дальнейшем тематика исследований была расширена и касалась кластерных соединений осмия и золота [11], а также интенсивно окрашенных смешанновалентных соединений, таких как берлинская лазурь или красная соль Вольфрама.

Робин впервые активно использовал резонансную рамановскую спектроскопию для изучения электронной и молекулярной структуры смешанновалентных соединений, в результате чего им была установлена, например, истинная структура красной соли Вольфрама - [Pt(etn)4][Pt(etn)4Cl2]Cl4*4H2O (etn — этиламин), в которой атомы Pt(II) и Pt(IV) связаны общим мостиковым атомом хлора.ссылка

После открытия Ф.А. Коттоном в 1964 году четверократной связи Re-Re в [Re2Cl8]2- Робин Кларк занялся изучением подобных соединений молибдена — [Mo2X2(PMe3)4] (X = Cl, Br или I) — при помощи УФ-видимой спектроскопии и резонансной рамановской спектроскопии, что привело к разгадке молекулярной, колебательной и электронной структуры комплексов Moи W, содержащих кратные связи металл-металл [12].

За свои достижения в области исследования смешанновалентных соединений Робин Кларк в 1983/84 году представил Тильденскую лекцию на тему «Химия и спектроскопия смешанновалентных комплексов» [13] в университетах Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, а в 1989/1990 году был удостоен премии Найхолма [5].

Разработка методов рамановской (КР) спектроскопии

С появлением лазерно-возбуждаемой рамановской спектроскопии Робин Кларк стал активно применять её в своих исследованиях соединений переходных металлов (Ti, V, Cr) и элементов главных групп (B, Si, Ge) в газовой фазе [14], что позволило затем предсказывать их термодинамические функции и анализировать спектры веществ в твердой фазе.

Кларк постоянно отслеживал развитие аппаратуры и непременно обновлял свое лабораторное оборудование: он впервые применил лазеры на красителях для получения рамановских спектров сильноокрашенных соединений (пример – VOBr3), которые прежде не были доступны. В этих же работах им было отмечено явление резонанса рамановских колебаний, что позволило развить метод резонансной рамановской спектроскопии. Он был особенно ценным для определения силовых постоянных связей, характеристических частот и параметров ангармоничности колебаний. Ученый впервые применил этот метод для исследования тетрайодидов титана и олова [15].

Следующим новшеством, примененным Робином Кларком, стало совмещение рамановского спектрометра с микроскопом (спектрометр Дилора), что привело к разработке метода микропучковой рамановской спектроскопии — особенно ценного недеструктивного метода анализа пигментов, предметов искусства и исторических артефактов, а также — материалов и тонких пленок. [16].

Так, при помощи микропучковой резонансной рамановской спектроскопии Кларк установил природу хромофора ультрамарина – то были полисернистые анион-радикалы [17]. Также им был сделан вывод о применимости метода для определения состава пигментов: предпочитаемые соединения изменялись с течением веков, тем самым делая установление типа примененного при создании какого-либо предмета пигмента одним из способов его датировки. [18] Так началась междисциплинарная программа Робина по исследованию всевозможных предметов искусства, в чем ему помогала in situ-резонансная рамановская спектрометрия, ставшая возможной с миниатюризацией аппаратуры. Сотрудники лаборатории Робина Кларка проанализировали множество картин, более 100 рукописей из 25 стран, среди которых – исландская Книга Иоанна [19], книги печати Гуттенберга [20], Линдисфарноское Евангелие [21]. Новый метод позволил Робину и коллегам устанавливать подлинность произведений искусства и исторических артефактов: так, им было установлено, что «Карта Винланда», содержавшая, предположительно, доколумбовские очертания Северной Америки, является подделкой [22]. Аналогичный результат исследования картины «Лежащая обнаженная женщина», написанной якобы Марком Шагалом [23], стал основой инсценировки в программе BBC «Фальшивка или успех».

За свои заслуги Робин был удостоен звания Бейкеровского лектора Королевского общества. Его лекция «Рамановская микроскопия, пигменты и поверхности в искусстве и науке», транслировалась в реальном времени в Королевского общество Новой Зеландии (RSNZ) [5].

Почести и награды

  • 1969 Член Королевского химического общества (FRS)
  • 1983/84 Тильденский лектор и медалист Королевского химического общества
  • 1989/90 Лектор Найхолма и медалист Королевского химического общества
  • 1989 Почетный член Королевского общества Новой Зеландии
  • 1990 Избранный член Королевского общества в Лондоне
  • 1990 Член Европейской академии
  • 1991 Лектор Томаса Грэхэма Королевского химического общества
  • 1992 Член Королевского общества искусств
  • 1992 Член Университетского колледжа Лондона
  • 1993 Памяти Гарри Халлама лектор Королевского химического общества
  • 1994 Лектор Кармана Южноафриканского химического института
  • 1996 Президентская медаль Университета Коуб, Япония
  • 1998 Медаль Иоаннеса Маркуса Марчи Чешского общества спектроскопистов
  • 2000 Памяти Гарри Халлама лектор Королевского химического общества
  • 2000 Великобританский-Канадский лектор Резерфорда Королевского общества Лондона
  • 2001 Почетный доктор наук
  • 2001 Медаль Сайдей Королевского общества Новой Зеландии
  • 2003/04 Лектор Ливерсидж и медалист Королевского химического общества
  • 2004 Премия за заслуги перед обществом Новой Зеландии, Лондон
  • 2004 Кавалер Новозеландского ордена «За заслуги»
  • 2004 Пожизненный член Королевского института Великобритании
  • 2007 Иностранный член Национальной Академии наук, Индия
  • 2008 Бейкеровский лектор и медаль Королевского общества
  • 2009 Премия Франклина-Лавуазье Дома Химии (Париж) и Фонда Химического Наследия (Филадельфия)
  • 2009 Премия за публичные лекции Химического института Канады
  • 2009 Премия сэра Джорджа Стокса/Лекция и золотая медаль Королевского химического общества
  • 2010 Международный член Американского общества философии[5]

Семья

В 1964 году Робин Кларк женился на Беатрис Браун. У них было двое детей: Вики (1967 г.р.) и Мэтью (1971). Впоследствии Вики стала физиотерапевтом, а Мэтью – хирургом. [5]

Увлечения

Робин Кларк с детства любил играть на фортепиано, что привило ему на всю жизнь любовь к музыке и опере. Занимался спортом: теннис, крикет, гольф, регби. Ближе к концу жизни Робин писал жизнеописание лорда Джека Льюиса, который оставил мало подсказок биографам. Это привело к тому, что о своей жизни Робин написал сам. [5]


Примечания

  1. R.J.H Clark // код VIAF
  2. 48. The effect of pressure on the ionization of some benzoic acids, Journal of the Chemical Society (Resumed). Дата обращения 9 декабря 2020.
  3. Professor Robin J H Clark CNZM FRS, Academia Europaea. Дата обращения 9 декабря 2020.
  4. “Clark, Prof. Robin Jon Hawes”. Who's Who in the United Kingdom. 2010. DOI:10.1093/ww/9780199540884.013.U11033.
  5. Robin Jon Hawes Clark, The Royal Society. Дата обращения 9 декабря 2020.
  6. Eight-Co-Ordinate Diarsine Complexes of Quadrivalent Metal Halides, Nature. Дата обращения 9 декабря 2020.
  7. Five- and six- coordinate complexes of vanadium(III) and chromium(III) halides with dialkylsluphides and with quinuclidine, Inorganica Chimica Acta. Дата обращения 9 декабря 2020.
  8. The Far-Infrared Spectra of Metal-Halide Complexes of Pyridine and Related Ligands, Inorg. Chem. 1965, 4, 3, 350–357. Дата обращения 9 декабря 2020.
  9. Metal-halogen stretching frequencies in inorganic complexes, Spectrochimica Acta. Дата обращения 9 декабря 2020.
  10. The preparation, properties, and vibrational spectra of complexes containing the AuCl2–, AuBr2–, and AuI2– ions, Journal of the Chemical Society, Dalton Transactions. Дата обращения 9 декабря 2020.
  11. Syntheses, structures, reactions, and vibrational spectra of complexes containing osmium–gold bonds: trinuclear osmium and related complexes, J. Chem. Soc. A. Дата обращения 9 декабря 2020.
  12. Nyholm Lecture. Synthesis, structure, and spectroscopy of metal–metal dimers, linear chains, and dimer chains, Chem. Soc. Rev.. Дата обращения 9 декабря 2020.
  13. Tilden Lecture. The chemistry and spectroscopy of mixed-valence complexes, Chem. Soc. Rev.. Дата обращения 9 декабря 2020.
  14. The vapor phase Raman spectra, Raman band contour analyses, and Coriolis constants of the spherical top molecules MF6 (MS, Se, Te, Mo, W, or U), M(CH3)4 (MC, Si, Ge, Sn, or Pb), P4, As4 and OsO4, Journal of Molecular Spectroscopy. Дата обращения 9 декабря 2020.
  15. Resonance Raman and preresonance Raman spectra of titanium tetraiodide, J. Am. Chem. Soc.. Дата обращения 9 декабря 2020.
  16. Non-destructive pigment analysis of artefacts by Raman microscopy, Endeavour. Дата обращения 9 декабря 2020.
  17. The resonance Raman spectrum of ultramarine blue, Chemical Physics Letters. Дата обращения 9 декабря 2020.
  18. Raman microscopy: application to the identification of pigments on medieval manuscripts, Chem. Soc. Rev.. Дата обращения 9 декабря 2020.
  19. Identification by Raman microscopy and visible reflectance spectroscopy of pigments on an Icelandic manuscript, Studies in Conservation. Дата обращения 9 декабря 2020.
  20. Raman Microscopy and Remote Laser Raman Spectroscopy in Art History and Conservation Science: Analysis of Three Illuminated Gutenberg Bibles, Microscopy and Microanalysis. Дата обращения 9 декабря 2020.
  21. The Lindisfarne Gospels and two other 8th century Anglo‐Saxon/Insular manuscripts: pigment identification by Raman microscopy, Journal of Raman Spectroscopy. Дата обращения 9 декабря 2020.
  22. Analysis of Pigmentary Materials on the Vinland Map and Tartar Relation by Raman Microprobe Spectroscopy, Anal. Chem.. Дата обращения 9 декабря 2020.
  23. Identification by Raman microscopy of anachronistic pigments on a purported Chagall nude: conservation consequences, Applied Physics A. Дата обращения 9 декабря 2020.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.