Внеклассное чтение
«Внеклассное чтение» — роман Бориса Акунина из серии «Приключения магистра», впервые был издан в 2003 году.
Внеклассное чтение | |
---|---|
| |
Автор | Борис Акунин |
Жанр | детектив |
Язык оригинала | русский |
Оригинал издан | 2003 |
Серия | «Приключения магистра» |
Издатель | «Олма-Пресс» |
Страниц | 768 |
ISBN |
ISBN 5-224-04023-X ISBN 5-224-04022-1 ISBN 5-224-04021-3 |
Цикл | Приключения магистра |
Предыдущая | Алтын-толобас |
Следующая | Ф. М. |
Текст на стороннем сайте |
Сюжет
В романе параллельно развиваются две сюжетные линии. Действие одной происходит в XVII веке последний год царствования Екатерины Великой, а другой — в начале XXI века[1].
Первая линия: семилетний Митридат, удивительно одарённый мальчик, становится случайным свидетелем заговора против императрицы и борьбы за престол сторонников Павла I и Александра I[2]. Пытается спасти её от смерти, впутывается в дворцовые интриги. Неожиданно ему на помощь приходит благородный отшельник Данила Ларионович Фондорин.
Вторая линия: известный пластический хирург, оперирующий самых богатых и знаменитых жителей Москвы, делает вид, что находит свою родную дочь в интернате. Забрав девочку оттуда, поселяет её в своём шикарном особняке и нанимает русского англичанина баронета Николаса Фандорина для обучения светским манерам и английскому языку. Бизнесмен и бывший одноклассник хирурга похищает девочку для шантажа по крупной финансовой сделке. Фальшивый отец готов пожертвовать судьбой «дочери» ради прибыли.
Николас, создавая вместе с ученицей компьютерную игру про Эраста Фандорина, предлагает ей три возможных сюжета: «Эраст Петрович против Джека Потрошителя», «Эраст Петрович в Японии» и «Эраст Петрович в подводном городе». Несмотря на то, что достоверных сведений об этих приключениях у Николаса не сохранилось, о каждом из них можно прочитать в отдельном романе («Декоратор», «Алмазная колесница» и «Планета Вода» соответственно). При этом «Планета Вода» была написана только через 12 лет после выхода «Внеклассного чтения».
Особенности произведения
Все главы романа называются по известным литературным произведениям[3] и заканчиваются их последними предложениями. Среди них комедия Дениса Фонвизина «Бригадир», рассказ Ивана Бунина «Солнечный удар», роман Ивана Тургенева «Отцы и дети», комедия Уильяма Шекспира «Много шума из-за ничего», роман Шодерло де Лакло «Опасные связи», драма Фридриха Шиллера, «Коварство и любовь», поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», повесть Жана де Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона»[4]. Прослеживается идеологическое направление движения от просветительского утопизма XVIII века (Денис Фонвизин) к социалистическому реализму и советскому утопизму ХХ века (Василий Шукшин). Фамилия «бригадира» Любавин отсылает к роману Василия Шукшина «Солнцеград»[3].
Персонажи
Николас Фандорин
Для образа Николаса Фандорина в романе «Внеклассное чтение» используется определение «русский англичанин», которое обыгрывает модель ассимиляции иностранного компонента в русском сознании. Эта модель часто встречалась в литературе XIX века и имеется устоявшийся образ «русского немца». Ассимиляция включает в себя движение от транслирования западной цивилизаторской модели к принятию и понятию героем своей восточной составляющей и «русскости»[5].
Валя Глен
В романе впервые появляется персонаж Валя Глен, который далее будет присутствовать в следующих произведениях цикла «Приключения магистра». Во «Внеклассном чтении» этот персонаж является «интерсексуальным», с не установившейся самоидентификацией, которая выражается в том, что этот персонаж считал себя то мужчиной, то женщиной, в связи с чем говорил двумя разными голосами, тенором и контральто. В последующих книгах циклах самоидентификация персонажа устоялась и он считал себя женщиной[6].
Миранда
Миранда — восемнадцатилетняя дочь богатого бизнесмена Куценко, к которой Николас Фандорин был нанят гувернером имеет «ангельскую» внешность и инфантильное поведение, показывая детскую наивность, беспомощность, растерянность, слабость. Николас испытывает симпатию к девушке благодаря её привязанности к нему и беззащитности. При вовлечении Фандорина в похищение девушки он, увидев как она беззаботно спит, принимает окончательное решение защищать её, даже рискуя жизнью собственных детей[7].
После того как Миранда узнает, что бизнесмен не является её родным отцом и использует её для свои корыстных целей, она утрачивает детскую непосредственность и доверчивость и предстает решительной, жестокой, расчетливой и мстительной. Девушка рассказывает жене бизнесмена Инге, что он для того, чтобы она любила только его изуродовал её лицо и потом восстановил его, а также сделал её бесплодной из-за чего Инга сходит с ума и убивает Куценко. После свершения мести Миранда остается единственной наследницей, так как мачеху отправляют в психиатрическую клинику[7].
Такие черты характера как жестокость и мстительность сформировались у Миранды во время жизни в интернате. В то же время для того, чтобы вызвать любовь окружающих использовалась маска наивного ребёнка, чтобы заслужить любовь окружающих. В нескольких эпизодах во время повествования Акунин показывает проявления хладнокровности к смерти, крови, страданиям, а также подчеркивает контраст между тем как Фандорин воспринимает и описывает девушку и её речью, в которой используются обсценные выражения[7].
Образ героини, который воспринимается Николасом может быть скрытой аллюзией к образу Лолиты Владимира Набокова в момент знакомства с Гумбертом. При этом образ трансформируется: если Лолита подчеркивает свою сексуальность, то Миранда прячет появившуюся женственность и имперсонирует подростка. Продолжая традицию Чарльза Диккенса, используется анаморфоз для создания персонажа у которого за внешним смирением и благочестием прячется лицемерие, подлость и злодейство, но другие персонажи неверно оценивают его из-за внешних проявлений[7].
Примечания
- Трускова Е. А. Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста : дис. — б. и., 2012.
- Борунов А. Б. К ПРОБЛЕМЕ ЦИКЛООБРАЗУЮЩИХ МОТИВОВ «ФАНДОРИНСКОГО КОРПУСА» Б. АКУНИНА //ББК 81.2: 71.0 Р17 Ответственные редакторы. — 2020. — Т. 9. — С. 5.
- Десятов Вячеслав Владимирович. Любовь Степкина: Борис Акунин и Василий Шукшин // Филология и человек. — 2009. — Вып. 2. — С. 45–52. — ISSN 1992-7940.
- Трускова Екатерина Александровна. Гипертекст в эстетике современной русской литературы (на примере произведений Б. Акунина) // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2010. — Вып. 5. — С. 306–314. — ISSN 2618-9682.
- Бреева Татьяна Николаевна. Концептуализация истории в литературных проектах г. Чхартишвили // Филология и культура. — 2014. — Вып. 3 (37). — С. 42–48. — ISSN 2074-0239.
- Борунов Артем Борисович. АНДРОГИНИЯ КАК ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЙ МОТИВ В «ФАНДОРИНСКОМ КОРПУСЕ» Б. АКУНИНА // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 14, вып. 2. — С. 247–251. — ISSN 1997-2911.
- Осьмухина Ольга Юрьевна, Казачкова Анна Владимировна. Специфика воплощения «Детской» темы в современной отечественной прозе: многообразие рефлективных практик // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2012. — Т. 1, вып. 4. — С. 47–55. — ISSN 1818-6653.
Источники
- Казачкова А. В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990-начала 2000-х гг //Н. Новгород. — 2015.
- Казачкова А. В. Специфика воплощения образа ребёнка в романе Бориса Акунина «Внеклассное чтение» / А. В. Казачкова // Коды русской классики: «детство», «детское» как смыл, ценность и код: материалы IV Международной научно-практической конференции (Самара, 24-25 ноября 2011) / Отв. редактор Г. Ю. Карпенко. — Самара: Издательство «СНЦ РАН», 2012.-С. 184—187.
- Ярмухаметова Александра Робертовна. Приемы создания авторских антропонимов на примере художественных произведений Б. Акунина // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — Вып. 23 (277). — С. 150–153. — ISSN 1994-2796.