Антибиография

Антибиогра́фия — антижанр, модификация жанра биографии. Художественная структура антибиографии в значительной степени определяется особенностями формы «породившего» её биографического жанра и наполняется содержанием с противоположной идейной направленностью. Идея антибиографии воплощается по принципу «от противного». Антибиографию можно сравнивать с пародией[1]. В случаях особой шаржированности героя (антигероя), антибиографию часто называют биографией-памфлетом[2].

Появление антибиографий — особенность периодов культурного перелома

В периоды культурного перелома появляется необходимость перехода от одного, исчерпавшего себя, литературного направления к другому, только складывающемуся. В эти периоды происходит размывание жанров и стилей как следствие отказа от старых мировоззренческой и культурной парадигм[1].

Об этом свидетельствует редактор и издатель Елена Шубина, имея в виду, в первую очередь, самую известную антибиографию 2000-х «Анти-Ахматову»:

Книги о знаменитостях — как мемуарные, так и биографические — востребованы, однако иначе, чем раньше. Сегодня в них ищут не столько вдохновляющий, сколько оправдывающий пример: все по Пушкину — «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!». Это нормальная черта кризисных эпох — отсюда мода на «антибиографии», развенчания и демифологизации. Сегодня будет охотно раскуплена любая разоблачительная книга о кумире, которая во время общественного подъема вызвала бы общие нарекания[3].

О том же пишет бравший у Шубиной интервью литератор Дмитрий Быков:

Интерес к жанру разоблачительной биографии — вещь закономерная и, так сказать, обратно-предсказуемая, то есть задним числом она представляется безукоризненно логичной, да только знал бы прикуп — жил бы в Сочи. Впрочем, и зная этот прикуп, большинство исследователей не пожелали бы гнаться за новым трендом, но появление его оправданно. Разоблачительная биография сродни антиутопии и появляется в такие же времена — в эпохи великих разочарований и надломов[4].

Антибиография как деконструкция

Начиная с 1970-х годов авторы многих антибиографий используют метод деконструкции.

На вопрос, читал ли он «Анти-Ахматову», Томас Венцлова ответил:

Да, книгу читал, впечатление ужасное. Это сплошная деконструкция, хотя я узнал некоторые факты, которые были мне неизвестны. По поводу деконструкции один польский философ говорил: «Что бы вы ни говорили об этом, смысла в этом всё равно нет», и я с ним согласен[5].

Самые известные антибиографии на русском языке

Другие определения антибиографии

Известный польский писатель Войцех Кучок, автор книги «Говно» (в русском переводе «Дряньё») с подзаголовком «Антибиография», так определяет для себя антибиографию:

«Антибиография» — это отрицание биографии <…> или негативная биография: семейный альбом с непроявленными снимками, рассказ, сотканный из событий, которые герой не хочет или не может помнить, поскольку их не было. Или кошмарная биография, которой мы не пожелали бы даже своим худшим врагам[6].

Библиография

См. также

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.