8-я армия (РККА)

8-я армия — формирование (объединение, армия) РККА, сформированная во время Гражданской войны и интервенции в России.

8-я армия
(8 А)
Вид вооружённых сил РККА (сухопутные)
Род войск (сил) общевойсковая
Формирование 26.09 1918
20.03 1920
Командиры

Чернавин В. В.[1]
Гиттис В. М.
Тухачевский М. Н.
Хвесин Т. С.
Любимов В. В.[2]
Селивачев В. И.[3]
Ратайский А. И.[4]

Сокольников Г. Я.
Боевые операции

Августовское контрнаступление Южного фронта 1919
Воронежско-Касторненская операция (1919)

Донбасская операция (1919)
Контрнаступление Южного фронта 1920
В составе фронтов
Южный

Восьмая армия была создана на основании приказа РВСР, от 26 сентября 1918 года, из частей брянского, курского, воронежского участков, евстратовского и калачевского направлений Южного фронта РСФСР[5].

Состав (период)

Боевые действия

Гражданская война в Донбассе Гражданская война

Командующий Южным фронтом А. И. Егоров:
Оценка действий 8-й Армии РККА на 30 октября 1919 года.

Переходя к оценке самих действий 8-й армии, мы должны прежде всего подчеркнуть умелое руководство ею со стороны командования на всём протяжении хода операции. Решение в начале октября вывести армию из-под ударов белых на оборонительный рубеж, несмотря на всю трудность отхода в обстановке наседания противника и реальных условий погоды и местности, мы должны оценить положительно. Наступать в тех же условиях было бы несомненно в гораздо большей степени затруднительно, если не невозможно. К тому же отход происходил организованно, насколько это было возможно при описанных обстоятельствах; и когда армия привела себя в относительный порядок, пополнилась боеприпасами и получила такое мощное подкрепление, как корпус Будённого, то представилась наконец возможность вести вновь наступательные действия, чем не замедлило воспользоваться фронтовое и армейское командование.
Следует оговорить ту громадную роль, которую сыграл в этот период корпус Будённого, сбивший Мамонтова и тем открывший дорогу правофланговым дивизиям армии; но и во все последующие дни командование армией обнаружило большую оперативную чуткость в деле управления войсками. Армейский аппарат, невзирая на тяжёлые условия связи, работал чётко, воспринимая указания фронтового командования и ставя своим подразделениям реально выполнимые задачи, с учётом тех условий обстановки, в каких эти подразделения находились. В ходе наступления несколько раз назревала необходимость введения свежих сил, но командование 8-й армией, зная, что резервов брать неоткуда, обходилась своими средствами, требуя от войск прежде всего маневра. Так удалось ликвидировать попытку противника распространиться восточнее реки Икорец, так удалось сломить его сопротивление у Воронежа и так удалось захватить Лиски.
Ещё больше оперативная чуткость и твёрдость руководства сказались в реагировании на неустойчивость левого фланга. Здесь армейское командование маневрировало своими резервами, применив маневр и по железной дороге (31-я дивизия). И если не удалось достигнуть успеха и положение фланга оставалось до конца весьма угрожающим, то, по нашему мнению, причины следует искать главным образом в отсутствии поддержки со стороны соседа слева – 9-й армии, которая своим откатом на восток и северо-восток создала полную неустойчивость фланговых дивизий 8-й армии.

«Разгром Деникина» 1919 год. Издание 1931 года, переиздано АСТ Москва 2003 год. ISBN 5-17-015247-7. Стр. 302

1918 год.

октябрь — декабрь. Воронежско-Лискинское направление. 8-я армия проводила малоэффективные боевые действия против Донской Армии.

1919 год.

март. Донбасс, Луганск. Тяжёлые оборонительные бои.

14 августа. 8-я армия, 3-я, 42-я дивизии 13-й армии включены в состав Группы войск Южного фронта под командованием В. И. Селивачева. Всего: 24 000 штыков, 3 500 сабель, 1 170 пулемётов, 193 орудий.

15 — 25 августа. Наступление Ударной группы войск южного фронта. Волчанский прорыв. Пройдя с боями более 80 километров её части вышли на линию: Волчанск-Валуйки-Купянск. Остановка наступления[6].

26 августа. Прорыв конницы Мамонтова в глубокие тылы 8-й армии. Донская армия в результате постоянных атак вынуждает 8-ю армию отступить, обнажив свои фланги.

8 сентября. 8-я армия своим правым крылом отходит за реку Потудань.

№ 445 Телеграмма В. И. Ленина С. И. Гусеву 16 сентября 1919 г.
« т. Гусев! Вникая в письмо Склянского (о положении дел 15/1Х) и в итоги по сводкам, я убеждаюсь, что наш РВСР работает плохо. Успокаивать и успокаивать, это—плохая тактика. Выходит „игра в спокойствие“. А на деле у нас застой—почти развал. На сибирском фронте поставили какую-то сволочь Ольдерогге и бабу Позерна и „успокоились“.
Прямо позор! А нас начали бить! Мы сделаем за это ответственным РВСР, если не будут приняты энергичные меры. Выпускать из рук победу — позор. С Мамонтовым застой. Видимо, опоздание за опозданием. Опоздали войска, шедшие с севера на Воронеж. Опоздали с перекидкой 21 дивизии на юг. Опоздали с автопулемётами. Опоздали с связью. Один ли Главком ездил в Орёл или с Вами, — дела не сделали. Связи с Селивачевым не установили, надзора за ним не установили, вопреки давнему и прямому требованию Цека.
В итоге и с Мамонтовым застой и у Селивачева застой (вместо обещанных ребячьими рисуночками „побед“ со дня вдень—помните, эти рисуночки Вы мне показывали? и я сказал: о противнике забыли!!).
Если Селивачев сбежит или его начдивы изменят, виноват будет РВСР, ибо он спал и успокаивал, а дела не делал. Надо лучших, энергичнейших комиссаров послать на юг, а не сонных тетерь.
С формированием тоже опаздываем. Пропускаем осень — а Деникин утроит силы, получит и танки и пр. и пр. Так нельзя. Надо сонный темп работы переделать в живой.
Ответьте мне (через Лидию Александровну Фотиеву).
Ленин
Видимо, наш РВСР „командует“, не интересуясь или не умея следить за исполнением. Если это общий наш грех, то в военном деле это прямо гибель…»

19 сентября. Умер командующий В. И. Селивачев, официальная версия — от тифа.

21 сентября. 8-я армия занимает оборону на рубежах от Нижнедевицка до правого берега реки Дон. Связь со штабом фронта утеряна. 12-я, 13-я дивизии армии в официальных сводках оцениваются как небоеспособные. 15-я дивизия в бою потеряла два полка и батарею. 31-я дивизия практически разбежалась, её остатки обезоружены и отправлены в распоряжение Ревтрибунала.

29 сентября. 8-я армия почти потеряла возможность в наступлении, оказывая слабое противодействие в продолжающемся обходе противником.

1 октября. Начало второго рейда Мамонтова по тылам 8-й армии. Потеря красными Воронежа.

4 октября. Командарм А. И. Ратайский, начштаба Г. С. Горчаков выводят армию из окружения белыми, используя при отходе реку Икорец, как естественную преграду.

октябрь. В армии случилась массовая перебежка красных командиров к противнику, это бывший начштаба армии А. С. Нечволодов, В. Ф. Тарасов и часть других военачальников[7].

7 октября. Партийным руководством страны приняты срочные меры по усилению командного и личного состава армии.

октябрь. Из воспоминаний комиссара 8-й армии — Г. И. Окуловой-Теодорович:

…Осень. Дороги покрыты кочками замерзшей земли. По балкам лежит множество трупов лошадей, погибших от истощения… Армия то отступает, то наступает. Упорно, настойчиво. У красноармейцев из башмаков торчат голые пальцы, из которых сочится кровь. Мне, как политработнику, нужно проехать на передовую линию в полк, составленный в основном из петроградских рабочих. Я в величайшем смущении, что я им скажу?! Ничего нельзя пообещать в отношении улучшения их положения!… И что же? Когда я приехала, я не услышала ни одной жалобы, меня только просили наладить более регулярное снабжение газетами…

ноябрь. Части армии совместно с 1-м конным корпусом Будённого, переименованным 9 декабря в 1-ю Конную Армию нанесли сокрушительный удар по войскам Мамонтова и Шкуро. Занятие красными Воронежа и железнодорожного узла Касторное, станицы Вешенская. Перегруппировка красных на правый берег реки Битюг. 24 ноября 1919 года с тяжёлыми боями занят Бобров.

4 декабря освобождён Павловск, к концу декабря — Луганск.

1920 год.

январь. 4 января в результате прорыва частей Мамонтова разбита бригада 16-й дивизии 8-й армии. 8 января частями 33-й дивизии, совместно с конармией Будённого заняты Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Нахичевань. С 10 января 1920 года 8-я армия вошла в подчинение командующему Юго-Восточным фронтом РСФСР — Шорину.
С 16 января 1920 армия находилась в составе Кавказского фронта; командующие — В. И. Шорин (16 — 24 января 1920 года), Ф. М. Афанасьев (Врид, 24 января — 3 февраля 1920 года), М. Н. Тухачевский (4 февраля — 24 апреля 1920 года).

До 18 января части 8-й армии находились на отдыхе, затем продолжили тяжелейшие бои с потерями в районе Батайских топей и по берегам реки Дона. В эти дни тяжёлые поражения понесли 15-я, 16-я, 31-я и 33-я дивизии. 22 января красными было принято решение прекратить лобовые атаки на Батайск. Была спланирована перегруппировка частей с последующим форсированием реки Дон у Новочеркасской или Манычевской, для последующего маневрирования частей и конармии Будённого.

14 февраля совершился прорыв белых в районе Кулешовки; 9, 15, 16, 33 дивизии отошли за р. Дон, при этом была разгромлена 3 бригада 40 дивизии. 21 февраля в результате сильной контр-атаки белых, красными были оставлены Ростов и Нахичевань. 23 февраля Ростов вновь отбит у белых.

март. Продолжение дальнейшего наступления красных на юг, занятие Кубани, Новороссийска. Разгром войск Деникина на Северном Кавказе. Победа.

20 марта. Из частей 8-й Армии была сформирована Кавказская трудовая армия.

Командный состав

Командующие

Члены РВС

Начальники штаба

  • В. В. Вдовьев-Кабардинцев (врид, 30 сент. — 10 нояб. 1918)
  • А. А. Веселаго (врид, 10 нояб. — 3 дек. 1918)
  • С. А. Меженинов (3 дек. 1918 — 31 янв. 1919)
  • П. А. Мей (врид, 31 янв. — 26 февр. 1919)
  • И. А. Трошин (врид, 26 февр. — 12 марта 1919)
  • В. А. Жёлтышев(12 — 21 марта 1919)
  • Б. Л. Негродов (врид, 22 — 27 марта 1919)
  • Б. П. Лапшин (врид, 27 марта — 3 апр. 1919)
  • В. В. Любимов (3 апр — 8 мая 1919)
  • С. Н. Голубев (врид, 8 — 20 мая 1919)
  • А. С. Нечволодов (22 июля — 10 авг. 1919)[8]
  • В. Ф. Тарасов (врид, 10 авг. — 2 окт. 1919)
  • Г. С. Горчаков (врид, 2 окт. — 1 нояб. 1919)
  • М. В. Молкочанов (врид, 1 — 18 нояб. 1919)
  • Б. А. Шехаев[9] (врид, 18 — 27 нояб. 1919)
  • М. В. Фастыковский (врид., 27 нояб. 1919 — 14 янв. 1920)
  • Л. Н. Ростов (14 янв — 5 марта 1920)
  • М. М. Лыщинский (5 мар. — 16 апр. 1920)[10].

Председатель Революционного Военного Трибунала

Последующие формирования

Примечания

  1. Чернавин, Всеволод Владимирович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
  2. Любимов, Владимир Виссарионович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
  3. Селивачев, Владимир Иванович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
  4. Ратайский, Андрей Иосифович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
  5. Центральный государственный архив Советской армии. В двух томах. Том 1. Путеводитель. 1991. Фронты, армии, группы войск (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 октября 2010. Архивировано 12 января 2012 года.
  6. Галина Бениславская Дневник (фрагменты)
  7. Белое движение в лицах
  8. Нечволодов Александр Семенович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
  9. Сайт: Русская Армия в Великой войне
  10. Лыщинский Михаил Михайлович на сайте Офицеры РИА

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.