Кадж

Кадж, каджк, или каджи (арм. Քաջք, груз. ქაჯი) — дух ветра, бурь и войны в армянской и грузинской мифологиях.

Каджк
Духи гор, земли, воды и войны
Мифология Армянская, Грузинская
Занятие Управление над правителями людей, зловредность, праздность
Связанные персонажи Артавазд I, Давид Сасунский
Характерные черты Неземная красота и могущество
Связанные понятия Невидимость
Упоминания Випасанк, Давид Сасунский, Витязь в тигровой шкуре
В иных культурах Каджи

Этимология

Наименование происходит от армянского слова k’aǰ - «храбрый», то есть название духов является эвфемизмом, выражающим могущество, приписываемое этим духам.

В справочниках по мифологии на русском языке написание чаще всего в виде кадж или каджк, хотя в армянском языке пишется Քաջք, то есть каджк — с буквой Ք в конце слова. Множественное число: на армянском Քաջք или Քաջքեր, на русском — каджи или каджки.

В армянском первое значение k’aǰ — «хороший, отборный, хорошего/лучшего качества». Датский лингвист Холгер Педерсен в 1906 г. предложил этимологию k‘aǰ в связи с арм. «правый» (также «хороший, успешный»), от индоевропейской праформы *sw-ak’syo. И.-е. *sw- в армянском регулярно переходит в k‘, но возведение слова к и.-е. *ak’syo в свете современных представлений неприемлемо. Сейчас этимологизируют из *s(е)Hdh-yo- или *seh2 dh-yo- в связи с инд. sādhati «достигнуть (цели)», sādhu- «верный, правильный, прямой, хороший», sādhyā «успешный, добившийся цели» и т. д.. Соответственно, k‘aǰ можно интерпретировать как параллельное образование с этими индийскими словами: *swo-sHdhyo- «сам / свой» + «правый/правильный, хороший». A в первых звуках формульного обращении армянского царя Трдата III к Ваагну — армянскому соответствию Индры — k‘aǰut‘iwn <…> i k‘aǰēn Vahagnē «храбрость <…> от храброго Ваагна» можно увидеть этимологическое соответствие эпитетам древнеиндийского бога Индры с начальным *swo-5 . Примечательно, что в древнеиндийской традиции известен класс божеств, прислужников Индры, с подобным названием — vasu «хорошие, добрые»[1].

Упоминания и описание

Армянский фольклор

Согласно легенде, во время потопа у Ноя родились дети: мальчик и девочка. После того, как ковчег причалил к Арарату, Бог спросил Ноя, имеются ли у него ещё дети, кроме Сима, Хама и Яфета, на что Ной ответил отрицательно. Тогда два ребёнка стали невидимыми. От них и пошёл род каджей и пери[2].

В армянском фольклоре, слово кадж зачастую обозначают нечисть, будь то вишап, чарк и другие сверхъестественные существа. Мифы о каджах известны с языческих времён, а после христианизации они остались в виде пережитков. Каджи — хтонические существа, духи живущие в горах, объединённые в своё собственное сообщество. Образ жизни каджей и их описание во многом совпадает с европейскими эльфами или со славянскими дивами. Их можно характеризовать как существ, чей нрав отличен от человеческого. К людям отношение у каджей чаще всего нейтральное. Однако в силу своего могущества к людям они испытывают пренебрежительное отношение. Также как и фольклорные эльфы, каджи имеют привычку подменять своих детей на человеческих. Средневековые авторы, такие как Давид Анахт в своих трактатах говорили, что каджи сами по себе, создания добрые, но Бог часто их использует для свершения наказания над людьми. Каджи по своему описанию напоминают одновременно и вишапов и дэвов, они мудры также как и вишапы, и могучи подобно дэвам. Главной обителью каджов считается гора Масис (Арарат). Чёткого описания внешности каджей не существует, им также приписывается невидимость. Подобно драконам, каджи строили свои жилища высоко в горах, для большей уединённости и недоступности. Эхо в горах и оврагах приписывалось каджам. Также как и вишапы, каджи насылали ветры, бури и смерчи, называемые каджкаками, что значит ветер каджей. Черта, которая также относима и к драконам-вишапам и к каджам, это управление войной, и те и другие могли развязать войну, незримо сталкивая людей против друг друга, что также характерно и для чарков. Нередко каджи соблазняли людей в образах их близких людей, ведя их на погибель. Одним из развлечений этих мифических существ выступают издевательства над лошадьми: каджи мучат этих четвероногих, а затем, взобравшись на них, скачут ночь напролет. У древних было поверье, что, смазав смолой лошадь, можно поймать каджа. Единственный способ увидеть каджа — это ткнуть его иголкой, избавив его от состояния невидимки. Кроме того, считалось, если этот дух коснется человека, то человек обезумит.[2] Также как и дэвы они распространены в наиболее каменистых и скалистых местах. Места присутствия духов «отмечены» населением в разных уголках Армении. Так, к примеру, известны город Каджаран, село Кадж, скала Кадж, поле Каджавар и многое другое.

Легенда об Артавазде связана и с каджами. Буйный нрав правителя приписывают тому, что он на самом деле не является прямым потомком династии, а подменышем, которым каджи заменили настоящего наследника в младенчестве. Исчезновение Артавазда также связано с каджами, которые, по преданию унесли его в пещеры Масиса и заковали. И до сих пор Артавазд является пленником на Масисе, считается, что два аралеза грызут ему цепи. Дабы не допустить освобождения одиозного владыки, кузнецы в определённый день бьют молотами по наковальне, тем самым «укрепляя» цепи, сдерживающие Артавазда. В Випасанке в разных вариантах духов называют то каджами, то вишапами. Подобные легенды, в виде народных песен, связаны с Александром Македонским и Ервандом. В них говорится что на самом деле он не умер в тридцать три года, а был похищен каджами и удерживаем ими в Риме. Ерванда же каджи задержали в мутных водах. Таким образом, видно, что в функции каджей входит сдерживание сильных мира сего от завоеваний и непомерных амбиций.

Каджам также приписывалась зловредность, а именно — те же функции, что и у других духов армянской мифологии — Чарков. Ради забавы он могут избить человека, волоча его за волосы. Воровством они тоже промышляют, но чаще всего из-за необходимости, а не ради забавы они крадут еду и припасы. Дабы предотвратить такое отношение, крестьяне часто сами жертвовали каджам небольшую часть своих припасов.

Однако в мифологии есть случаи взаимовыгодных отношений людей и каджей. С духами можно было проводить сделки, за определённую плату, они делились знаниями, либо помогали в свершении какого-либо дела, будь-то зловредное или созидательное.

Каджи испытывают слабость к хорошей музыке, они и сами являются великими музыкантами. А их музыка и танцы зачаровывают людей подобно пению сирен или пляске эльфов, что зачарованный человек может потерять ход времени. А это чревато разными последствиями. Зачарованный музыкой каджей человек может прожить в обители духов множество лет, ведь время для духов течёт по другому. А может и умереть в беспрестанной пляске, не сумев возобладать над собой. В некоторых мифах каджи сами нанимают людей для своих праздников. Так, они нанимают музыкантов, шутов, танцоров, поваров, цирюльников и многих других, причём плата за услуги всегда очень щедрая. Каджи очень щепетильно и ответственно относятся к долгу, поэтому они никогда не предают тех, кто им самим помог.

В фольклоре армян Нагорного Карабаха (Арцаха) каджи часто приравниваются к чертям и пособникам дьявола. По рассказам, каджк седлает лошадь и ездит на ней[3], пока хозяин спит; проникает в хлевы, гоняет до изнеможения лошадей, заплетает гривы и хвосты[3]. Однако, каджа можно поймать, и воткнув иголку или булавку ему в бок, заставить служить. А чтобы кадж не смог сесть на коня, на ночь спину скакуна надо смазать смолой. Найти каджка по местным поверьям можно было в заброшенных строениях, таких как мельницы. Бывало что каджи служили целым семьям, сроком семь лет, как правило. Вольные каджи могут завлекать путников, принимая иной облик. К примеру мужчин каджи завлекают превратившись в красавиц[3].

Каджи любят красть одежду у людей, однако часто они просто заимствуют, возвращая владельцу через некоторое время. Чаще всего это делают женщины каджи. Дабы предотвратить кражу одежды, полагается втыкать в одежду иглы или булавку. Воткнувшаяся острая игла вредит каджу.

По определённой причине духи могут свести с ума человека, наслав безумие, такого человека называют каджкакох, либо каджкакал, то есть захваченный каджем[4].

Мифы о каджах фигурируют в эпосе «Давид Сасунский».

Грузинский фольклор

Основным источником описания каджей в грузинском фольклоре и мифологии, является эпос «Витязь в тигровой шкуре». В грузинском варианте каджи не сильно отличаются от армянских. Им приписывалось волшебство и управление силами природы. Различались две разновидности каджей — земные и водные. Земные были наиболее опасными, жили в горах или лесах. Водные каджи жили у воды, и часто покровительствовали рыбакам, редко когда причиняли беспокойство людям. Нередко женщины-каджи, отличающиеся неземной красотой, выходили замуж за смертных, или же помогали им.

Храм каджей

Культ каджей был широко распространён. Многие историки и летописцы говорили о почитании каджей и за пределами Армении. Историк Закавказья Джаваншир рассказывал о храме, посвящённом каджам царём Ервандом в Дзунге, недалеко от г. Ахалкалаки в регионе Джавахети/Джавахк.

В эпосах

  • В древнеармянском эпосе «Випасанк», главным героем которого является Артавазд, драконоборец, рождение и исчезновение которого связано с каджами.
  • В армянском эпосе «Сасна Црер» второе поколение богатырей, начиная с Мгера, частично являются каджами, так как Санасар и Багдасар женились на царевнах страны каджей, Дехцун и Лустняк соответственно. Возможно, этим и объясняется их нечеловеческая сила, не считая того, что сами Санасар и Багдасар имеют божественное происхождение.
  • Каджи присутствуют в эпической поэме «Витязь в тигровой шкуре», страна каджей там зовётся Каджети. Царицей Каджети является Дулардухт, также в эпосе присутствуют Росан и Родья — племянники царицы, а также Рошак — военачальник Каджети.

Примечания

Литература

  • Ананикян М. Мифы Армении. — М.:Центрполиграф, 2010. ISBN 978-5-227-02375-9
  • Арутюнян С. Б. Каджи, Каджк // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 265. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  • Каджи / Арутюнян С. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
  • Бардавелидзе В. В. По этапам развития древнейших религиозных верований и обрядовое графическое искусство грузинских племен. — Тб., 1957;
  • Вирсаладзе Е. Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. — М., 1976;
  • Грен А., Дэвы и Каджи, в сб.: Этнографический обзор, Тифлис, 1890;
  • Линецкий А. В., Двуреченских В. А., Гаспарян М. Ю., Родина Е. Ю., Делба В. В., Акимов П. А., Давыдов А. В., Жосану П. А., Еропкина Е. Г., Непочатой Д. А. Оценка историко-культурного наследия Армении. — Москва: Тровант, 2010.
  • Очиаури Т. Мифологические предания горцев Восточной Грузии. — Тб., 1967;
  • Рухадзе Д. Грузинский народный праздник. — Тб., 1966.
  • Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. Пер. Н. Заболоцкого. М. 1983.
  • Чиджавадзе Ш., К вопросу о персонаже «Кадж», «Литературная Ачара», 1964, № 59 (на груз. яз.), М. Чачава.
  • Чудинова Е. П. Легенды Армении. — М.: «КРОН-Пресс», 1996
  • Abeghian М., Der armeniûche Volksglaube, Lpz., 1899.
  • An Anthology of Legends and Poems of Armenia, Zabelle C. Boyajian, Aram Raffi, James Bryce, Indo-European Publishing, 2008, ISBN 1604440155, 9781604440157
  • Shamanic Journeys Through the Caucasus, Michael Berman, John Hunt Publishing, 2009, ISBN 1846942535, 9781846942532
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.