Китайгородская стена

Китайгоро́дская стена́ (в старину — Китайская) — почти не сохранившийся памятник средневековой русской фортификации. Крепостная стена вокруг московского Китай-города была построена под руководством итальянского инженера Петрока Малого в 1535—1538 годах в правление Елены Глинской. Укрепление примыкало к угловым башням Московского Кремля — Беклемишевской и Арсенальной[1].

Достопримечательность
Китайгородская стена

Китайгородская стена до сноса в 1934 году, фотография 1887 года
55°45′19″ с. ш. 37°37′17″ в. д.
Страна Россия
Город Москва
Строительство 15351538 годы
Состояние Частично восстановлена
 Медиафайлы на Викискладе

История

Строительство

Вариант реконструкции дерево-земляного укрепления Китай-города 1534 года

В 1535 году матерью Ивана IV Еленой Глинской был издан указ о сооружении каменной Китайгородской стены. Первоначально на её месте находились ров с земляным валом и бревенчатые укрепления для защиты от иноземных набегов. Будущую крепость освятил московский митрополит Даниил, по линии планируемых стен шёл крестный ход, а вслед за ним строители укладывали первые камни. Возведением руководил Петрок Малый, заложивший четыре башни с воротами: Сретенские, Троицкие, Всехсвятские и Косьмодемьянские[2]. Стена была построена за три года. Она охватывала площадь в 63 гектара, протянувшись от Кремлёвской Беклемишевской башни вдоль Москвы-реки, поднималась к Новой площади, на Лубянке изгибалась влево и доходила до Арсенальной башни. По сравнению с кремлёвскими укреплениями стены Китай-города были ниже, но толще, с площадками для орудий. Её длина составляла 2567 метров, ширина — 4 метра, высота — свыше 6 метров[3].

Башни Китай-города выходили за линию укрепления, что позволяло вести обстрел вдоль стен. Башни имели три ряда бойниц, орудия были расставлены в несколько ярусов, в подвальном находились амбразуры, из которых вели огонь вдоль рвов. На верхней части стены были устроены площадки для пушек, защищённые мерлонами — прямоугольными зубцами, ширина которых достигала двух саженей. Они также были оборудованы подвалами для хранения боеприпасов, подземными ходами и «слухами» — сооружениями с обшитыми листовой медью стенами, служившими для оповещения о приближении подкопа. Отделялись этажи башен деревянными полами или мостами, реже — купольными или коробовыми сводами. По образцу Китайгородской стены были выстроены укрепления Серпуховского кремля, Троице-Сергиевой лавры и Белого города[4][5][6].

Использование

План Китай-города, конец XVIII века
Китай-городская стена у Театральной площади, 1884

XVI—XVIII века

В 1571 году у Китайгородской стены разворачивались военные действия при нападении войск хана Девлет-Гирея. Однако противники не решились штурмовать укрепления. Крепость также была задействована в Московском восстании 1611-го, когда жители Москвы выступили против войск Речи Посполитой[7].

В 1666 году начался ремонт столичных укреплений. Через год были закончены осмотр и опись стен, в 1680-е — их обновление, в результате которого некоторые башни Китай-города получили шатровое завершение[8].

В ходе Северной войны Пётр I приказал восстановить и укрепить стену, опасаясь войск Карла XII. Воздвигнутые инженером Василием Корчминым в 1708—1709 годах земляные бастионы перекрыли Неглинку, закупорив городские стоки[7].

В XVIII веке стены Китай-города утратили военное значение. В 1782 году начались ремонтные работы под руководством итальянца Франческо Рузка. К концу лета был отремонтирован участок до Варварских ворот, однако на дальнейшие работы средств не хватило. В 1796—1800 годах вдоль укреплений у Москвы-реки была создана набережная, для которой подсыпали берег, после чего стена оказалась наполовину в земле. Постепенно она ветшала, прилегавшая к ней территория шла за бесценок, по рублю за квадратную сажень. К башням пристраивали конюшни, сараи, лабазы и лавки. В 1807 году рухнул участок стены в 23 сажени[9][7][10].

XIX — начало XX века

Вид Китайгородской стены изнутри, 1920-е годы
Реставрация Китайгородской стены, 1920-е годы

В 1806 году вышел указ «О исправлении и украшении Кремлёвских зданий», разрешавший застройку стены лавками и её ремонт за счёт владельцев в том месте, где лавки примыкали к ней[3][11]. В 1813-м часть южной стены сломали для починки укреплений Кремля. В том же году архитектор Вильям Гесте предложил снести часть стены, но генерал-губернатор Москвы Фёдор Ростопчин настоял на сохранении Китай-города:

Стену Китай-города, хотя она и требует поправления, нужно оставить, потому что она по долговременности своей заслуживает уважения и дает вид величественности части города, ею окруженной[8].

В 1819—1823 годах срыли бастионы, а Ильинские ворота открыли для проезда. Так как Никольские раскрыть было невозможно из-за пристроенной к ним Владимирской церкви, у них создали вторые проломные ворота. Ещё одни — Ново-Никольские — появились у глухой башни, а Москворецкие снесли[12].

В 1870 году стена была сломана на протяжении шести саженей для устройства Третьяковского проезда. Через два года купечество предложило снести стену, но этому воспротивилось Московское археологическое общество, создавшее в конце XIX столетия специальную комиссию по охране стен Китай-города[13].

Десять лет спустя башня у Третьяковского проезда была сдана в аренду Обществу Тёплых рядов на двенадцать лет под склад хозяйственных принадлежностей. У Владимирских ворот в 1888 году создали часовню святого Пантелеимона. С 1890-х началось приспособление башен под архив Губернского правления: Владимирской, Ильинской, Круглой, Четырёхугольной и Москворецкой. В 1892 году Ильинскую башню реконструировали в часовню Сергия Радонежского Гефсиманского скита, а архив переместили в кремлёвскую Угловую Арсенальную башню[14].

В 1892 году Комиссия по осмотру стены констатировала её плачевное состояние. Она оказалась во многих местах сломанной и обращённой в фундамент для прилегающих построек. В конце XIX века архитектор Сергей Родионов провёл реставрационные работы по восстановлению Китайгородской стены[15][3].

До революции, а также в 1918 году и в первой половине 1920-х стену обмерял и исследовал архитектор-реставратор Пётр Барановский. В 1918— 1919 годах зодчий Николай Марковников отреставрировал её небольшой участок, расчистив почти от всех торговых амбаров. В 1918-м с Ильинских и Варварских ворот сняли древние образы, пристроенные к ним часовни сломали в конце 1920-х годов. Весной 1919-го создали специальную комиссию по ремонту и реставрации Китайгородской стены во главе с архитектором Иваном Машковым. В том же году разобрали лавки и амбары, пристроенные к стене на Москворецкой набережной, Новой и Старой площадях[15][3][13].

К середине 1920-х годов состояние памятника было неудовлетворительным: на отдельных участках, например на Театральной площади, стена расслаивалась и обваливалась. Часть у Москворецких ворот отклонилась от вертикали и угрожала падением[16]. Реставратор Игорь Грабарь писал в 1925 году:

Во многих местах стена кажется бесследно исчезнувшей и для открытия ее нужно производить настоящие раскопки, а кое-где она и действительно срыта до основания и на ее месте воздвигнуты новые сооружения. Жители соседних домов развели здесь яблони и рябины и завели настоящее огородничество, от которого стены приходят в полное разрушение[17].

В 1925 году Моссовет поручил организовать полную реставрацию Китай-города. В 1925—1926 годах ей руководил архитектор Николай Виноградов, два года после — Н. А. Всеволожский под научным наблюдением Дмитрия Сухова. Работы продолжались до 1932 года, в результате расчистили стену от пристроек, починили зубцы и шатры, спроектировали кровлю[16].

Панорама Китай-города в Москве, 1887 год. Вид (слева направо) от Варварских ворот к Ильинским. Между ними глухая Гранёная (Многогранная) башня
Панорама Китай-города в Москве, 1887 год. Вид (слева направо) от Варварских ворот к Ильинским. Между ними глухая Гранёная (Многогранная) башня

Снос

Китайгородская стена, 1930 или 1932 гг.
Снос Китайгородской стены, 1934 год

В 1925—1926 годах, одновременно с начавшейся реставрацией, в Моссовете обсуждали возможность сноса части стены и создание новых проездов. Необходимость сломки обосновывали потребностями расширения улиц, а реставраторов упрекали в напрасной трате. В 1932 году снова предложили сломать стену в Театральном проезде. Немногочисленные защитники московской старины пытались её спасти, в частности Дмитрий Сухов предложил открыть в ней часть арок для проезда транспорта[16]. В том же году состоялось заседание архитекторов, на котором было сказано, что Президиум ВЦИК СССР уже принял решение о сносе. В конце 1933 года стену включили в список построек, подлежавших разборке на стройматериалы для нужд Метростроя[18].

Снос начался от Третьяковского проезда, продолжался несколько месяцев и был окончен к концу 1934 года. Обломки измельчали в щебень, который использовался для цементирования тоннелей первой очереди московского метро. При сносе были найдены подземные ходы и камеры, клады, монеты и одежда XVII века[3]. Писатель Лев Никулин описывал снос стены:

Незабываема была ночь — канун 7 ноября. На глазах исчезала стена, отделяющая Китай-город от города Москвы… На мостовых и тротуарах стоял изумленный прохожий… Он видел, как исчезала стена, которую он помнил с детства… Это были чудесные московские ночи[19].

В мае 1935 года состоялось открытие станции метро «Дзержинская», наземный вестибюль которой был сооружён на месте снесённого участка стены на Лубянской площади[20].

Восстановление

Отреставрированный участок стены в Китайгородском проезде, 2006 год

От древних укреплений уцелели несколько фрагментов: на площади Революции, часть белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город», в Китайгородском проезде. Стена вдоль Китайгородского проезда была отреставрирована в 1968—1973 годах[19].

В начале 1970-х годов реставраторы «Моспроекта-2» подготовили проект воссоздания стены с башней на Театральной площади[19]. Однако проект реализовали только в 1995—2000 годах, когда под давлением общественности городские власти инициировали строительство некоторых снесённых элементов. Планы поэтапной реконструкции в течение 1990-х годов разрабатывались в Комитете по архитектуре и градостроительству Москвы. Предполагалось, что стену восстановят за счёт инвесторов. В 1995-м были воссозданы ведущие на Красную площадь Воскресенские ворота. Через два года отстроили участок вдоль Театральной площади с Круглой башней, в которой до революции находился Музей птицеводства. Ещё один фрагмент, примыкающий к арке Третьяковского проезда, реконструировали осенью 2000 года[19].

Воссоздание стены в 1990-е годы осуществлялось при Юрии Лужкове. Однако при строительстве не соблюдались оригинальные размеры и вид постройки. Например, часть стены и ресторан в виде башни, пристроенные к фрагменту древней стены на площади Революции, по мнению архитекторов, выглядит как имитация, не соответствующая находившейся рядом с этим местом Круглой башне[19].

К 2008 году планировалось достроить новый участок стен в Китайгородском проезде, воссоздав Косьмодемьянские ворота и Наугольную башню на Москворецкой набережной. Однако работы так и не были начаты[21].

Нет собственника и нет заказчика работ. Поэтому, несмотря на то, что есть люди и финансы, которые можно пустить на стену, усилия реставраторов, археологов – всё это никак не сдвинется с мёртвой точки.Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор»[22]

В июне 2016 года власти Москвы заявили о намерении отреставрировать участок стены в Китайгородском проезде. По данным Департамента культуры, она находится в неудовлетворительном состоянии: система водоотвода нарушена либо отсутствует, раствор кладки выщелачивается, были обнаружены многочисленные трещины, разрушение кирпича и белокаменных блоков цоколя[23].

В 2017 году в ходе программы «Моя улица» археологи обнаружили в основании Китайгородской крепости пять помещений со сводчатыми стенами. Предположительно, комнаты построили в XVI веке при Елене Глинской. Были также найдены бойница и посуда: фрагменты горшков, мисок, кружек, стеклянный стакан[24]. Находки поместили в подземный музей «Зарядье» — новый парк проходит вдоль бывших китайгородских стен в районе Варварки[25].

Китайгородская стена (участок Площадь Революции, Театральный проезд) внесена в Красную книгу «Архнадзора» (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой), номинация — ветхость[26].

Ворота, башни и часовни

Владимирские(Сретенские) ворота и часовня Пантелеймона Целителя, конец XIX века
Варварские(Всехсвятские) ворота, 1884 год
Ильинские(Троицкие) ворота в конце XIX века
Наугольная башня в Зарядье, начало 1930-х
Ворота
Башни
Часовни

При царе Алексее Михайловиче у ворот Китай-города появились часовни, которые приносили немалый доход своим владельцам — монастырям (все часовни снесены в советский период):

См. также

Примечания

  1. Стеллецкий, 1914, с. 5—8.
  2. Тихомиров, 2003.
  3. Мясников, 2012.
  4. Сутормин, 2015, с. 242—244.
  5. Школьник, 2010, с. 109.
  6. Михайлов, 2010, с. 130—134.
  7. Сутормин, 2015, с. 244—245.
  8. Михайлов, 2010, с. 136.
  9. Стеллецкий, 1914, с. 10—12.
  10. Бродский, 1987, с. 106.
  11. Ахметшин, 2013, с. 27—33.
  12. Шмидт, 1997, с. 359.
  13. Михайлов, 2010, с. 137.
  14. Стеллецкий, 1914, с. 13—15.
  15. Бранденбург, 2001, с. 86.
  16. Михайлов, 2010, с. 138.
  17. Михайлов, 2010, с. 130—137.
  18. Михайлов, 2010, с. 139.
  19. Михайлов, 2010, с. 139—140.
  20. Бродский, 1987, с. 110.
  21. Михайлов, 2010, с. 141.
  22. Будет ли восстановлена Китайгородская стена?. Россия — Культура (21 октября 2010). Дата обращения: 4 августа 2018.
  23. Китайгородскую стену могут отреставрировать в 2017 году. Фронде ТВ (10 июня 2016). Дата обращения: 4 августа 2018.
  24. Археологи нашли древнюю бойницу в Китайгородской стене. РИА Новости (14 августа 2017). Дата обращения: 4 августа 2018.
  25. В музее парка "Зарядье" покажут фрагмент Китайгородской стены. Россия — Культура (13 июля 2016). Дата обращения: 4 августа 2018.
  26. Китайгородская стена. Красная книга Архнадзора. Дата обращения: 4 августа 2018.

Литература

  • Ахметшин А. Законодательство по охране памятников культуры в России XIX – начала XX вв. и практика его применения // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2013. № 2. С. 27-33.
  • Бранденбург Б., Татаржинская Я., Щенков А. Архитектор Иван Машков. М.: Русская книга, 2001. — 136 с. — ISBN 5-268-00413-1.
  • Бродский Я. Москва. Спутник туриста: путеводитель. М.: Моск. рабочий, 1987. — 463 с.
  • Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. М.: Эксмо, 2010. — 493 с.
  • Мясников А. 100 великих достопримечательностей Москвы. М.: Вече, 2012. — 510 с.
  • Стеллецкий И. Китайгородская стена. М.: тип. Рус. т-ва печ. и изд. дела, 1914. — 17 с.
  • Сутормин В. Вокруг Кремля и Китай-города. М.: Центрполиграф, 2015. — 477 с.
  • Тихомиров М. Труды по истории Москвы. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 688 с. — ISBN 5-94457-165-9.
  • Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. М.: Эксмо, 2010. — 256 с.
  • Шмидт С. Москва. Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.