Хаскалинская боевая башня
Хаскалинская (Хазкалинская[1]) боевая башня (чечен. Шула бIов) — самая древняя сигнальная чеченская боевая башня в селе Тазбичи, датируется X—XII вв. Расположена на вершине горы Гуника, на обрывистом каменистом утёсе над каньоном реки Дёре-Ахк.
Крепость | |
Хаскалинская боевая башня | |
---|---|
42°42′45″ с. ш. 45°34′46″ в. д. | |
Страна | |
Местоположение | Чечня, Итум-Калинский район, село Тазбичи |
Строительство | X-XII век |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 201510325340005 (ЕГРОКН). Объект № 2000000030 (БД Викигида) |
История
Наивысшего расцвет архитектуры горцев достиг в специальных оборонительных сооружениях — боевых башнях. Башни строились в основном для защиты от внешних врагов.
История возникновения боевых башен на территории нынешней Чеченской Республики впервые была описана ещё в XIX веке российскими историками. В начале XX века в Чечне побывал австрийский ученый Бруно Плечке. Он изложил в своих научных трудах историю башенной архитектуры и быта горных районов Чечни. Позже им в Германии была выпущена книга на немецком языке «Чеченцы» (Гамбург, 1929 год), в которой большое внимание уделено памятникам зодчества и петроглифам[2]. Исследованиями башенных строений Чечено-ингушской АССР также активно занимался А. Ф. Гольдштейн. Согласно ему башенная культура Чечни зародилась в восточной её части в Харачоевском башенном поселении. По его данным одной из самых древних боевых башен на Кавказе являлась Харачойская боевая башня (ныне Веденский район). Для определения времени её возникновения были изучены археологические материалы её останков датируемые V—XII веками[3].
Хаскалинская башня входила в систему сигнальных башен. В горах существовала продуманная система извещения о появлении врага. На вершинах гор, в хорошей видимости друг от друга, были построены каменные сигнальные башни. При появлении в долине кочевников на вершине башен зажигались костры, дым от которых предупреждал об опасности весь горный край. Сигналы эстафетой передавали от башни к башне. Дымящиеся башни означали тревогу, подготовку к обороне. Примерно через час после поступления первого сигнала о появлении противника с боевой башни предтеречья, в округе Нашха собирался военный совет, для принятия дальнейших действий[4].
Хаскалинская башня является одной из сохранившихся боевых башен той эпохи. Большинство башенных сооружений Чечни пострадали из-за землетрясений в конце XVIII века. К тому же местные жители нуждаясь в строительном материале, поэтому использовали каменные блоки башен для постройки мечетей и домов. Большой урон вайнахским башням был нанесен в период Кавказкой войны. Несколько десятков башенных строений были разобраны для постройки военных укреплений, таких как Шатой, Евдокимовское, Воздвиженское, а люди жившие в башенных поселениях, были переселены на равнину. После депортации чеченцев и ингушей архитектурные памятники продолжали разрушаться. Особенно они пострадали в ходе первой и второй чеченских войн. В горах Чечни на сегодняшний день в различном виде сохранилось около двухсот боевых башен. Эти башни датируются в основном XI—XVII веками[5].
География
Хаскалинская боевая башня находится в ущелье Тазбичи Итум-Калинского района в 4-х километрах от районного центра Итум-Кале. Башня стоит на обрывистом утёсе над речкой, впадающей в Дёре-ахк с правой стороны, и является одним из древних памятников архитектуры военно-оборонительного зодчества на территории данного региона.
Описание
Сигнальная башня представляет из себя каменное строение циклопического типа, конструкция которой, состоит из больших тёсаных каменных глыб, подогнанных друг другу без связующего раствора. Башня пятиэтажная, кровля разрушилась, каменный шпиль (цIурку), венчавший перекрытие, отсутствует. Все оконные проемы выполнены в форме ложных арок. На стенах башни много отверстий, которые вряд ли можно считать бойницами. По всей видимости, это были смотровые щели.
Боевая башня имеет своеобразную конструкцию машикулей, сильно отличающихся от машикулей большинства вайнахских башен. Они исполнены очень просто и прикрывают не широкие проёмы, удобные для стрельбы, а круглые отверстия, которые удобны для обзора местности, но никак не для ведения стрельбы из луков и, тем более, из ружей. Исходя из этого, можно полагать, что, во-первых, башня действительно является более древней (X—XII века), чем аналогичные вайнахские башни, во-вторых, что она изначально сооружалась как сигнальная башня, и если предполагалась какая-либо фортификационная функция этой башни, то в последнюю очередь. На ранний возраст башни могут указывать и большие размеры камней, уложенных в основу. К примеру, в основание Хаскалинской боевой башни вмещены камни весом до трёх-четырёх тонн[6].
Археолог В. И. Марковин, обследовавший башню в 1963 году, пришёл к заключению, что характер кладки указывает на большой возраст башни. Она построена из огромных глыб камня, особой системы в их сочетании нет.
Башенные постройки X—XIII веков выделяются вертикальной планировкой и более высоким уровнем строительной техники. По своим формам они подходят к классическим вайнахским сооружениям. Подобные сооружения встречаются на всей территории древнего расселения вайнахов. Архитектурные строения этого периода (X—XIII) отличаются уже более или менее определившимися архитектурными формами, близкими к классическим. Размеры башни в плане 5 × 5 м, высота — 19,50 — 17,50 метров (разные стороны имеют различную высоту). Она сложена из хорошо растесанных камней на известковом растворе. Входной проём с западной стороны выполнен в виде стрельчатой арки (1,3 × 081 м). На этой же стороне на первом, третьем и четвёртом этажах имеются оконные проёмы, выполненные в форме ложных арок. На втором этаже был очаг от которого остались ниши в стене[7].
На восточной стороне окон нет. На южной стене одно окно на уровне четвёртого этажа, на ней также на уровне первого этажа, на каменном блоке сохранились петроглифы: три волнообразные спирали, косые перекрестия и солярный знак в виде ромашки и два перекрещивающихся круга (символ планеты Сатурн). Он уникален тем, что такого знака нет не только на других чеченских башнях, но и вообще на Кавказе[8]. С северной стороны имеется одно окно на уровне третьего этажа. Башня имеет своеобразную конструкцию машикулей, они выполнены на пяти кронштейнах с четырьмя амбразурами. Кровля выложена примитивным способом: путем укладки шиферных плит на деревянные балки с применением небольшого количества глиняно-известкового раствора. Кровля с такой техникой кладки камня часто наблюдается в каменных склепах, возведение которых можно датировать XI—XIV веками[9].
Современное состояние
Во время военных действий на территории Чеченской Республики в нижней части северо-восточного угла башни в результате артиллерийского обстрела образовалась брешь размерами до 3 х 3,6 метров. Крыша была деформирована, межэтажные проемы и лестницы отсутствовали. После проведения аварийно-восстановительных работ в 2009 году кровля и поврежденный угол башни были восстановлены. Башня считается одной из древнейших башен на Северном Кавказе.
В 2020 году начались работы по реставрации пятиэтажной Хаскалинской боевой башни[10].
Примечания
- Археология и архитектура горной Чечни . argmz-aa.3dn.ru. Дата обращения: 6 мая 2020.
- Читать книгу «Кавказ и Чечня – обзор европейских ученых. Caucasus and Chechnya – a review of European scientists» онлайн— Муслим Мурдалов — Страница 2 — MyBook . MyBook — электронная библиотека. Дата обращения: 24 февраля 2020.
- Гольдштейн А. Ф. Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии. — М., 1975 с. 49 — 50 . tehne.com. Дата обращения: 24 февраля 2020.
- История чеченцев и ингушей (Сайхан Нунуев) / Проза.ру . www.proza.ru. Дата обращения: 25 февраля 2020.
- Goldshtein-Srednevekovoe-zodchestvo-Checheno-Ingushetii-i-Severnoi-Osetii–1975.pdf . docviewer.yandex.ru. Дата обращения: 23 февраля 2020.
- Культура чеченского народа. Л. Ильясов. ISBN 978-5-904549-01-5, 5-264-00693-0, 978-5-904549-02-2. 2009 год. книга
- დავით ცინცაძე. Петроглифы Чечни / Л. Ильясов (2014) pdf.
- Леча Ильясов. Культура чеченского народа . UNESCO UNESDOC Цифровая библиотека с-55. Благотворительный фонд имени Зии Бажаева.
- Ахмад Сулейманович Сулейманов. Топонимия Чечни. — ГУП "Книжное издательство", 2006. — 722 с.
- В Чечне отреставрируют пять объектов культурного наследия Портал - Это Кавказ
Литература
- Ильясов Л. М. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции : науч.-попул. работа / Ред. С.-М. Хасиев, ассист. Р. Дошаев. — «Благотворительный фонд им. З. Бажаева». — М. : Пантори, 2004. — 384 с. : ил. — 5000 экз. — ISBN 5-91280-013-9.
- Марковин В. И. 1963. Чеченские средневековые памятники в верховьях р. Чанты-Аргуна // Древности Чечено-Ингушетии. М. с. 230—232.