Деконструкция

Деконстру́кция (от лат. de «сверху вниз -> обратно» и constructio «сооружение», «осмысление») — понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст.

Исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора. Поэтому необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы текста, не контролируемые автором. Разработано Жаком Деррида, однако восходит к понятию деструкции Хайдеггера — отрицания традиции истолкования с целью выявления сокрытий смысла. Понятие деконструкции было усилено психоаналитическими, дзэн-буддистскими и марксистскими аллюзиями.

Теория деконструкции Ж. Деррида

«О грамматологии»

Концепция деконструкции представлена Ж. Деррида в его программной работе «О грамматологии», вышедшей в 1967 году.

Деррида критикует традиционную европейскую философию за её логоцентризм — структурирование мысли вокруг центрального элемента (в данном случае — слова или звука) и вытеснение из сферы познаваемого элементов, оказывающихся не-мыслью, не-мыслимым. Логоцентризм предполагает самодостаточность любых смысловых единиц, в то время как Деррида утверждает, что символы всегда отсылают к другим символам, существуя только в системе связей друг с другом, и отрицает их стабильность и универсальность[1].

Логоцентризм обуславливает существование бинарных оппозиций (формально-логических, мифологических, диалектических), составляющих основу европейского мышления и придающих ему иерархичность, так как одна из них непременно превалирует (добро и зло, рациональность и эмоции и т. д.). Задача деконструкции — проанализировать такую оппозицию и уравнять в правах оба компонента. На следующем этапе проблема рассматривается на таком уровне, где важна становится не сама оппозиция, но возможность или невозможность её существования[2]. Одно из заблуждений логоцентризма как метафизики присутствия — позиционирование настоящего над прошлым. Этот тезис во многом базируется на работе М. Хайдеггера «Бытие и время», где рассматривается связь между феноменом «присутствия», историей и историографией.

Деконструкция — это механический разбор на составные части и анализ их происхождения с целью понять, как работает целое. В случае текста — выявление противоречий между логикой и риторикой, между смыслом, содержащимся в тексте, и тем, что его (текст) вынуждает означать язык-посредник. Это своеобразная игра текста против смысла и выяснение степени самостоятельности языка по отношению к смысловому наполнению[1].

В своей работе Деррида оперирует рядом им же введённых терминов: наличие (присутствие), логоцентризм, метафизика, след, различие, письмо, восполнение[3].

Концепцию деконструкции Деррида применяет и на собственном тексте[1].

Для Деррида главное — не итоговая картина, а процесс работы: ему важно, чтобы вязкая толща языка-посредника, в которой барахтается человек, не затвердела, и он старается разбить её трещинами, расчленить и перерасчленить. От этого — намеренная парадоксальность его терминологии: «след» (неизвестно чего), «письмо» до языка (потому что сквозь толщу посредников звучащая речь не доходит, и письменная становится важнее); от него же — демонстративная нестандартность стиля, напряжённо стремящегося выговорить языком нечто отрицающее язык.

Автономова Н. С. Деррида и грамматология

Шаги

Другие работы Деррида

Помимо «О грамматологии» Деррида опубликовал несколько напрямую связанных с ней работ, расширяя или иллюстрируя действие концепции деконструкции. Среди них «Письмо и различие», «Голос и феномен», «Поля философии».

Развитие концепции

Концепция деконструкции

Теория деконструкции чрезвычайно важна в условиях постмодерна, в котором меняется само понятие текста[4], а язык из инструмента превращается в самостоятельное действующее лицо[5]. Деконструктивистский подход предполагает смещение фокуса с явного содержания текста на язык-посредник, выявление маловероятных деталей, маргиналий, которые раскрывают, «выдают» текст[4].

В более широком смысле деконструкция ассоциируется с критическим переосмыслением литературных, философских, исторических и других канонов[4].

В Европе деконструкция являлась реакцией на структурализм и легла в основу многих постструктуралистских подходов[6].

В качестве одного из способа разрушения стереотипа может рассматриваться остранение — литературный приём, изобретённый Виктором Шкловским еще в 1916 году, имеющий целью вывести читателя «из автоматизма восприятия».

В 1970-е годы деконструкция использовалась преимущественно в философии и литературной критике.

В 1980-е годы деконструкция нашла применение во многих радикальных подходах в различных областях гуманитарных и социальных наук[7]: юриспруденция[8][9], антропология, историография[10], психоанализ, архитектура, теология, феминизм, квир-исследования, политическая теория и теория кино[7].

Теория деконструкции легла в основу школ левого деконструктивизма, герменевтического деконструктивизма и феминистской критики[11].

Деконструкция в литературной критике и историографии

В конце 1960-х — начале 1980-х годов концепция деконструкции активно развивалась в США представителями группы, впоследствии известной как Йельская школа. Среди её представителей — Поль де Ман, Джон Хиллис Миллер, Джеффри Хартман и др. Применительно к литературной критике деконструкция означала субъективность восприятия художественного текста и абсолютную независимость интерпретации от текста и наоборот[11]. Мысль о самостоятельности текста по отношению к автору, его биографии и намерениям развивает Р. Барт в эссе 1967 года «Смерть автора»[12].

Деконструктивистский подход кардинально изменил историографию, привнеся в неё элемент постмодернизма. Алан Манслоу в труде «Деконструируя историю» (1997) рассматривает новые проблемы и вопросы, стоящие перед постмодернистской историографией[10].

Деконструкция в юридических исследованиях

Теоретики критических юридических исследований (P. M. Унгер, Р. В. Гордон, М. Дж. Горвиц, Д. Кенни и др.) рассматривают иерархию, существующую в обществе, как основной источник правовой логики и формы. Они утверждают, что закон неотделим от политики и не может быть нейтрален. Чтобы продемонстрировать неопределённость существующих правовых доктрин и законодательств, эти учёные часто применяют такие методы, как лингвистический структурализм или философскую деконструкцию. Это позволяет уточнить и сузить широкий смысл категорий и терминов в юридических текстах и речи[9].

Деконструкция в архитектуре

Концепция Деррида породила новое течение в архитектуре, получившее название деконструктивизм. Для него характерны отступление от классических форм, визуальная усложнённость и асимметричность, изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в облик города[13]. Архитектурный деконструктивизм связан с выставкой Деконструктивистская архитектура[14] в МОМА (Нью-Йорк) в 1988 году[15], которая, в свою очередь, была ориентирована на переосмысление модернизма, в частности, идей русского конструктивизма.

Деконструкция в моде

Как явление в моде деконструктивизм сформировался в 1980-е — 1990-е годы[15]. Складывался и развивался как часть общего интеллектуального движения, связанного с философией деконструктивизма и работами Жака Деррида. Также на развитие модной деконструкции оказала влияние архитектурная традиция[16]. Формальными признаками деконструктивизма в костюме можно считать распадающиеся или незаконченные формы[17], открытую структуру одежды и асимметричное строение костюма[15]. Деконструктивизм предполагал выявление элементов кроя во внешнем облике платья. Он стал одним из течений, которое зафиксировало возможность нестандартных решений в костюме. Основными представителями деконструктивизма в моде называют Мартина Маржелу, Йодзи Ямамото, Рей Кавакубо, Карла Лагерфельда, Энн Демельмейстер и Дриса ван Нотена[17].

Деконструкция в массовой культуре

Применительно к массовой культуре термин «деконструкция» закрепился в значении ревизионизма — переосмысления традиционных или устоявшихся сюжетов и тропов. Это яркое проявление культуры постмодернизма, которая оперирует готовыми формами и художественными стилями, обращается к вечным сюжетам и темам — и сквозь призму иронии и самоиронии показывает их неестественность и неприменимость к современной реальности[5].

Деконструкция понимается как разбор тропа с целью лучше понять его смысл. Часто это означает выявление неизбежных в архетипической структуре тропа противоречий и доказательство его несостоятельности в другой ситуации или в реальной жизни. Простейший и самый распространённый способ применения деконструкции к тропам в произведениях массовой культуры — постановка вопроса «Какие последствия возымел бы данный троп в реальности? Какими обстоятельствами было бы обусловлено его появление?» Отдельно выделяют деконструкцию жанра, когда критической и/или иронической оценке подвергается целый набор характерных для конкретного жанра тропов, сюжетных ходов и характеров. Нередко (но не обязательно) деконструкция исходного произведения носит мрачный и даже циничный характер. Пародия может рассматриваться как форма деконструкции[18].

См. также

Примечания

  1. Автономова Н. С. Деррида и грамматология // Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000.
  2. Грицанов А., Можейко М. Постмодернизм. Энциклопедия
  3. Деррида, Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000.
  4. Зыбайлов Л. К., Шапинский В. А. Культура постсовременности: гносис и праксис
  5. Малахов В. С. Посмодернизм // Энциклопедия «Кругосвет».
  6. Jacques Derrida, "Letter to a Japanese Friend, " in Derrida and Différance, ed. David Wood and Robert Bernasconi (Warwick: Parousia Press, 1985).
  7. Deconstruction (Criticism). // Encyclopædia Britannica
  8. J.M. Balkin. Deconstruction Архивная копия от 21 апреля 2016 на Wayback Machine. — Yale Law School, 1995
  9. Критические юридические исследования. Понятия и Категории — Исторический Проект ХРОНОС
  10. Munslow Alun. Deconstructing History, published 1997, 2nd. Edn. Routledge, 2006
  11. Деконструкция. Новая философская энциклопедия. — Институт философии РАН
  12. Барт Р. Смерть автора. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1994
  13. Деконструктивизм в архитектурном журнале «Корпус»
  14. Johnson P., Wigley M. Deconstructivist architecture [Catalog of the Exhibition]. New York: Museum of Modern Art, 1988.
  15. Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
  16. McLeod M. Undressing Architecture: Fashion, Gender, and Modernity // Architecture: In Fashion / Ed. by D. Fausch et al. Princeton: Princeton Architectural Press, 1994.
  17. Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 1998. Vol. 2.1. Pp. 25-49.
  18. Phiddian, Robert. Are Parody and Deconstruction Secretly the Same Thing? — «New Literary History», 1997 — vol. 28, no. 4, 673—696

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.