Аббас II (шах Ирана)

Аббас II (перс. عباس دوم; азерб. II Abbas Səfəvi; 31 декабря 16321667) — шах Ирана с мая 1642 года из династии Сефевидов[1].

Аббас II
перс. عباس دوم
азерб. II Abbas Səfəvi
15 мая 1642 26 октября 1667
Предшественник Сефи I
Преемник Солейман Сефи

Рождение 1632(1632)
Смерть 1667(1667)
Место погребения Кумб Персия
Род Сефевиды
Отец Сефи I
Мать Анна Ханум[d]
Супруга Анна Ханум
Дети Солейман Сефи
Отношение к религии Ислам, шиитского толка
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Серебряная монета 1647 года, выпущенная во времена правления Аббаса II. Музей истории Азербайджана, Баку

Взошёл на престол в 1642 году после смерти своего отца Сефи I. В правлении государством слишком доверялся прихоти придворной знати; однако при этом его правление было отмечено взятием обратно ранее потерянного Кандагара в 1649 году, само государство и экономика были на подъёме, что отмечалось и европейскими путешественниками, посещавшими Сефевидскую империю. Языком двора Аббаса II был азербайджанский[2], на котором он писал стихи[3]. Подобно своему отцу, скончался в возрасте 32 лет.

Внутренняя политика

В период его правления эшикагасыбаши (хранитель дворца) были[4]:

Забота шаха Аббаса II о защите правосудия отмечается и персидскими, и европейскими современниками. Он глубоко занимался этой тематикой, также как и другими аспектами управления. Иногда шах вмешивался для того, чтобы защитить крестьян от коррумпированных или непомерно алчных должностных лиц. Он делал всё, что было в его силах, для обеспечения их справедливым и эффективным правительством[5]. При Аббасе II усилилась роль европейских купцов в Иране, были даны привилегии французским купцам. До этого аналогичные преференции в беспошлинной торговле шёлком были выданы Сефи I английским и голландским купцам[6].

Во многих отношениях Аббас II напоминал своего прадеда и тёзку Аббаса I. Будучи сильным и энергичным правителем, с момента восшествия на престол он демонстрировал убедительность и решительность, несмотря на столь юный возраст. К примеру, в 1645 году, когда ему было всего 12 лет, визирь Сару Таги был убит в результате покушения со стороны группы кызылбашских офицеров во главе с горчубаши, одним из самых могущественных должностных лиц в государстве; несколько дней спустя Аббас II приказал казнить убийц. Подобно своему прадеду, он любил справедливость, и жалобы на должностные преступления и угнетение со стороны государственных чиновников быстро разбирались; на самом деле Аббас II три дня в неделю заседал в официальном судебном трибунале (диван-и адалат), который разбирал дела, связанные как с военными, так и с гражданскими должностными лицами, а ещё два дня — выслушивал жалобы, поступавшие со всех концов империи. Подобно своему прадеду, он также в целом проявлял терпимость в религиозных вопросах и даровал католическим орденам значительную свободу действий. Однако заметным исключением было его обращение с евреями. По наущению своего визиря Мухаммед-бека он издал указ о том, что все евреи-жители Исфахана, а также все евреи, проживавшие в границах Сефевидской империи, должны быть публично обращены в ислам и пройти обучение по догматам исламской веры. Как считается, всего в ислам поверхностно обратились около ста тысяч евреев, однако они продолжили тайно практиковать свою веру[7].

Подобно своему прадеду, Аббас питал интерес к искусству и к возведению общественных зданий. Он построил дворец Чехель-сотун в Исфахане, а также отреставрировал построенную Аббасом I Масджиди-Шах и старую Масджиди-Джума; в 1654 году он также возвел дамбу на реке Заяндаруд. Аббас II питал большой интерес к живописи, как восточной, так и западной, и любил сам заниматься ею[8].

Отношения с Османами

Зохабский трактат с Османской империей установил продолжительный мир на западных границах Сефевидской империи, но не утихомирил его северные и восточные границы. Османы потеряли интерес к Сефевидской империи после серии бесславных и неприятных войн в Чухурсааде. Тем временем для Стамбула оказалось затруднительным установление даже минимального контроля над племенной и удалённой Месопотамией[9]. Отношения Сефевидской державы с Османской империей оставались мирными до 20-х годов XVIII века, так как между обеими государствами установилось равновесие сил и возобновление военных действий казалось обоим правительствам бесперспективным[6].

Отношения с Россией

Шах Аббас II был вовлечён в противостояние на беспокойном Кавказе, где сефевидская сфера влияния сталкивалась со сферами влияния русских. Главный вопрос касался расширения русского гарнизона на реке Койсу и строительства новых крепостей, в частности той, которую они построили на реке Терек в поддержку Теймураза, свергнутого правителя Грузии, обратившегося к ним за помощью. Когда шах Аббас II узнал об этом, он решил действовать, даже перед лицом нового конфликта с Могольской империей из-за Кандагара. Губернаторам Ардебиля, Чухурсаада, Карабаха и Астары и округов Азербайджана были посланы приказы отправить войска на подмогу губернатора Ширвана Хосров хана. Собравшиеся войска, усиленные различными племенными образованиями, включая контингенты, отправленные правителем Дагестана (шамхалом), хакимом Дербента и каракайтакским правителем, в 1653 году атаковали крепость и вытеснили занимавших её русских и ногайцев перед тем, как сжечь её. Аббас II продолжил посылкой амиршикарбаши, главы охотников, Аллахверди хана, с приказом построить крепости для обеспечения поселения кызылбашских воинов. Это привело к волнениям среди народов Дагестана. Попытки Сефевидов поставить различных местных эмиров под контроль губернатора Ширвана, Хаджи Манучехр хана, потерпели неудачу. В ответ Сефевиды послали армию в 30 000 человек, которая сумела разбить войска народов. Тем не менее, результатом стал довоенный статус-кво: в соответствии с традицией, Сурхай хан Шамхал послал сына, Гюльмихр бека, в качестве заложника в Исфахан, и ему было позволено вновь занять свой трон[10].

Аббас II поддерживал тесные торговые связи с Русским царством. Во время похода войска Аббаса II на Северный Кавказ был сожжён русский форпост — Сунженский острог. В 1664 году Аббас II дал русским купцам привилегию на свободную торговлю в сефевидских владениях[6].

Отношения с Шейбанидами

При Аббасе II до семи тысяч узбеков со своими эмирами и с одним из царевичей, вследствие междоусобий в Мавераннахре, искали убежища в Иране и были приняты на шахскую службу. В Закавказье было принудительно набрано семь тысяч девушек, которых роздали узбекам в жёны.

Примечания

  1. Abbas II. Encyclopaedia Iranica
  2. W. Floor, H. Jawadi, «The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran», p. 5
    Under Shah Abbas II, the Carmelites reported that «Turki [not Osmanli Turkish] was the language of the court and widely used in Isfahan and in the north».
  3. L. Johanson, «Isfahan – Moscow – Uppsala. On Some Middle Azeri Manuscripts and the Stations Along Their Journey to Uppsala», p. 169
  4. Moḥammad Rafiʿ Anṣāri, «Dastur al-Moluk», p. 168
  5. D. Morgan, «Medieval Persia, 1048-1797», p. 151-152
  6. И. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский, Л. В. Строева, А. М. Беленицкий. «История Ирана с древнейших времён до конца XVIII века». И:М, 1958. Архивировано 26 ноября 2010 года.
  7. R. Savory, «Iran under the Safavids», p. 231
  8. R. Savory, «Iran under the Safavids», p. 232
  9. R. Matthee, «Persia in Crisis. Safavid Decline and the Fall of Isfahan» p. 120
  10. R. Matthee, «Persia in Crisis. Safavid Decline and the Fall of Isfahan» p. 121-122

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.