Кибальчич, Владимир Викторович

Владимир Викторович Кибальчич-Русаков (исп. Vladimir Victorovich Kibalchich Rusakov; 15 июня 1920, Петроград, РСФСР — 21 июля 2005, Куэрнавака, близ Мехико), известный под псевдонимом «Влади» (Vlady) — российско-французско-мексиканский художник[3][4][5] (живописец и график).

Владимир Викторович Кибальчич
Дата рождения 15 июня 1920(1920-06-15)
Место рождения
Дата смерти 21 июля 2005(2005-07-21)[1] (85 лет)
Место смерти
Гражданство  Советская Россия
 СССР (1922—1936)
 Мексика (1949—2005)
Награды
Почётный член РАХ (2002)
Стипендиат Гуггенхайма (1968)

Сын писателя и левого политического деятеля Виктора Кибальчича, также известного как Виктор Серж, с которым прибыл в Мексику как советский политический беженец. Привлеченный занятиями живописью в Европе, Влади вскоре стал заметной фигурой художественной и интеллектуальной сцены Мексики, представив свою первую индивидуальную выставку в 1945 году, через два года после приезда в страну.

Влади провёл большую часть своей карьеры в Мексике, периодически путешествуя по Европе, и приобрел широкую известность в 1960-х годах. В 1970-х годах его пригласили расписать фрески в Библиотеке имени Мигеля Лердо де Техада — церковном здании XVII века в историческом центре Мехико. Результатом стала роспись главного зала «Las revoluciones y los elementos», посвящённая различным революционным процессам в современном мире. Работа слыла несколько скандальной, но проложила путь к его последующим монументальным муралам в Никарагуа и Кульякане.

Труды Влади были отмечены рядом наград, в том числе почётным членством в Российской академии художеств. За несколько лет до своей смерти в 2005 году художник пожертвовал 4600 произведений из персональной коллекции, около тысячи из которых ныне хранятся в Центре Влади (Centro Vlady) при Автономном университете Сьюдад-де-Мехико, посвящённом исследованию и продвижению работа художника.

Биография

Влади родился 14 июня 1920 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург), во время событий русской революции. Он был сыном писателя, переводчика, фотографа и революционера Виктора-Наполеона Львовича Кибальчича, более известного как Виктор Серж, и Любови Русаковой.[6]; внук народовольца, эмигрировавшего в Бельгию.

Бывший эсер и анархист Серж вернулся на родину родителей, где вступил в ВКП(б), работал в Третьем Интернационале, был секретарём Льва Троцкого и поддерживал троцкистскую Левую оппозицию. За это после консолидации всей власти в Советском Союзе в руках Сталина Серж был исключён из партии и сослан с семьёй в Оренбург, где они жили в крайней нищете[7]. В 1933 году Русакова была помещена в психиатрическую клинику Красной Армии, а Владимир вместе с отцом — в ГУЛАГ. В заключении он учился у большевистских профессоров — соратников Ленина, депортированных Сталиным[8].

Благодаря заступничеству французских интеллектуалов, включая Ромена Роллана и Андре Мальро, семье было разрешено покинуть Советский Союз в 1936 году. Несколько месяцев они жили в Брюсселе (Бельгия), а затем переехали в Париж (Франция). В это время Влади активно поддерживал республиканцев во время гражданской войны в Испании, хотя из-за своего возраста ещё не мог в ней участвовать.

Время, проведённое в Бельгии и Франции, дало ему первый опыт работы с современным тогда искусством, что побудило его стать художником. В Париже Влади учился в мастерских различных художников, таких как Виктор Браунер, Вифредо Лам, Жозеф Лакасс, Андре Массон и скульптор Аристид Майоль. Во время Второй мировой войны нацистское вторжение во Францию вынудило семью снова бежать.

Семья отправилась в Марсель, чтобы сесть на судно, отбывавшее из Европы, но мать Влади снова пришлось госпитализировать. Влади и его отец отправились на остров Мартиника, но мать осталась в психиатрической клинике в Экс-ан-Провансе, где в том же году скончалась.

С Мартиники отец и сын отправились в Доминиканскую Республику. Их изначально привлекал климат и люди страны. Его отец снова начал писать, но был обеспокоен незнанием Влади испанского и склонностью того болтаться с другими беженцами в барах[9]. Экс-президент Мексики Ласаро Карденас, один из генералов Мексиканской революции, в своё время предоставивший убежище Троцкому, помог им получить визу для проживания в его стране, и после непродолжительного пребывания на Кубе семья Кибальчичей прибыла на полуостров Юкатан.

В 21-летнем возрасте Влади обосновался с отцом в Мехико в 1943 году[9]. Хотя Влади и его отец быстро интегрировались в художественные и интеллектуальные круги страны, их экономическое положение было шатким. Влади упорно трудился, чтобы добиться своей первой художественной выставки в Instituto Francés de América Latina в 1945 году, но его отец умер спустя несколько дней. В том же году Влади женился на мексиканке Исабель Диас Фабела, а через два года после этого получил гражданство Мексики.

Принимал участие во многих групповых выставках мексиканских художников, участвовал в международных выставках за рубежом. Развивая карьеру в Мексике, Влади поддерживал частые контакты с Европой. Его первый послевоенный визит на оправлявшийся от Второй мировой континент состоялся в 1950 году, когда он посетил Нидерланды, Бельгию, Югославию, Испанию, Италию, Англию и Францию, где сделал серию литографий. В 1964—1965 годах он снова путешествовал по разным странам, а в 1969 году посетил Бельгию, Францию и Португалию.

В 1989 году Кибальчич отправился в Советский Союз, чтобы добиваться от Горбачёва реабилитации Троцкого и Сержа[10].

Влади жил и работал в Мехико до 1990 года, когда переехал в Куэрнаваку, в загородный дом с большой студией. Он продолжал жить там с женой и работать до своей смерти 21 июля 2005 года от рака мозга[10]. Его супруга Исабель умерла в 2010 году[11].

Творчество

Живопись и выставки

Занимался станковой и монументальной живописью, а также акварелью, гравюрой и литографией. После приезда в Мексику Влади был очарован муралами — монументальными настенными фресками, написанными художниками-коммунистами Диего Риверой и Хосе Клементе Ороско, и сначала безуспешно пытался их имитировать. Путешествовал по Мексике, чтобы больше узнать о своей новой стране, оставляя зарисовки людей и географии. Его последующие выставки включало открытие галереи Galería Prisse в 1952 году с Альберто Джиронеллой и Энрике Эчеверриа. Она просуществовала всего год, но оказала большое влияние на «Поколение разрыва». С 1951 по 1961 год он участвовал в Парижских биеннале (I и II), биеннале в Сан-Паулу, IV биеннале в Токио и биеннале в Кордове (Аргентина).

Карьера Влади набрала обороты, когда ему было за сорок — он стал неоднократно получать престижные премии. В 1966 году он получил грант от посольства Франции в Мексике на поездку в Париж для изготовления литографий. В 1967 году он выиграл медаль на Всемирном мероприятии в честь Баккаччо в Чертальдо (Италия). Он был приглашен для участия в Confrontación 66 и участвовал в Hemisferia 68, а также во Всемирной выставке в Осаке. В 1968 году он получил стипендию Гуггенхайма, благодаря которой провел год в Нью-Йорке. Другие важные выставки были в Художественном музее Санта-Барбары, Музее современного искусства в Мехико и галерее Woadington в Монреале; его работы также экспонировались в Италии, Бразилии и Аргентине.

В 1986 году в Дворце изящных искусств Мехико состоялась большая ретроспектива его работ. В 1989 году у него была выставка в Jardín Borda в Куэрнаваке. В 2000 году Музей современного искусства Мехико представил ретроспективу работ Влади, в которую вошли 173 акварели, эскизы, гравюры и литографии[7].

С 2000 по 2005 год его работы демонстрировались на различных выставках, в основном в Мексике и России, включая Музей Хосе Луиса Куэваса и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. В Оренбургском областном краеведческом музее тогда открылась выставка «Кибальчичи: отец и сын». В июне-июле 2005 года, в самый канун смерти художника, его выставка прошла в МВК РАХ Галерее искусств Зураба Церетели в Москве. В 2015 году, по случаю 10-летию со дня смерти художника, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве состоялась выставка «Влади возвращается домой».

Муралы и монументальные произведения

В 1972 году президент Мексики Луис Эчеверриа пригласил Кибальчича расписывать фрески по заказу мексиканского правительства. Его важнейший проект росписи начался в 1973 году для Библиотеки имени Мигеля Лердо де Техада (Biblioteca Miguel Lerdo de Tejada). На реализацию проекта, площадь которого составила 2 000 квадратных метров, потребовалось восемь лет. Работа разделена на несколько панелей, которые, в отличие от большинства мексиканских муралов, не ограничиваются историей Мексики, но затрагивают различные современные революции, включая русскую, французскую, различные американские движения за независимость и даже сексуальную революцию. середины XX века[12]. Общая работа называется Las revoluciones y los elementos и состоит из панелей под названием La tríade apacionada, La mano martirizante de la vieja fe rusa, la passion comunista и Una cabeza autosuficiente[13]. Влади сперва завершил роспись в часовне, которая считается самой важной и стал причиной переименования этого места в «Фрейдистский зал». Работы были наконец открыты в 1982 году президентом Хосе Лопесом Портильо. Фрески библиотеки посетили ряд известных людей, включая Эдгара Морена, Лоуренса Ферлингетти, Жана-Пьера Шевенмана, Мишеля Лекенна, Аллена Гинзберга и Андрея Вознесенского. Фрески остаются в хорошем состоянии, а в библиотеке в 2000-х годах проводились реставрационные работы, чтобы внутрь не попали влага и другие разрушающие элементы.

Библиотечные муралы считались несколько противоречивыми, но они также привели к приглашениям Кибальчичу от никарагуанского правительства к росписям для Национального дворца революции в Манагуа в 1987 году (совместно с канадско-мексиканским художником Арнольдом Белкиным). В Кульякане он расписал пятьдесят квадратных метров потолка работой под названием El ocaso y la alborada, используя венецианскую технику, которой он восхищался благодаря использованию пигментов.

В 1990-е годы Влади написал несколько монументальных полотен. В 1994 году он завершил серию монументальных росписей социального звучания из четырех частей под названием Luces y obscuridad, Violencias fraternas, Descendimiento y ascension и Huella del pasado. Однако эти работы были уничтожены вскоре после их официального представления в бывшей тюрьме Лекумберри — в связи с открытой поддержкой Влади леворадикального оппозиционного движения сапатистов в Чьяпасе.

В 1995 году он представил епископу Чьяпаса Самуэлю Руису Tatic — ещё одно монументальное произведение в поддержку того же движения; оно было полностью завершено в 2000 году.

Признание

В конце 1960-х он стал членом Salón de Independientes, но покинул в 1970 году. В 1971 году он получил премию Premio Annual de Grabado в Салоне мексиканской пластики, членом которого он состоял. В 1998 награжден французским орденом Искусств и словесности. В 2000 был признан в Мексике человеком тысячелетия в области изобразительных искусств. 9 февраля 2004 г. состоялось торжественное открытие Персональной комнаты Почётного члена Российской Академии художеств. В 2005 году он получил памятную медаль Palacio de Bellas Artes от Национального института изящных искусств.

Стиль

Влади был художником, художником-монументалистом и гравером, а также лидером движения современного искусства в Мексике. На него больше всего повлияли мексиканский мурализм и французский сюрреализм — испытав их влияние, он не вместе с тем отказался от стилей этих школ живописи. Первоначально вдохновлённый мексиканскими художниками-монументалистами, Влади не любил националистические и дидактические элементы их творчества. Будучи одного возраста с муралистами, он отождествлял себя с более молодыми мексиканскими художниками из «поколения разрыва». Позже Влади экспериментировал с абстракцией, сохраняя фигуративные образные элементы, такие как солнечные лучи, песок, волны и т. д. Это было минималистское выражение, но не достигавшее полного абстракционизма.

Находясь по стипендии Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1967—1968 годах, он познакомился с художником Марком Ротко, работы которого произвели на него сильное впечатление. Возвратившись в Мексику, он решил вернуться к фигуративному искусству. Важнейшее полотно этого позднейшего периода — триптих, посвященный Троцкому.

В его зрелой манере живописи были некоторые черты экспрессионизма, но его основной моделью определённо было итальянское Возрождение — Караваджо, Тициан и Артемизия Джентилески были для него современниками. Источником вдохновения также была фламандская и голландская живопись, в частности Питер Пауль Рубенс и Рембрандт. Многие из его тем были заимствованы из классической живописи, но изменены, измельчены на множество фрагментов и изобретены заново. По сути, хотя он и соглашался с молодыми художниками в новых образах и фигурах, но не верил полный в отказ от традиционных методов и техник. Некоторые его работы отмечены духом чувственности и эротизма, другие имеют социально-политическую окраску. Его наследие также включает восемь автопортретов.

Продолжительное знакомство с классической живописью побудило Влади рисовать по строжайшим техникам своих мастеров, используя натуральные продукты, такие как яичный желток и земляные порошки, и полностью отказаться от того, что он называл промышленной росписью. Эта настойчивость в классической технике побудила Влади отвергнуть большую часть современного искусства, которое, как он считал, забыло принципы хорошей живописи. Ему нравилось говорить: «Если бы Пикассо или Фрэнсис Бэкон могли вернуться во времени и прийти в студию Верроккьо или Рафаэля Санцио, они бы не протянули и недели, их бы выгнали как плохих художников…».

Центр Влади

В 2004 году он пожертвовал большую часть своей коллекции произведений искусства, в общей сложности 4600 картин, рисунков и гравюр, Национальному институту изящных искусств.[8] Около 1000 произведений являются частью Centro Vlady Автономного университета Сьюдад-де-Мексико (UACM). Миссия центра — охранять, проводить исследования и продвигать дело жизни Влади, а также его отца Виктора Сержа[14]. Центр был открыт его вдовой Исабель Диас Фабела и его племянником Карлосом Диасом в июле 2005 года. В центре находится постоянная коллекция из 318 картин, 245 гравюр, литографий и офортов на линолеуме, 63 масла и 376 рисунков и акварелей. Это не совсем музей, хотя он спонсирует исследования, выставки и продвижение работ художника[15].

С 2011 года между потомками Влади и школой идет спор. Первые утверждают, что колледж не выполнял взятые на себя обязательства.

Библиография

  • Влади. Владимир Кибальчич / Сост. И. Храмов. Оренбург, 2003.
  • Rens, Jean-Guy. Vlady: de la revolución al renacimiento. Mexico: Éd. Siglo XXI, 2005.

Примечания

  1. Vladimir Rusakov // RKDartists
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #1016384173 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. Сегодня исполняется 100 лет Владимиру Кибальчичу // Российская газета, 15.06.2020
  4. Конверт к 100-летию со дня рождения художника Владимира Кибальчича погасили в Оренбурге, 16.06.2020
  5. Виктор Черномырдин: «В харизме надо родиться» // АиФ Оренбург, 03.11.2018
  6. Kibalchich Rusakov (Vlady), Vladimir (исп.) ?. Inmigracion y Diversidad Cultural Los Mexicano que nos dio el mundo. Mexico City: UNAM. Дата обращения: 15 октября 2012.
  7. Visión de México y sus Artistas Siglo XX 1951–2000 : []. — Qualitas Compaía de Seguros SA de CV, 2001. — Vol. II. — P. 76–79. — ISBN 968-5005-59-1.
  8. El Disidente (исп.) ?. Mexico City: Centro Vlady Universidad Autónoma de la Ciudad de México. Дата обращения: 15 октября 2012.
  9. Adolfo Gilly. Vlady, el pintor vagabundo (исп.), La Jornada (June 21, 2007). Дата обращения 15 октября 2012.
  10. Igor Khramov, Ernst Neizvestny. DY (Vladimir Kibalchich) : []. — Orenburg, 2003. — P. 112.
  11. Murió Isabel Díaz Fabela, viuda de Vlady y entusiasta difusora cultural (исп.), La Jornada (July 2, 2010), С. 39. Дата обращения 15 октября 2012.
  12. La revolución visual de Vlady (исп.), El Universal (October 23, 2011). Дата обращения 15 октября 2012.
  13. Sonia Sierra. Exhiben bocetos, litografías y óleos de Vlady, en la UACM (исп.), Milenio (October 23, 2011). Архивировано 28 января 2013 года. Дата обращения 15 октября 2012.
  14. Crisis en el Centro Vlady (исп.) ?. Mexico City: Centro Vlady Universidad Autónoma de la Ciudad de México (June 21, 2011). Дата обращения: 15 октября 2012.
  15. El centro Vlady (исп.) ?. Mexico City: Universidad Autónoma de la Ciudad de México. Дата обращения: 15 октября 2012.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.