Уцмий Али-Султан
Али-Султан — уцмий Кайтага. Военно-политический деятель в истории Дагестана XVII века. Отец уцмия Амир-Хамзы ибн Али-Султана.
Али-Султан | |
---|---|
дарг. ГIяли-СултIан Уцуми | |
1670 — 1696 | |
Предшественник | Уллубий |
Преемник | Амир-Хамза (сын) |
|
|
Дети | Султан-Мухаммад, Амир-Хамза |
Отношение к религии | ислам суннитского толка |
Внешняя политика
В 1670 году уцмием указывается Али-Султан.
Голландский путешественник Ян Стрейс, корабль которого потерпел крушение около Дербента, со спутниками был схвачен людьми уцмия[1]. Он пишет:
«в Дагестане много властелинов и князей, самые почитаемые из них шамхал и усмий»[2].
Уцмий жил во дворце, окруженный стражей с обнаженными саблями и считается среди местных князей вторым после шамхала. Путешественника обращают в рабство и отправляют к «сыну князя (уцмия) султану Мухаммеду, жившему вблизи горы Арарат»[1].
Отношения с Ираном
Сын уцмия жил в далеких от Кайтага краях довольно долго и хорошо там обжился, как «князь и всемогущий властелин». Основную прибыль ему приносят его бани — одна находилась в Дербенте, вторая в Шемахе, а третья в Исфахане[3].
Это показывает, что отношения уцмийства с Ираном стали лучше, некоторые представители интегрировались в иранскую среду, усвоили иранскую культуру и образ жизни. Чтобы привлечь на свою сторону дагестанских владельцев и отторгнуть их от России, шах платил жалования князьям:
«при шахе Сулеймане все ханы и беки дагестанские, в том числе и аварский нуцал Умма-хан, получили шахские грамоты, из коих видно, что все они получали денежное содержание от персидского правительства»[4].
Такие меры не приводили к желаемым результатам. Независимая политика уцмия и его нежелание признавать верховенство Ирана приводили к напряженности в отношениях. Это привело к походу персидских войск в Кайтаг и Табасаран в 1684 году.
В результате битвы «между амирами ал-Хушни и Кайдака и амирами ал-Дж-р-к и кызылбашами - в месяц шабан, в среду, в тысяча девяносто пятом году хиджры ... и сложили головы многие из Кайдака и из Табасарана»[4].
С одной стороны выступают наследственные табасаранские кадии вместе с кайтагцами, а с другой — майсумы и иранцы. Сражение была ожесточенным, но поход не привел к должным результатам[4].
Повторный поход в Кайтаг был совершен в 1689 году. Шахские власти поддержали претендента на уцмийскую власть — члена маджалисской линии рода уцмиев Гусейн-хана. Кайтагцев возглавляет уцмий Али-Султан, а иранскую сторону возглавлял Гусейн-хан.
Получив внушительную военную помощь от шаха Сулеймана, Гусейн-хан в 1100 году хиджры[5] (у Бакиханова 1689 год[6], у Алкадари — 1688 хр. эры[5]) совершил поход в Кайтаг и «овладел своим наследственным усмийским владением Башли»[6]. Затем тогдашний уцмий Али-Султан собрал войско численностью в 30 тысяч человек. Здесь рассказ Бакиханова и Алкадари различаются в деталях, хотя Алкадари обращался к труду Бакиханова. В версии Бакиханова сказано, что уцмий собрал войско «из разных горских народов», а Алкадари пишет так: «…Али-Султан уцмий бежал оттуда к шамхалу, сообщил и остальным старейшинам Дагестана о происшедшем, собрал у них до тридцати тысяч войска…»[5][6]. С этим войском Али-Султан отвоевал Башлы, а Гусейн-хан был вытеснен в Кубу, где и скончался[5][6].В одном сочинении неизвестного автора, составленном на арабского языке и переписанном в 1850—1851 году, говорится:
Затем царь рафизитов послал с войсками [другого] эмира, по имени Хусайн-хан, во время [правления] Алисултана-усуми, который [также] занимался подкупом: [это было] в тысяча сотом (1688-89) году. Тот (Хусайн-хан) пошёл с войсками на город Баршли, захватил его и обосновался в нём. Алисултан-усуми собрал своё войско числом в тридцать тысяч [воинов] и вёл ожесточённые сражения с рафизитами, которых изгнал из города Баршли. Рафизиты обратились в бегство, и мусульмане предавали их мечу, уничтожили огромное число их, и текла кровь рафизитов рекой[7].
Отношения с Россией
Развиваются торговые отношения с русскими городами.
Астраханская таможенная книга среди торговцев из Дагестана в июне 1667 году упоминает кубачинца Асанку Магаметова, который вёл обширный товарный бизнес, привозя и увозя товары.[8]
Кайтаг вместе с другими дагестанскими владениями планомерно втягивается в международный торговый обмен.
Примечания
- Стрейс, 1935, с. 222.
- Стрейс, 1935, с. 220.
- Стрейс, 1935, с. 228.
- Муртазаев А.О. Кайтаг в VIII - первой половине XIX в. (Исследование политической истории и роли в системе политических структур Северо-Восточного Кавказа). — Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, АЛЕФ, 2015. — 490 с. — ISBN 978-5-4447-0035-8.
- Алкадари, Г. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) / Перевод и примечания Али Гасанова (Алкадари). — Махачкала: Издание Дагестанского Научно-Исследовательского Института, 1929. — С. 52.
- Бакиханов А. Гюлистан-Ирам (Издание Общества обследования и изучения Азербайджана. Вып. 4). — Баку, 1926. — С. 100-101.
- Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. — М.: Наука, 1993. — С. 194.
- Русско-дагестанские отношения, 1958, с. 208.
Литература
- Русско-дагестанские отношения XVII - первой четверти XVIII в / Сост. Р.Г. Маршаев. — Махачкала, 1958.
- Стрейс Я. Я. Три путешествия. — 1935.