Френкель, Нафталий Аронович

Нафта́лий Аро́нович Фре́нкель (1883, Константинополь1960, Москва, СССР) — видный деятель советских специальных органов (ЧК-ГПУ-НКВД СССР), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (с 29 октября 1943 года).

Нафталий Аронович Френкель

1-й руководитель Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД-МВД СССР
26 февраля 1941 28 апреля 1947
Предшественник должность учреждена
Преемник И. Г. Петренко (и. о.)

Рождение 1883[1][2]
Смерть 1960[1][2]
Место погребения
Награды
Военная служба
Звание

Генерал-лейтенант генерал-лейтенант инженерно-технической службы
 Медиафайлы на Викискладе

Один из руководителей ГУЛАГа. Первый руководитель Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД-МВД СССР.

Биография

Родился в 1883 году в Константинополе, Донецкая область, в еврейской семье. Отец Френкеля был служащим. Впоследствии семья переехала в Одессу.

С 1898 года, в возрасте 15 лет, начал работать в херсонской строительной компании Гурфинкеля. В 1900 году устроился на должность прораба в строительную экспортную фирму «Штейнер и Ко» в Николаеве. В период с 1902 года по 1904 год обучался в строительном техникуме города Кётен в Германской империи.

После окончания техникума вернулся в Россию, в Николаев, и продолжил работу на фирме. В 1912 году устроился на работу к крупному николаевскому предпринимателю и землевладельцу Юрицину.

Работая наёмным работником, Нафталий Френкель набрался опыта, затем занялся торговлей деревом. На юге Российской империи за ним прочно закрепилось прозвище «лесного короля Чёрного моря». В годы Первой мировой войны Френкелю удалось заключить удачные сделки по продаже оружия, которые увеличили его состояние.

Об этом этапе его жизни рассказывается в художественном произведении Александра Солженицынa «Архипелаг ГУЛАГ»:

У него были свои пароходы, и он даже издавал в Мариуполе свою газету «Копейку», с задачей — порочить и травить конкурентов. Во время первой мировой войны Френкель вёл какие-то спекуляции с оружием через Галлиполи. В 1916 году учуял грозу в России, ещё до Февральской революции перевёл свои капиталы в Турцию, и следом за ними в 1917-м году сам уехал в Константинополь. <...> в годы НЭПа приезжает в СССР и здесь по тайному поручению ГПУ создаёт, как бы от себя, чёрную биржу для скупки ценностей и золота за советские бумажные рубли (предшественник «золотой кампании» ГПУ и Торгсина). Дельцы и маклеры хорошо его помнят по прежнему времени, доверяют — и золото стекается в ГПУ. Скупка кончается и, в благодарность, ГПУ его сажает.[3]

В 1918 году судьба свела успешного предпринимателя с легендарным одесским бандитом Мишкой Япончиком.

В мае 1919 года Мишка Япончик получил разрешение сформировать в составе 3-й Украинской советской армии отряд, позднее преобразованный в 54-й советский революционный полк имени Ленина. Френкель участвовал в нескольких боях Гражданской войны[4], затем, после расформирования полка, возвращается в Одессу, где в дальнейшем Френкель создаёт крупный подпольный трест, специализирующийся на контрабанде[4].

В воспоминаниях Владимира Васильевича Зубчанинова «Увиденное и пережитое»[5] излагается биография Френкеля:

Один из старых воркутинских лагерников, сидевший еще с соловецких времен, так рассказывал его биографию. В дореволюционное время Френкель был лесоторговцем. Он поставлял древесину в страны Ближнего Востока. Это был преуспевающий молодой делец, упорно стремившийся накопить миллионное состояние. Но случилась революция. Френкель успел перевести свои деньги в Грецию и эмигрировал туда сам. С провозглашением НЭПа у него появились надежды на восстановление своих дел в России, и он одним из первых в капиталистическом мире повел с нею торговлю. По-видимому, при этом от него удавалось получать какие-то информационные услуги, потому что некоторые отделы ГПУ стали приглашать его к себе, беседовать и советоваться с ним. Так ли все это было, я не знаю. Очень может быть, что никакой торговли с Советской Россией Френкель никогда не вел, а был просто одесским спекулянтом и занимался контрабандой. Но связи с ГПУ у него были и, когда в конце 20-х годов началась выкачка золота, именно ему поручили скупку золота на черной бирже.

В 1921 году Нафталий Френкель вернулся в Одессу, где организовал пароходную компанию. Под прикрытием фирмы поставлял контрабандный товар. Также создал артели, где шили модную одежду под маркой известных фирм. Товар реализовывался через своих людей в магазинах, ресторанах и гостиницах .

Через некоторое время вести о деятельности группировки Френкеля дошли до самого руководителя ОГПУ Феликса Дзержинского. По его приказу в Одессу выехал член коллегии ОГПУ Дерибас (потомок крепостных одного из основателей города — Хосе де Рибаса).

23 ноября 1923 года Френкель был арестован, а 14 января 1924 года коллегия ОГПУ приговорила его к смертной казни. Обвинялся Френкель в присвоении 8 тысяч долларов, которые ему передал на хранение один из чекистов в Константинополе. В дальнейшем смертный приговор был заменен десятью годами каторги в лагере особого назначения на Соловках[6][7].

Соловецкий заключённый

В 1924 году бывший одесский коммерсант попал на Соловки. В это время социально-бытовые условия в лагере были очень плохими, людей косил сыпной тиф, переносимый вшами. Френкель предложил за сутки построить баню, попросив выделить для этого матросов[8]. Баня была построена, а затем аналогичным способом были построены бани на других лагерных пунктах.

Когда Френкеля перевели в Кемь, он обнаружил там большие запасы выделанных кож. Он отыскивает среди заключённых скорняков и сапожников и налаживает производство обуви, которую отправляют на продажу в Москву. Это даёт доходы лагерю и возможности развивать другие производства[8].

Постепенно сформировалась структура администрации Управления СЛОН, где за развитие производственной деятельности отвечали производственно-техническая часть (ведала предприятиями, заводами и мастерскими; техническими, строительно-ремонтными и лесными разработками; рабочей силой и её целесообразным использованием; организацией обрабатывающей и добывающей промышленности) и хозяйственная часть (контроль рыбных и зверобойных промыслов; работа подсобно-ремонтных мастерских; заготовка и снабжение материалами, сырьем и хозяйственным инвентарем всех производственно-технических предприятий, заводов и промыслов; реализация). В 1926 г. все эти функции были объединены в эксплуатационно-производственном отделе экономической части (ЭПО ЭКЧ), которую возглавил заключённый Н. А. Френкель. Его нововведением была замена стандартного пайка на четкий дифференцированный метод распределения пищи в зависимости от выработки и категории трудоспособности заключённых, что позволило резко увеличить производительность труда[7].

Одной из главных задач Френкеля была «разработка методов и способов продуктивности работ при организации их на рациональных началах»[9]. Если в 1925 г. начальник УСЛОН Ф. И. Эйхманс в докладе об экономическом состоянии лагерей признавал, что «…рабочую силу на Соловках при наличии наших предприятий использовать негде», то уже в 1928 г. он отметил, что ситуация поменялась на противоположную: численность заключённых выросла с 5872 чел. до 21900 чел[10]., из которых на контрагентских строительных и лесозаготовительных работах на материке было занято около 10 тысяч человек[11]. Лагерь превратился в многоотраслевую промышленную зону, где совершенствовалось оборудование заводов и предприятий. Производственная деятельность сдвинулась в Карелию, усилилось значение Кемского пересыльно-распределительного пункта, располагавшего гораздо большим объёмом рабочей силы, чем Соловецкий остров[7].

В 1926 г. заседанием коллегии ОГПУ срок Н. А. Френкелю сокращен до 5 лет, 23 июня 1927 г. он был досрочно освобождён[6]. Нафталий Аронович был далеко не единственным заключённым, который сделал карьеру в лагере в это время: из 659 его сотрудников на Соловках и на материке, 559 были осуждены за контрреволюционную деятельность[12]. Это не нравилось партийной ячейке, которая сама хотела руководить производственно-хозяйственной жизнью лагеря, а не подчиняться Френкелю. Однако признавала, что Н. А. Френкель «…поставил Соловецкое хозяйство. Конечно, подход у него собственника-коммерсанта, и ни в коей мере не советского общественника. Но как работник — ценный…». «Выгнать Френкеля сейчас нельзя — нужно подготовить смену», — считали партийцы, создав для контроля и ревизии всех производств лагеря Организационное бюро, дублировавшее ЭПО ЭКЧ[7].

К 1929 г. претензии соловецкой партийной ячейки к Френкелю с желанием постепенно сместить с руководящих должностей заключенных-контрреволюционеров, заменив их на «безработных товарищей» из членов партии, привели к проведению 5 апреля 1929 г. специального совещания членов ВКП(б) СЛОН ОГПУ с участием заведующего спецотделом ОГПУ Г. И. Бокия, представителей прокуратуры г. Кемь, соловецкой парторганизации и парторганизации лагеря. На нём Г. И. Бокий поддержал стратегию развития лагерей, предложенную Н. А. Френкелем, объявив, что Френкель является не контрреволюционером, а секретным сотрудником ОГПУ. В итоге он запретил парторганизации вмешиваться в оперативную работу производства, «…потому что хозяйственные дела лагерей тоже очень часто бывают секретные»[13].

В 1930 г. в Соловецких лагерях находилось 63000 заключенных, из них на контрагентских работах было задействовано 24534 чел., на собственных предприятиях — 11029 чел. Средний доход УСЛОН за 1 человеко-день вырос до 4 рублей[7]. Одновременно нарастало желание руководящих структур Архангельска и КАССР прибрать УСЛОН к рукам. Решающее слово сказало ОГПУ, в 1929 г. ходатайствовавшее перед Секретариатом ВЦИК об оставлении Соловецких островов в составе Северного края. Руководство УСЛОН пытается отстоять собственную концепцию развития, в апреле 1930 г. представив «Материалы по реорганизации СЛОН», в которых обращает внимание на такие недостатки, как внутриведомственное соперничество, слабое «…техническое и оперативное руководство всей эксплуатационно-коммерческой деятельностью УСЛОН, что является делом непосильным для одного человека или для одного отдела». Предлагалось реорганизовать руководство всеми предприятиями УСЛОН, выделив специализированные отделы: лесной, дорожно-строительный, торговый, рыбопромышленный, сельскохозяйственный и другие, с самостоятельным балансом, чтобы открыть «новые пути рационального использования прибывающей рабсилы»[7].

Сотрудник ОГПУ

В 1929 году Нафталию Френкелю предложили возглавить в Москве производственное представительство всех лагерей ГУЛАГа ОГПУ СССР. Тогда отрабатывалась схема содержания осуждённых в лагерях и их «исправление через труд». Заключённые рубили лес, строили дома, прокладывали железную дорогу. С тех пор лагеря начали называть исправительно-трудовыми.

Семья

Поселившись в Москве, Френкель женился.

В 1930 году Нафталий Френкель руководил строительством исправительно-трудового лагеря в Республике Коми.

С 1930 по 1931 — начальник производственного отдела ГУЛАГ ОГПУ СССР. С 1931 по 1933 год работал в Беломорстрое ОГПУ (1931 г. — начальник работ Беломорстроя, 1933 г. — помощник начальника).

За участие в строительстве канала Нафталия Френкеля наградили орденом Ленина.

Строительство железных дорог

С 28 августа 1933 г. — начальник строительства Байкало-Амурской ж. д. Назначен начальником строительства Байкало-Амурской ж. д. ОГПУ—НКВД (19 февраля 1934 — 2 сентября 1937). Одновременно являлся начальником Управления Байкало-Амурского ИТЛ ОГПУ—НКВД (19 февраля 1934 — 22 мая 1938).

После БАМа назначен начальником Управления желдорстроя на Дальнем Востоке НКВД, на базе которого приказом НКВД № 0014 от 4 января 1940 г. было создано Главное управление железнодорожного строительства НКВД СССР (ГУЖДС), 26 февраля 1941 г. переименованное в Главное управление лагерей железнодорожного строительства НКВД СССР (ГУЛЖДС НКВД СССР). Начальником Главка был назначен Френкель, ставший одновременно заместителем начальника ГУЛАГа. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы (29.10.1943).

Уникальная рокада

С началом войны ведомство Нафталия Френкеля бросили на строительство прифронтовых рокадных дорог. Во время обороны Сталинграда по его приказу заключённые разобрали железнодорожный путь БАМ — Тында и перебросили рельсы на строительство железной дороги от Ульяновска до Сталинграда, необходимой для ускоренного подвоза припасов и пополнений в город. Работа была выполнена в кратчайшие сроки (так называемая Волжская рокада): 1 ноября 1942 года магистраль протяжённостью 992 км была принята в эксплуатацию, а построена она была всего за шесть месяцев. Ни раньше, ни позже этого времени никто и никогда в мире не монтировал столь протяженные железнодорожные пути с такой невероятной даже для военных лет скоростью[14]. В 1943 году генерал-лейтенанта инженерно-технической службы НКВД Нафталия Ароновича Френкеля награждают третьим орденом Ленина.

Последние годы

Нафталий Аронович уволен из МВД по состоянию здоровья 28 апреля 1947 года.

Умер в Москве в 1960 году в возрасте 77 лет[15].

Похоронен на Введенском кладбище (19 уч.).

Специальные и воинские звания

Награды

Примечания

  1. Naftalij Aronovič Frenkel // Bibliografie dějin Českých zemí — 1905.
  2. Naftalij Aronovič Frenkel' // MAK (польск.)
  3. Александр Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» — Том 2. Часть 3. Глава 3.
  4. Френкель Нафталий Аронович (1883—1960), руководитель одесской банды, впоследствии — заместитель начальника ГУЛАГа. (Справка составлена по данным книги оперуполномоченного Соловецкого лагеря Киселева Н. И.)
  5. Зубчанинов В. В. Увиденное и пережитое / РАН, Институт мировой экономики и международных отношений. — М., 1995. — 159 с.
  6. Архив МВД Республики Карелия. Д. 72/3107а.
  7. Мария Владимировна Шульгина. Развитие производственной деятельности Соловецких лагерей особого назначения в 1923–1930 гг.: стратегии и дискуссии // Молодой ученый. — 2010. Вып. 14. С. 240–243. ISSN 2072-0297.
  8. Куприянов, Александр Иванович. Истопник. — Москва: АСТ, 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-04-185685-4.
  9. Государственный архив Российской Федерации, фонд Р-9414. Оп. 1. Д. 2918. Доклад о деятельности Управления Соловецких лагерей особого назначения ОГПУ за 1926/1927 операционный год.
  10. Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923—1960: справочник / о-во «Мемориал»; ГАРФ; сост. М. Б. Смирнов; под ред. Н. Г. Охотина, А. Б. Рогинского. М.: «Звенья», 1998. с. 317.
  11. ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 2919, листы 1, 2, 39, 40, 42, 48.
  12. ОДСПИ ГААО. Ф. 5715. Оп. 1. Д. 11. Л. 5. Протокол № 13 заседания Бюро коллектива ВКП(б) УСЛОН-ОГПУ 11 января 1929 г.
  13. ОДСПИ ГААО. Ф. 5715. Оп. 1. Д. 11. Л. 126об-127. Протокол совещания членов ВКП(б) 2 лагеря СЛОН ОГПУ с участием членов комиссии от спецотдела ОГПУ. 5 апреля 1929 г.
  14. Волжская рокада. www.rzd-expo.ru. Инновационный дайджест РЖД. Дата обращения: 6 января 2021.
  15. Захар Прилепин. Обитель. М., 2015.
  16. Приказ НКВД СССР № 1677 от 13.09.1937 г.
  17. Приказ НКВД СССР № 639 от 28.03.1939 г.
  18. Постановление СНК СССР № 199 от 23.02.1943 г.
  19. Постановление СНК СССР № 1191 от 29.10.1943 г.
  20. Постановление ЦИК СССР от 04.08.1933
  21. Френкель Нафталий Аронович :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 29 октября 2021.
  22. Френкель, Нафталий Аронович — Кадровый состав НКВД 1935-1939. nkvd.memo.ru. Дата обращения: 9 октября 2017.
  23. Френкель Нафталий Аронович :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 29 октября 2021.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.