Хеслер, Отто

Отто Хеслер (нем. Otto Haesler; 13 июня 1880, Мюнхен — 2 августа 1962, Вильгельмсхорст) — немецкий архитектор и градостроитель. Пионер «нового строительства» в архитектуре, получил известность благодаря первым построенным им жилым комплексам в Целле: Итальянский Сад и Сад Святого Георгия. Наряду в Вальтером Гропиусом, Бруно Таутом и Эрнстом Маем является основоположником модернизма в жилищном строительстве.

Отто Хеслер
Otto Haesler

Отто Хеслер (1931), рисунок Курта Швиттерса
Основные сведения
Страна Германия
Дата рождения 13 июня 1880(1880-06-13)
Место рождения Мюнхен
Дата смерти 2 августа 1962(1962-08-02) (82 года)
Место смерти Потсдам Вильгельмсхорст
Работы и достижения
Учёба Франкфурт-на-Майне
Работал в городах Целле, Карлсруэ, Кассель, Ратенов, Берлин
Архитектурный стиль Новое строительство
Градостроительные проекты Поселение Итальянский Сад, Поселение Сад Святого Георгия, Поселение Даммершток
Награды
 Медиафайлы на Викискладе

Ранние годы

Родился 13 июня 1880 в Мюнхене в семье церковного живописца и художника-декоратора Рудольфа Вильгельма Рейнхольда Хеслера и Марии Хеслер, урождённой Аулл, старший сын из четырех детей в семье. Профессиональная деятельность отца требовала частой смены места жительства. 1886—1891 — обучение в начальной школе Шлирзее / Верхняя Бавария. Затем посещение начальных школ в Софии, Нюрнберге, Вюрцбурге, Берлин-Штеглиц, Берлин-Лихтерфельде. 1891—1899 — учёба в реальной школе в Пассау. Любимые предметы: математика, рисование и музыка. 1892 — болел бронхиальной астмой в тяжелой форме.1898-1901 — учёба в строительной школе в Аугсбурге. Кроме того, зарабатывал на жизнь чертежником, в том числе в городском строительном управлении Пассау. 1901—1903 — продолжение обучения в строительном училище в Вюрцбурге и успешное его окончание со степенью мастера-строителя, затем летом работа каменщиком во Франкфурте-на-Майне. 1903—1906 — сотрудник архитектурной мастерской Людвига Бернулли во Франкфурте-на-Майне[1]

Начало самостоятельной работы в Целле

Жилое и коммерческое здание Гарри Трюллера, Westcellertorstr. 15A (1908—1909)

В середине 1906 г. Отто Хеслер принял участие в конкурсе на реконструкцию универмага Фрайдберга в Целле. Из более чем 60 работ был выбран его проект. Успех этой работы привёл к тому, что Хеслер остался в этом городе и затем завёл здесь семью. Целле тогда был небольшим провинциальным городком возле Ганновера с большим массивом (более 400 домов) фахверковой жилой застройки XVI века, и герцогским замком того же времени. Потому первые его работы здесь внешне были в исторической традиции, но внутри имели уже современную планировку. Это все индивидуальные жилые дома, построенные Хеслером до Первой мировой войны и многие дома, совмещавшие коммерческую и жилую функцию [2]. Успех Отто Хеслера в Целле был бы невозможен без поддержки сенатора Гарри Трюллер и его товарищей, обеспечивших множество заказов. В зданиях для значимых клиентов уже видна сдержанная эстетика классицизма и стиля модерн.

В 1914 г. началась Первая мировая война. В 1915 г. Отто призвали в армию и в 1916 г. отправили на фронт. Война закончилась в 1917 г. ранением и тяжёлым газовым отравлением. Хеслер вернулся в Целле и летом 1917 г. получил заказ Муниципальной строительной комиссии на постройку 32-х небольших домов на Карстенштрассе. После войны было время голода и нехватки жилья — у рабочих зачастую даже не было своей кровати. Поэтому город начал строить жильё сам. Дома были экономичными, сблокированными в ряд под общей крышей, не было ванн и центрального отопления. Тут были гостиная, кухня, две или три спальни, сарай и уборная. Это поселение можно считать для Хеслера отправной точкой в его дальнейших поисках экономичного и эффективного жилья.

Итальянский сад, 1925 г

Поселение Итальянский Сад. Красные и синие дома (1923—1925)

После строительства на Карстенштрассе и аналогичного ему в шахтёрском посёлке Хёфер (1919—1920 гг.) в течение ряда лет Хеслер строил в основном промышленные и коммерческие здания по заказам своего друга и покровителя Гарри Трюллера, а также его друзей. В это время «Новое строительство» (Neues Bauen) жилья в Германии было ещё на бумаге, в книге Эрвина Гуткинда[3], давшей название этому направлению. Во многом благодаря художнику Карлу Фёлькнеру, с работой которого в Магдебурге его познакомил Бруно Таут, Хеслер стал первым архитектором первого поселения «Нового строительства» в Германии. Это были дома, которые оказались полностью соответствующими уже сформировавшемуся представлению о том, как должна выглядеть архитектура нового жилья. Восемь двухэтажных 4-х квартирных домов с плоскими крышами и выразительными разноцветными кубическими объёмами были расположены на специально проложенной улице Итальянский сад, а на уже существующей Вельштрассе — ещё два, трёхэтажных 6-квартирных дома со скатными крышами, как переход от фахверковой традиции к новой архитектуре.

После завершения строительства в 1925 г. успех поселения был безоговорочным. Отто Хеслер получил приглашение и вступил в самое авторитетное объединение архитекторов Немецкий Веркбунд, а в 1926 г., когда Хуго Херинг и Людвиг Мис ван дер Роэ организовали «Кольцо» (Der Ring), также получил приглашение и вступил в это объединение, и к нему, как член «Ноябрьской группы», присоединился Карл Фёлькер. Это поселение стало началом признания Хеслера в немецкой архитектуре как одного из лидеров Нового строительства.

Сад Святого Георгия (Георгсгартен), 1926 г

Поселение Сад Святого Георгия (1925—1926). Вид с городской дороги

Когда Отто Хеслер получил в 1925 г. от кооператива «Народная помощь» (Volkshilfe) заказ на проектирование поселения на 200 квартир на месте бывшего сада больницы Святого Георгия для людей с невысоким уровнем дохода, ревизии и радикальной переработке в новом проекте подверглось буквально всё привычное и устоявшееся в жилищном строительстве. Как было по завершении строительства написано в журнале Веркбунд Die Form, здесь была проведена «реорганизация строительного мышления».[4] В поселении 168 квартир, расположенных в шести параллельных жилых блоках с меридиональной ориентацией, в соответствии с впервые применёнными здесь принципами строчной застройки. В квартирах централизованное отопление, в каждом блоке прачечная с газовым отоплением и сушилка для белья. Каждой квартире предоставлено два помещения для хранения в подвалах жилых блоков. В квартирах водопровод, канализация, газ и электричество.[4] Ради экономии места (и уменьшения арендной платы) в квартирах не было ванных комнат, их для жителей поселения заменяла баня только для них. Из общественного обслуживания здесь были своя пекарня, парикмахерская, магазины, кафе, спортплощадки, библиотека с читальным залом и радио. Жилые блоки для снижения шума располагались перпендикулярно городской дороге, а в отдельных одноэтажных корпусах, построенных вдоль неё располагались «мастерские сапожников, портных, рихтовщиков и часовщиков, а также гаражи для мотоциклов и автомобилей[4] Здесь был построен детский сад (работающий до сих пор) с огромной песочницей и летним бассейном. Сад Святого Георгия стал поселением, где впервые были применены на практике принципы модернизма в жилищном строительстве.[5]

Период 1926—1932 гг

Основные здания и поселения, построенные в это время:

В это время Хеслер разработал индустриальную технологию кирпичных жилых домов на стальном каркасе, которая не только ускоряла строительство, но и тогда в условиях Германии давала существенную экономию[6]. В 1928 г., во время визита сотрудников и студентов Баухауса в Целле, в книге посетителей только что построенной школы его директор Ханнес Майер написал одно слово: «Браво!».[7] В результате уже в 1929 г. в мастерской у Отто Хеслера работали три выпускника Баухауса — Каттина Бот (ученица Ласло Мохой-Надя), Герман Бунцель (ученик Ханнеса Майера) и Вальтер Тралау (ученик Вальтера Гропиуса).

В 1930 г. Хеслер, в связи с увольнением Ханнеса Майера, получает от Гропиуса предложение возглавить Баухаус в Дессау. Также в этом году его приглашают, в связи с уходом Отто Бартнинга, возглавить Государственный колледж ремесел и архитектуры в Веймаре (место рождения Баухаус). В этом же году, в связи с отъездом Эрнста Мая в СССР, ему предлагают возглавить проект Новый Франкфурт. По разным причинам, но Хеслер от всех этих предложений, сославшись на занятость, отказался.[1]

В 1932 г. Отто Хеслер участвует в «Немецкой строительной выставке» в Берлине и в проходящей в Нью-Йорке выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка», положившей начало интернациональному стилю, где Филип Джонсон назвал его «главным архитектором жилья в Германии и, возможно, в мире»[8]. В этом году в Ганновере проходит выставка «Здания Отто Хеслера 1908—1932». В том же году Хеслер организовывает строительную фирму «heimtyp ag» (типовое строительство) и по этой причине выходит из Союза немецких архитекторов (Bund Deutscher Architekten)[1].

Нацизм и внутреннее изгнание

В 1933 году к власти в Германии пришёл национал-социализм. Ещё раньше, 1 октября 1932 года, муниципальный совет Дессау, где нацисты уже были в большинстве, закрыл Баухаус. Архитектура нового строительства, как и всё современное искусство, была объявлена «культурбольшевизмом». Отто Хеслер, который всегда сторонился политики, испытал это на себе в полной мере: началась постоянная травля в газетах и даже на личном уровне. В результате в 1933 году ему пришлось распустить свою мастерскую в Целле и в 1934 году переехать в совсем маленький город (тогда его население составляло около 8000 человек) на севере Германии Ойтин в провинции Шлезвиг-Гольштейн.[1] В этом же году Вальтер Гропиус, с которым при совместной работе на поселении Даммершток в Карлсруэ сложились добрые отношения, предлагал Хеслеру вместе уехать в Англию. Но Отто не знал английского языка и у него было трое несовершеннолетних детей, поэтому он вынужден был от предложения отказаться.[9] В следующем году была закрыта и его строительная компания helmtyp ag.[1] В 1935-м он писал Вальтеру Гропиусу: «мне нечего делать в течение 2,5 лет».[10]. В 1936 г. появились первые заказы в Ойтине — сначала на пристройки, а затем на частные жилые дома, один из них даже был многоквартирным.[2] Внешне здания мало отличались от насаждаемой нацистами «Архитектуры защиты родины» (de:Heimatschutzarchitektur), а внутри были так же рациональны, как и прежде. В 1937 году в Ойтине был проведён конкурс на здание городской больницы, на который Хеслер представил проект. Хоть там и были скатные крыши (плоских там быть просто не могло), здание переставляло собой такой же пример нового строительства, как и его школа в Целле, и потому построено не было[10]. Это скромное благополучие было прервано началом Второй мировой войны — последнее его здание в Ойтине датировано 1939 годом[2]. Вероятно, два года полного отсутствия работы стали причиной его согласия на участие в освоении «жизненного пространства на Востоке», которое продолжалось с 1941 по лето 1944 года. Местом работы стала Лодзь (Litzmannstadt), осенью 1942-го был командирован во Львов (Lemberg), затем в начале 1943-го — на два месяца в Севастополь. Работа была в восстановлении зданий и их реконструкции (высшая должность — заместитель начальника одного из шести отделов в строительном управлении Лодзи) и закончилась в связи с болезнью в августе 1944 года.[1]

После войны в ГДР

Болезнь и пребывание в Ойтине продолжались до 1946 года, когда бургомистр Ратенова социал-демократ Пауль Сциллат (de:Paul Szillat), знавший его ещё с 1920-х годов по Фридрих-Эберт-Ринг, поручил Отто Хеслеру реконструкцию разрушенного войной города.[11] Хеслер принял приглашение, не только сам переехал в Ратенов (город находился в советской зоне оккупации), но и пригласил ближайшего соратника по работе в Целле Карла Фёлькера и работавшего у него в конце 1920-х выпускника Баухаус Германа Бунцеля. В августе 1946 года был готов план реконструкции города в духе нового строительства, где были широкие (29 м) многополосные дороги и дома отклонялись от строчной застройки только в районе церкви[10]. Были разработаны и строились типовые сборные дома для потерявших жильё и переселенцев. В 1947 г. Хеслер основал здесь архитектурно-строительную фирму «Реконструкция» (Wiederaufbau GmbH Rathenow) и стал членом-корреспондентом Академии наук в Берлине в Институте гражданского строительства (Institut für Bauwesen), который тогда возглавлял Ганс Шарун, где разрабатывал типовые проекты для жилого строительства[10]. В 1950—1951 в Ратенове на площади Юности был построен комплекс трёхэтажных домов на 133 квартиры, похожий на его поселения конца 1920-х годов[11]. Квартиры в этих домах, имея все необходимые удобства, на то время были самыми дешёвыми в ГДР. В 1950 году ему вместе в Фёлькером была поручена реконструкция разрушенного в войну берлинского Арсенала с преобразованием его в Музей немецкой истории. Начиная с 1947 года, сперва в Институте гражданского строительства, а затем, с 1952 года в Немецкой строительной академии (действительным членом которой Хеслер стал в 1951 году) вместе с Фёлькером разрабатывал технологию жилищного строительства из двухслойных ребристых железобетонных плит, которая давала гибкость в архитектурных решениях и снижение стоимости домов[10]. В 1950 году Институт гражданского строительства персональной выставкой торжественно отметил его 70-летие[1].

Сразу после войны в советской зоне оккупации у Хеслера и других архитекторов были довольно широкие возможности для работы и творчества. Но ситуация менялась и поворотным пунктом стало образование в 1949 году Германской демократической республики. В 1950 году бургомистр Ратенова Пауль Сциллат, член ЦК объединённой (коммунисты и социал-демократы) СЕПГ, был обвинён во вредительстве, исключён из партии и затем арестован[12]. В том же году немецким архитекторам была устроена полуторамесячная экскурсия на строящиеся объекты в городах СССР (Москва, Киев, Ленинград и Сталинград), следствием которой стало принятие правительством ГДР в июле 1950 года «16-ти принципов городского планирования»[13] (de:Die 16 Grundsätze des Städtebaus), ставших началом короткого периода немецкой архитектуры в стиле сталинский ампир, который немцы назвали Zuckerbäckerstil (кондитерский стиль). В 1951 году частные архитектурные фирмы были распущены и объединены в центральные проектные компании. В связи с изменениями в градостроительстве и оттого, что разработанный Хеслером, Фёлькером и Бунцелем план Ратенова им не соответствовал, в 1952 году Министерство реконструкции разработало другой генеральный план города, по которому он строился в дальнейшем. В том же году реконструкция берлинского Арсенала была передана государственной компании VEB (Z) Projektierung Berlin, а по проекту Хеслера и Фёлькера были реализованы лишь интерьеры кинозала, северного зала и библиотеки[14]. В 1953 году Немецкой строительной академией была прекращена исследовательская работа по строительству из ребристых железобетонных плит — причиной было названо чрезмерное разнообразие типов конструкций и несовместимость с серийным производством, хотя суть была в том, что такие здания путём украшений невозможно было превратить в «монументальные» или «исторические», как требовали изменившиеся условия. Поэтому Хеслер в 1953 году уехал из Берлина в Вильгельмсхорст (Потсдам), где продолжил исследования на строительстве своего дома, и на этом строительстве он простудился, заболел пневмонией и умер 2 августа 1962 года в возрасте 82 лет[10].

Память

В Целле, Касселе и Ойтине именем Отто Хеслера названы улицы. В 2001 году в Целле был открыт музей Отто Хеслера, посвящённый творчеству архитектора и быту Германии 1930—1950-х годов.

Примечания

  1. Otto Haesler — Leben und Werk otto haesler initiative
  2. Otto Haesler — Werkverzeichnis otto haesler initiative
  3. Erwin Gutkind, Neues Bauen. Grundlagen zur praktischen Siedlungstätigkeit, Verlag der Bauwelt, Berlin 1919.
  4. Fries Heinrich. Organisation eines Baugedankens // Die Form. — 1927. № 7. С. 193—201.
  5. Фремптон Кеннет. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития/ Пер. с англ. Е. А. Дубченко; Под ред. В. Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
  6. Haesler Otto, «Stahlskelettbau für den Wohnhausbau?», Zentralblatt der Bauverwaltung, 1929, Nr. 47, S. 757 Digitale Landesbibliothek Berlin
  7. Reformbaukunst und Funktionalismus Neue Zürcher Zeitung 30.09.2005
  8. Modern architecture: international exhibition, New York, Feb. 10 to March 23, 1932, Museum of Modern Art
  9. Otto Haesler — Bauhaus in Celle Landluft Celle — Der Blog zum gleichnamigen Magazin
  10. Holger Barth, Lennart Hellberg «Otto Haesler und der Städtebau der DDR in den fünfziger Jahren», Universität Hannover, 1992 Universitätsbibliothek Weimar
  11. Das Haesler-Viertel aus der Nachkriegszeit Märkische Allgemeine Zeitung, 22.03.2019
  12. Paul Szillat Stadtmuseum Brandenburg
  13. Die 16 Grundsätze des Städtebaus Bundeszentrale für politische Bildung
  14. Zeughaus, Deutsches Historisches Museum Landesdenkmalamt Berlin
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.