Экспедиция Арсеньева 1906 года

Экспедиция штабс-капитана В. К. Арсеньева по исследованию Уссурийского края 1906 года[1] — комплексная исследовательская экспедиция, предпринятая по инициативе Приамурского генерал-губернатора Павла Фёдоровича Унтербергера с целью исследования горной области Сихотэ-Алиня к северу от залива Святой Ольги до бухты Терней и к западу от водораздела в системе истоков реки Уссури и её притоков[2]. Имея в первую очередь военно-географические, военно-статистические, а также колонизационные цели, экспедиция попутно занималась естественно-историческими изысканиями[3]. Экспедиция была снаряжена при содействии и на средства Приамурского отдела Императорского Русского Географического Общества и лично П. Ф. Унтербергера. Руководил экспедицией штабс-капитан Владимир Клавдиевич Арсеньев, который специально для этой цели был переведён из Владивостока в Хабаровск и прикомандирован к штабу Приамурского военного округа[4]. Продолжительность экспедиции: ровно полгода — 180 дней (20 мая [2 июня] — 17 [30] ноября 1906 года).

Экспедиция штабс-капитана В. К. Арсеньева по исследованию Уссурийского края 1906 года

Владимир Арсеньев и Дерсу Узала в экспедиции 1906 года после маршрута по реке Кулумбе
Страна  Российская империя
Дата начала 20 мая (2 июня) 1906 года
Дата окончания 17 (30) ноября 1906 года
Руководитель штабс-капитан Владимир Клавдиевич Арсеньев
Состав
22 человека, в том числе Дерсу Узала
Достижения
  • Исследована неизведанная прежде часть Уссурийского края
  • Произведены обширные топографические съёмки местности, на основании которых было уточнено положение хребта Сихотэ-Алинь, нанесены на карту многие неизвестные ранее реки
  • Собран и подробно описан систематический материал о природе, населении и экономике Уссурийского края
В. Арсеньев во время экспедиции (справа вверху) на почтовом блоке России 2020 года ко 175-летию Русского географического общества (ЦФА [АО «Марка»] № 2679)

Экспедиция 1906 года является первой масштабной экспедицией исследователя Уссурийского края, этнографа и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева, и первой из его трёх больших Сихотэ-Алиньских экспедиций (1906, 1907, 1908—1910 гг.). В ходе экспедиции Арсеньев познакомился с нанайским охотником и следопытом Дерсу Узала, ставшим проводником экспедиции и, впоследствии, героем книг Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».

Путевые дневники В. К. Арсеньева из экспедиции 1906 года легли в основу его повести «По Уссурийскому краю», а также нескольких его научных работ и исследовательских очерков.

Предпосылки

Проигранная в 1905 году Русско-Японская война доказала недопустимость недостаточных знаний о военно-географических особенностях Уссурийского края. С учётом уроков войны начиналась работа над укреплением обороны границ, в том числе и морских: необходимо было определить пригодные, и от того — опасные места для высадки с моря десанта. Кроме того, имелась необходимость оценки масштаба деятельности японских шпионов[5], сбора статистических данных о местном коренном населении, и прочие аспекты. В связи с этим Приамурский генерал-губернатор Павел Фёдорович Унтербергер приказал организовать экспедицию на неисследованный прежде хребет Сихотэ-Алинь с целью сбора военно-географических и военно-статистических данных на случай войны с Японией, а также колонизационно-экономических, и, попутно, естественно-исторических данных[3].

Подготовительный этап

Организация экспедиции была поручена председателю Приамурского отдела ИРГО инженер-полковнику С. Н. Ванкову[6]. Начальником экспедиции был назначен штабс-капитан Владимир Арсеньев, которого с этой целью 22 декабря 1905 года (4 января 1906 года) перевели из Владивостока в Хабаровск, в штаб Приамурского военного округа[7]. Помощниками Арсеньева были подпоручик Г. Г. Гранатман и инженерный подпрапорщик А. И. Мерзляков. В экспедиции участвовали не меньше 20 человек, среди которых было четверо уссурийских казаков и 12 стрелков 6-й и 8-й Восточно-Сибирских стрелковых полков[3]. В качестве ботаника в состав экспедиции входил Н. А. Пальчевский, которому предписывалось вести свои исследования отдельно от основного отряда Арсеньева, который должен был по мере необходимости снабжать Пальчевского продовольствием, и затем забирать у него собранные гербарии. Кроме того, начальник штаба Приамурского военного округа, генерал-лейтенант П. К. Рутковский выразил желание добраться вместе с экспедицией до бухты Святой Ольги, чтобы наглядно объяснить требуемые задачи и определить маршруты переброски войск к посту Святой Ольги[8].

Участники экспедиции

В состав экспедиционного отряда вошли:

Ход экспедиции

Экспедиция, длившаяся ровно полгода — 180 суток, стартовала 15 (28) мая 1906 года, когда из Хабаровска в Шмаковку по Уссурийской железной дороге отправилась часть отряда с лошадьми, которые должны были нести на себе ящики и вьюки со снаряжением экспедиции. На следующий день тем же путём выехали и остальные участники экспедиции. 20 мая (2 июня) отряд выдвинулся из Шмаковки вверх по течению реки Уссури. К концу пятого дня, 24 мая (6 июня), они достигли Кокшаровки, и дальше пошли вверх по течению вдоль реки Фудзин. Вечером 20 июня (3 июля) экспедиция достигла хребта Сихотэ-Алинь, и на следующий день, наняв в проводники старика-китайца, начала свой подъём на хребет. Перевал, через который проходила экспедиция, был назван Арсеньевым в честь К. И. Максимовича — ботаника, проводившего исследования в тех местах в 1859 году, за много лет до Арсеньева. 30 июня (13 июля) отряд Арсеньева достиг залива Святой Ольги. Там генерал-лейтенант П. К. Рутковский оставил отряд, и его забрал во Владивосток специально присланный за ним миноносец «Бесшумный». В Ольге экспедиции пришлось задержаться до 15 (28) июля — почти на месяц, в ожидании миноносца «Статный», который должен был привезти необходимое снаряжение. За это время Арсеньев сделал несколько коротких «экскурсий» с целью разведки и оценки местности, выполняя задание генерал-губернатора. Все добытые сведения Арсеньев вносил в свой путевой дневник: сведения о дорогах, их проходимость для различных видов вооружения, состояние дорог в сухую погоду и в дождь и тому подобное[9]. Кроме того, он занимался съемкой местности, измерял ширину рек, быстроту течения, определял тип дна. На топографических картах Арсеньев обозначал географические названия как по-русски, так и по-китайски[10].

Было известно, что Япония имела в Уссурийском крае обширную и хорошо организованную разведывательную сеть. Поэтому в дневниках Арсеньева имелись разделы «Сведения о японских шпионах» и «Возможные операции японцев в данном регионе. Образование баз. Вероятные пути наступления для вторжения в глубь страны. Места, удобные для высадки неприятеля». Кроме того, местное китайское население в большинстве своём враждебно относилось к русским, преследовавшим их за незаконные вырубки и браконьерство, заставляя платить подать, и дружелюбно — к японцам. В случае новой войны китайцы стали бы охотно помогать японцам, становясь их проводниками и шпионами. Сбору данных о китайцах был посвящен раздел дневника «Сведения о народонаселении», куда, кроме всего прочего, Арсеньев вносил данные о настроениях китайцев по поводу прошедшей войны, об их отношении к русским и японцам и многое другое[10].

Позже эти дневниковые записи, в числе прочего, лягут в основу известного исследовательского труда Арсеньева «Китайцы в Уссурийском крае». Несмотря на общее негативное настроение, встречались китайцы, дружелюбные по отношению к русским: в устье реки Тетюхе двое китайцев-ловцов морской капусты гостеприимно встретили отряд Арсеньева, снабдили его мукой и маслом, и даже попросили сделать на их фанзе надпись, сообщающую о том, что в случае нужды любой русский сможет найти там хлеб, рыбу и приют на ночь[11].

В отличие от китайцев, которые были в Уссурийском крае пришлым населением, его коренное население — орочи, удэгейцы, гольды (нанайцы) и тазы в целом относилось к русским тепло. В этнографическом отношении эти народы вызвали у Арсеньева большой интерес, и он решил заняться их изучением. С этнографией и языками Арсеньев тогда был знаком лишь приблизительно, на любительском уровне, и поэтому всему приходилось учиться прямо на ходу[12].

Вечером 3 (16) августа 1906 года в верхнем течении реки Тадуши у перевала Ли-Фудзин произошла во многом судьбоносная для Арсеньева встреча с гольдом Дерсу Узала — будущим другом и героем его книг. На следующий день по просьбе Арсеньева он стал проводником экспедиции. Вопреки широко распространённому из-за книг самого Арсеньева заблуждению, встреча с Дерсу Узала произошла не в 1902, а именно в 1906 году[13]. Затем экспедиция двинулась к бухте Терней, попутно исследуя все крупные реки. 10 (23) октября часть отряда вышла из Тернея к Сихотэ-Алиню. Пересекая хребет, отряду пришлось два дня пережидать снежную бурю. Через 16 дней пути по безлюдной местности отряд достиг селения Сидатун, где местные жители-орочи помогли им продовольствием и одеждой, а затем везли отряд на лодках по Иману, пока те не были раздавлены льдами. Оставшуюся часть пути до станции Иман отряд проделал пешком. На станции Арсеньев расстался с Дерсу Узала, договорившись встретиться с ним в следующем году[14]. 17 (30) ноября Арсеньев с отрядом на поезде прибыл в Хабаровск[15].

Результаты

Результатом первой крупной экспедиции Арсеньева, в ходе которой Сихотэ-Алинь был пересечён восемь раз, стало большое количество собранных коллекций: птиц, насекомых, рыб, земноводных, а также растений, горных пород и этнографических экспонатов. Многие экспонаты Арсеньев впоследствии отправил в разные музеи страны. Кроме того, по всему маршруту велись метеонаблюдения, топографические съемки местности, составлялись карты и планы. Арсеньеву удалось собрать множество этнографических сведений о коренных народах Уссурийского края[16]. Все собранные экспедицией сведения легли в основу доклада, который Арсеньев с большим успехом прочитал 7 (20) апреля 1907 года в Приамурском отделе Императорского Русского географического общества[17]. Хабаровская газета «Приамурье» писала по этому поводу[18]:

«Сообщения эти произвели огромное впечатление на присутствующих, ярко показав, что может сделать, хотя и на небольшие средства, истинный служитель науки, человек живого дела, ставящий целью прежде всего пользу родины. […] Кажется, нет той области науки, который не коснулся бы в своих трудах талантливый путешественник».

Примечания

Комментарии

    Источники

    1. Тарасова, 1985, с. 118.
    2. Тарасова, 1985, с. 113.
    3. Егорчев, 2016, с. 10.
    4. Хисамутдинов, 2005, с. 32.
    5. Антология истории спецслужб. Россия. 1905—1924 / Вступ. статья А. А. Здановича. М.: Кучково поле, 2007. — С. 43. — 640 с.
    6. Хисамутдинов, 2005, с. 33.
    7. Егорчев, 2016, с. 9.
    8. Хисамутдинов, 2005, с. 34.
    9. Хисамутдинов, 2005, с. 35—37.
    10. Хисамутдинов, 2005, с. 38.
    11. Хисамутдинов, 2005, с. 39.
    12. Хисамутдинов, 2005, с. 40.
    13. Егорчев, 2016, с. 18—19.
    14. Хисамутдинов, 2005, с. 64.
    15. Егорчев, 2016, с. 12.
    16. Егорчев, 2016, с. 13.
    17. Хисамутдинов, 2005, с. 66.
    18. Азадовский, 1956, с. 29.

    Литература

    • Азадовский М. К. В.К. Арсеньев. Критико-биографический очерк. М.: ДЕТГИЗ, 1956. — 80 с.
    • Арсеньев В. К. Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края. 1901—1911 // Владимир Клавдиевич Арсеньев. Собрание сочинений в 6 томах. — Владивосток: Тихоокеанское издательство «Рубеж», 2012. — Т. III. — С. 62—322. — 784 с.
    • В.К. Арсеньев — шаг в XXI век / Сост. П. Ф. Бровко, И. Н. Егорчев, П. И. Шепчугов и др. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2007. — 144 с. 1000 экз. — ISBN 978—5—7444—2004—8.
    • Егорчев И. Н. «Загадки» Дерсу Узала. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014. — 177 с. 500 экз. — ISBN 978—5—7444—3442—7.
    • Егорчев И. Н. Неизвестный Арсеньев. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2016. — 164 с. 1000 экз. — ISBN 978—5—906739—91—9.
    • Кабанов Н. Е. Владимир Клавдиевич Арсеньев. Путешественник и натуралист 1872—1930. М.: Издательство Московского общества испытателей природы, 1947. — 95 с.
    • Кузьмичев И. С. Писатель Арсеньев: Личность и книги. Л.: Советский писатель, 1977. — 236 с.
    • Сведения об экспедициях капитана Арсеньева (В. К.) (Путешествия по Уссурийскому краю). 1900—1910 гг. // «Записки Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества». — Хабаровск, 1912. Т. VIII, вып. 2. С. 1—36.
    • Тарасова А. И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. — 344 с. — (Русские путешественники и востоковеды).
    • Хисамутдинов А. А. Мне сопутствовала счастливая звезда…: Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872—1930 гг.). — Владивосток: Дальнаука, 2005. — 256 с. 1500 экз. — ISBN 5—8044—0568—3.
    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.