Франжоли, Людмила Тимофеевна

Людми́ла Тимофе́евна Франжо́ли[1] (или Франжоли́[2]) (23 июля 1896, Вятка12 июня 1992, Ирбит, Свердловская область) — актриса провинциальной сцены. Дочь революционеров-народников Т. А. Франжоли и М. А. Франжоли, сестра революционера и журналиста Владимира Франжоли. Племянница революционеров Андрея Франжоли, Николая Франжоли и Дмитрия Франжоли.

Людмила Франжоли

1920-е годы
Дата рождения 23 июля 1896(1896-07-23)
Место рождения
Дата смерти 12 июня 1992(1992-06-12) (95 лет)
Место смерти
Гражданство
Профессия
Годы активности 1920—1980
Амплуа характерная актриса
Театр Ирбитский драматический театр имени А. Н. Островского
Роли Берсенева, Васса, Ефросинья, Кручинина
 Медиафайлы на Викискладе

Училась на Стебутовских высших женских сельскохозяйственных курсах в Петрограде. Там же обучалась актёрскому мастерству в Художественно-драматической школе В. П. Василёва. Впоследствии играла в Вятке, Костроме, Ростове, Рыбинске, Ярославле, Пошехонье, Перми, Невьянске, Ирбите. В Пошехонье актриса познакомилась с юным А. И. Райкиным. В театрах играла как драматические, так и комедийные роли. В конце своей шестидесятидвухлетней театральной карьеры с успехом исполняла роли хара́ктерных старух.

Согласно семейным преданиям, озвученным Людмилой Франжоли, херсонский род Франжоли вёл своё начало от итальянского гарибальдийца родом из Триеста, эмигрировавшего в Россию от преследования австро-венгерских властей.

Биография

Будущая актриса родилась в Вятке в семье политических ссыльных Тимофея Афанасьевича и Марии Анисимовны Франжоли. Самая младшая, она была не первым ребёнком в семье, носящим имя Людмила, Людмилой также звалась первая дочь Тимофея Франжоли, родившаяся в 1879 году и приехавшая с родителями в вятскую ссылку из Херсона. Старшая Людмила Франжоли умерла от плеврита в середине 1880-х годов. Кроме Людмилы, в семье росли братья Николай, Владимир и Виктор, сёстры Нина и Надежда[3].

Интерес к театру у девочки проявился в детстве, она вспоминала об этом так[4]:

Сценой я заболела лет с восьми, ещё до гимназии. Меня повели в театр. Шла мелодрама, очень сентиментальная, называлась «Материнское благословение»

Сергей Гамов, «Перешагнув судьбы экватор…»

Затем, обучаясь в вятской гимназии, Людмила посещала самодеятельный драмкружок. В 1914 году она уехала в Петроград учиться на высших женских сельскохозяйственных курсах имени И. Д. Стебута. Позднее Людмила Тимофеевна вспоминала, что одновременно тайком от родителей посещала художественно-драматическую школу В. П. Василёва. Возможно, память её подвела, потому что режиссёр и артист театра Попечительства о народной трезвости при Народном доме Николая II В. П. Василёв открыл свою двухгодичную школу лишь с 1 сентября 1916 года[5], но ни отца, ни матери к тому времени уже не было в живых[комм. 1]. Во время революции Л. Т. Франжоли была вынуждена покинуть Петроград, не окончив театральные курсы, поскольку художественно-драматическая школа из столицы переместилась в Сибирь. Летом 1917 года она вернулась в Вятку и работала там в Красноармейском клубе, театральным коллективом которого руководил В. Н. Крамольников, режиссёр и актёр городского Драматического театра[6].

Н. Н. Кудрявцев, Л. Т. Франжоли с дочерью Ольгой и сыном Олегом Свешниковым. Ок. 1940 г. Пошехонье (?)

Кроме участия в театральной самодеятельности, Людмила работала агентом на сельскохозяйственной переписи населения 1917 года, ходила по деревням, общалась с крестьянами, близко познакомилась с жизнью села. Помимо этого, участвовала в деятельности Вятской окружной комиссии по делам о выборах во Всероссийское учредительное собрание, поддержав эсеровский партийный список кандидатов. С февраля 1920 года профессионально работала на театральной сцене, но братья и сёстры не разделяли её увлечение театром. Брат Николай был погружён в хозяйственные заботы, он был наследником отцовской кондитерской фабрики, братья Владимир и Виктор, сестра Нина были участниками революционных событий на стороне РСДРП и партии социалистов-революционеров. Впоследствии Людмила Тимофеевна работала на сценах Перми, Костромы, Ростова, Рыбинска, Ярославля, Пошехонья (там она проработала 19 лет)[7].

В Пошехонье Людмила познакомилась с артистом Пошехоно-Володарского театра Николаем Николаевичем Кудрявцевым и вышла за него замуж, сохранив для театра фамилию родителей, родила сына и дочь. Там же, в Пошехонье, в 1930-е годы она познакомилась с молодым Аркадием Райкиным. Детали этого знакомства выглядят не совсем правдоподобными. Так, Аркадий Исаакович, по рассказу Ольги Николаевны Матусевич — дочери Людмилы Тимофеевны, был выслан в Пошехонье на поселение за политические взгляды, что опять таки противоречит общеизвестным фактам — А. И. Райкин в действительности не подвергался никаким политическим репрессиям. После амнистии Райкина и его последующего отъезда в Ленинград их знакомство прекратилось. С 1947 года Людмила Франжоли работала в труппе Невьянского драматического театра до его закрытия, с 1950 года — в Ирбитском драматическом театре, в последнем она была до 1980 года, где выступала в драматических и комедийных ролях (часто вместе с мужем). Начиная с 1966 года Ирбитский горисполком ходатайствовал о присвоении звания «заслуженная артистка РСФСР», но звание так и не было присвоено[8].

Репертуар артистки состоял как из драматических, так и комедийных ролей в классических пьесах А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. Шиллера, У. Шекспира и в пьесах советских авторов (Максим Горький, Борис Лавренёв, Виктор Розов, Михаил Шатров). Героинями Франжоли были и салонные дамы, и бытовые персонажи-простушки, в конце жизни весьма возрастные, поскольку на сцене она играла в течение 62 лет и вынуждена была покинуть театр в 84 года. В уральской журналистике за ней закрепился эпитет «легендарной старухи», запомнившейся зрителям колоритными образами Матрёны, Марьи, Фёклы, Агафьи, Мавры и тому подобными ролями из амплуа хара́ктерных театральных старух[4].

Л. Т. Франжоли скончалась 12 июня 1992 года в Ирбите. Директор Ирбитского драматического театр имени А. Н. Островского Борис Григорьевич Гинзбург сам изготовил крест на могилу легендарной актрисы[9].

История семьи

Мать Мария Анисимовна Франжоли. Фото М. А. Шиляева

Из не во всём достоверных воспоминаний Л. Т. Франжоли и её дочери Ольги следует, что дед Афанасий Франжоли был не херсонским купцом, а итальянским рыбаком, примкнувшим к гарибальдийцам. В конце 1860-х годов рассеянные остатки отрядов Джузеппе Гарибальди искали убежища в соседних с Италией странах. Афанасий Франжоли, первоначально вместе с семьёй обосновавшийся в Триесте, вынужден был спасаться от папской власти на Балканах. Будучи раненым, он погрузил всю семью на повстанческое судно и через Албанию и Македонию отправился в Крым, по дороге, чтобы не умереть с голоду, занимаясь пиратством. После этого он скитался по городам юга России[10].

Отец Тимофей Франжоли с дочерью Ниной — сестрой Людмилы

Факт «гарибальдийского» происхождения деда Афанасия Дмитриевича Франжоли попал в литературу. Впервые об этом написал ленинградский писатель В. Н. Дружинин, взявший в 1970-е годы интервью у старшей сестры Людмилы Франжоли — Нины Тимофеевны Тугариновой (1885—1976). В 1982 году он опубликовал очерк «Семья гарибальдийца» в журнале «Нева»[11]. Кировский историк-архивист Р. С. Шиляева[комм. 2] подхватила эту легенду и повторила её в 1990 году[12]. Однако этой версии противоречит тот факт, что все братья Франжоли к 1870 году уже родились в России: Андрей (1848), Тимофей (1854), Николай (1856) и Дмитрий (1863). На самом деле прадед Людмилы Дмитрий Франжоли мог эмигрировать из Триеста не ранее начала 1800-х годов, а более ранний предок Фёдор (Фридрих) — лишь в конце XVIII столетия, когда молодой Херсон лишь начал заселяться эмигрантами со всей Европы и Ближнего Востока[13].

Людмила Тимофеевна, видимо, недостаточно точно знала биографию дяди Андрея Афанасьевича Франжоли, потому что упоминала его участие в покушении на убийство императора Александра III, хотя Андрей Франжоли был замешан в убийстве императора Александра II. Также неверно её указание на ссылку А. А. Франжоли в Сибирь, на самом деле, он был сослан в Вологодскую губернию.[комм. 3][10].

Отзывы

Отзывы об актрисе представлены преимущественно благожелательными оценками уральских журналистов:
«Л. Франжоли играет старую няньку, роль невелика по объёму, но зритель прежде всего запоминает старуху Мосевну. Артистка показала мастерство, удивительное проникновение в сущность образа и предельную реалистическую выразительность». — И. Петрова, журналист ирбитской районной газеты «Коммунар»[9].
«О её умении владеть голосом, который отличался от других удивительной хрипотцой, можно говорить особо. Он покорял зрителя своей выразительностью, певучестью и полнотой тончайших оттенков и способен был передать любое движение чувств. А её непредсказуемый пластический рисунок явно выбивался из привычного актёрского набора штампов и поэтому обусловливал совершенно особое положение актрисы в любом спектакле.» — С. С. Вялкова[14].
«Доброжелательная к людям, предельно требовательная к себе, постоянно нацеленная на работу, открытая и честная в своих суждениях, Людмила Тимофеевна является совестью нашего театра, его гордостью. Яркий и самобытный талант актрисы 28 лет радует ирбитчан. Такие роли как, Юрская из спектакля „Тревога“, Клавдия Васильевна — „В поисках радости“, […], тётя Надя — „Мои надежды“, […] получили призвание широких зрительских кругов». — ирбитская районная газета «Восход»[15].
«И над всем этим — протяжный низкий голос с хрипотцой, и её лицо — такое светлое, словно тысячи прожекторов освещают его, разглаживая лучики морщинок… …Впервые я услышал о ней в Москве.
— Ты из Свердловска? — переспросили меня. — О! У вас там, в Ирбите, такая легендарная старуха живет!.. „Легендарная старуха“! […]
Нет, не увидел я ни старческой немощи, ни скорбной безысходности. И запах нафталина не ударил мне в нос. Вот те на! Легенда?! Такая живая и близкая, словно мы давно знакомы. […] Слушал я Людмилу Тимофеевну и поражался её памяти… Она вспоминала 1914 год, начало Первой мировой войны, потом февраль 1917-го. В тот вечер из школы никого не выпускали, а она так тревожилась за молодого человека, в которого была влюблена. Жил он далеко, денег на извозчика не было, так и пошла пешком ночью через весь революционный Петроград. […]
Сколько же пришлось пережить ей, не обременённой званиями, почестями и славой провинциальной актрисе с необычной фамилией Франжоли! Как же удалось ей пронести через долгую жизнь свой крест и свою веру?! Вот в чём её загадка. И — легенда…»
 — Сергей Гамов[4].

Избранные роли

1950—1951
1951—1952
  • «Потерянный дом» С. Михалкова, реж. А. Киссельгоф — Ксения Ерошина
  • «Женитьба», Н. Гоголя, реж. Л. Векслер
  • «Хижина дяди Тома» А. Бруштейн, реж. А. Киссельгоф — Хлоя, жена Гордона
  • «Западная граница» И. Прута, Н. Шпанова, реж. А. Киссельгоф — Александра Рыбко
  • «Вас вызывает Таймыр» К. Исаева, А. Галича, реж. А. Киссельгоф — Кирпичникова
  • «Тревога» или «Земной рай» О. Васильева, реж. А. Киссельгоф — Райна, жена
  • «Не всё коту масленица» А. Островского, реж. И. Эльский — Круглова
1952—1953
  • «Иван да Марья» В. Гольдфельда, реж. В. Куликов — Мамушка
  • «Девицы-красавицы» А. Симукова, реж. В. Куликов — Полина, жена мастера отделения
  • «Сильные духом» Д. Медведева, реж. А. Киссельгоф — Партизанка
  • «Васса Железнова» М. Горького, реж. В. Куликов — Анна
1953—1954
  • «Сердце не камень» А. Островского, реж. А. Киссельгоф — Наталья Панфиловна, жена Холымова
  • «Кряжевы» В. Лаврентьева, реж. А. Киссельгоф — Хозяйка
  • «Варвара Волкова» А. Софронова, реж. А. Киссельгоф — Мать Николая Волкова
  • «Опасный перекрёсток» М. Маклярского, А. Спешнева, реж. В. Куликов — Элизабет Харвуд
  • «Женитьба Белугина» А. Н. Островского, реж. В. Куликов — Настасья Петровна, жена
  • «Ухабы» В. Пистоленко, реж. В. Куликов — Мария Николаевна, жена академика
1954—1955
1955—1956
  • «Хрустальный ключ» Е. Бондаревой, реж. В. Куликов — Таисья Михайловна, жена директора совхоза
  • «Последние» М. Горького, реж. В. Куликов — Госпожа Соколова
  • «Ошибка Анны» М. Маклярского, Д. Холендро, реж. Д. Левин и С. Дудкин — Лидия Романовна, тёща
  • «Доктор философии» Б. Нушича, реж. В. Куликов — Драга
  • «Первая весна» Г. Николаевой, С. Радзинского, реж. Н. Галин — Пелагея Семёновна
1956—1957
  • «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, реж. Н. Галин — Старая женщина
  • «Деньги» А. Софронова, реж. С. Дудкин — Прасковья Филипповна Шарабай
  • «Чёртова мельница» И. Шток, реж. Н. Галин — Королева
1957—1958
  • «Первая конная» Героическая эпопея в 4-х циклах, с прологом и эпилогом В. Вишневского, реж. Н. Галин
  • «Последняя жертва» А. Островского, реж. С. Дудкин — Михеевна
  • «Беспокойная старость» Л. Рахманова, реж. Василий Голубев — Мария Львовна, жена Полежаева
  • «Запутанный узел» Л. Шейнина, реж. С. Дудкин — Екатерина Ивановна, жена
  • «Факир на час» В. Дыховичного, М. Слободского, реж. Н. Галин — Васильевна, уборщица
1958—1959
  • «Таланты и поклонники» А. Островского, реж. Анатолий Иконников — Домна Пантелеевна
  • «Шестеро любимых» А. Арбузова, реж. Василий Кайгородов — Савишна, уборщица при МТС
  • «Дали неоглядные», Н. Вирта, реж. Н. Галин — Марфа
  • «Битва в пути» Г. Николаевой, С. Радзинского, реж. Н. Галин — Потапова
  • «Бесприданница» А. Островского, реж. Василий Кайгорордов — Ефросинья Потаповна, тётка Карандышева
  • «Блудный сын» Э. Раннета, реж. Н. Кручинин — Лэнна Туйск, пенсионерка
  • «Зыковы» М. Горького, реж. Василий Кайгородов — Целованьева
  • «Анжело» В. Гюго, реж. Василий Кайгородов — Раджинелла
1959—1960
  • «Стряпуха» А. Софронова, реж. П. Бойцов — Дарья Архиповна
  • «Люблю… люблю» В. Масса, М. Червинского, реж. П. Бойцов — Клавдия, мать
  • «Именем революции» М. Шатрова, реж. Д. Левин — Жена адвоката
  • «Опасный возраст» С. Нариньяни, реж. А. Виленский-Боголюбов — Клавдия Фёдоровна
  • «Власть тьмы» Л. Толстого, реж. Алексей Белолипецкий — Матрёна[комм. 4]

  • «Без вины виноватые» А. Островского — Елена Кручинина, Арина Галчиха[4]
  • «В поисках радости» В. Розова — Клавдия Васильевна[15]
  • «Васса Железнова» М. Горького, реж. Александр Скибневский — Васса[16]
  • «Егор Булычов и другие» М. Горького — Ксения[15]
  • «Мои надежды» М. Шатрова — тётя Надя[15]
  • «Мораль пани Дульской» Г. Запольской — Тадрахова[15]
  • «Последний срок» В. Г. Распутина, реж. Евгений Вялков — старуха Анна[9]
  • «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского — Филицата[16]
  • «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») М. Ф. Шатрова, реж. Юрий Кужелев — Клара Цеткин[9]
  • «Тревога» А. Петрашкевича, реж. Евгений Вялков — Ульяна Юрская[15]
  • «Цыган» по одноимённому роману А. Калинина — Лущилиха[4]

Комментарии

  1. Театральная школа с двухгодичным обучением открылась на Петроградской стороне, ул. Гатчинская, 22. Ученические спектакли устраивались на сцене Василеостровского театра.
  2. Шиляева Роза Спиридоновна, старший научный сотрудник, впоследствии — заместитель директора Государственного архива Кировской области.
  3. Источники сообщают и много других неточностей биографии Франжоли, возможно, повинны в этом не только Людмила Тимофеевна и её дочь О. Н. Матусевич, но и сами корреспонденты, пересказывавшие их рассказы. Так, дед Людмилы Афанасий Дмитриевич Франжоли называется прадедом, путается место смерти Андрея Франжоли, путается процесс ста девяноста трёх и дело первомартовцев.
  4. Перечень ролей сезонов 1950—1960 приводится по материалам Светланы Степановны Вялковой, историографа Ирбитского драматического театра имени А. Н. Островского.

Примечания

  1. БСЭ, 1977, 27, с. 1825.
  2. Герценка № 36, 2019, с. 128.
  3. Герценка № 35, 2019, с. 89.
  4. Гамов, 2002.
  5. Хроника : Слухи и вести // Театр и искусство. — 1916.   35 (28 августа). — С. 700.
  6. Герценка № 35, 2019, с. 95.
  7. Герценка № 35, 2019, с. 96.
  8. Храм Мельпомены, 2016, с. 38—39.
  9. Франжоли Людмила Тимофеевна. Ирбитский краеведческий портал. МКУК МО город Ирбит «Библиотечная система». Дата обращения: 18 июня 2020. Архивировано 17 июня 2020 года.
  10. Герценка № 35, 2019, с. 75.
  11. Дружинин В. Н. Семья гарибальдийца // Нева. — 1982. — Март. — С. 205.
  12. Шиляева Р. С. Семья гарибальдийца // Панорама. — 1990.   14. — С. 37—40.
  13. Герценка № 35, 2019, с. 75—77.
  14. Вялкова С. С. Розы и слёзы. Ирбитский театр (история в судьбах), 2008, с. 26—36.
  15. Храм Мельпомены, 2016, с. 40.
  16. Фёдоров, 1998, с. 565.

Литература

  • Франжо́ли Андрей Афанасьевич // Ульяновск — Франкфорт. М. : Советская энциклопедия, 1977. — С. 1825. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 27).
  • Вялкова С. С. Розы и слёзы. Ирбитский театр (история в судьбах). — Ирбит: Вик. и К., 2008. — С. 26—36. — 78 с. 110 экз.
  • Вялкова С. С. Легендарная старуха // Восход. — 2006.  22 июня. — С. 3.
  • Гамов С. П. Перешагнув судьбы экватор…. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 229 с. — ISBN 5-94799-031-8.
  • Конашева Н. К., Субботина И. В., Духарина М. В. Храм Мельпомены. Сборник документов. — Ирбит, 2016. — С. 38—40, 67.
  • Молодцов А. М. Франжоли и Вятка // Герценка. Вятские записки : Научно-популярный альманах. — 2019. — Вып. 35. — С. 74—121.
  • Молодцов А. М. Колхозный барин // Герценка. Вятские записки : Научно-популярный альманах. — 2019. — Вып. 36. — С. 118—147.
  • Решетникова Н. Юбилей старейшей актрисы // Уральский рабочий. — 1977.  13 ноября.
  • Фёдоров С. В. Франжоли Людмила Тимофеевна // Уральская историческая энциклопедия / Алексеев В. В. — Рос. акад. наук. Урал. отд-ние. Ин-т истории и археологии. — Екатеринбург : Издательство «Екатеринбург», 1998. — С. 565. — 624 с. 2000 экз. — ISBN 5-7691-0795-2.
  • Неиссякаемый источник вдохновения // Восход. — 1979.   47 (27 марта).

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.