Трубадур (стиль)
Получивший своё название от средневековых трубадуров, стиль «трубадур» (фр. Style troubadour) — несколько ироничный термин[1], обычно применяемый к французской исторической живописи начала 19-го века с идеализированными картинами средневековья и эпохи Возрождения. Во Франции этот термин также относится к соответствующим архитектурным стилям. Его можно рассматривать как одно из направлений романтизма и реакцию против неоклассицизма. Закат стиля совпал с окончанием эпохи Консулата. Он особенно сильно ассоциируется с Жозефиной Бонапарт и Марией Каролиной Неаполитанской, герцогиней Беррийской. В архитектуре этот стиль был французским эквивалентом неоготики германских и англоязычных стран. Он связан с современными ему течениями во французской литературе и музыке, но обычно ограничивается живописью и архитектурой[2].
История
Повторное открытие средневековой цивилизации произошло в начале 19 века. Большой вклад в него внесли Старый порядок и его институты, обряды (церемония коронации датируется 16 веком) и средневековые церкви, в которых проводились семейные церемонии.
Можно сказать, что, эксгумировав останки королей и выставив на продажу множество предметов, произведений искусства и элементов средневековой архитектуры, революционеры вернули их к жизни. Музей французских памятников, основанный в бывшем монастыре, который впоследствии станет Высшей национальной школой изящных искусств, представил все эти обломки средневековья как вызывающие восхищение публики и образцы вдохновения для студентов факультетов гравюры, живописи и скульптуры, но не кафедры архитектуры, поскольку преподавание этого предмета было отделено от «изящных искусств» и проводилось в Политехнической школе под руководством Жана-Николя-Луи Дюрана, сурового пропагандиста неоклассической архитектуры, которая характеризовала стили Конвента и Консулата. Позже, после реставрации Бурбонов и под влиянием Картмер-де-Кенси и Мериме, новая традиция преподавания архитектуры вернула её в лоно изящных искусств, позволив создать Академию архитектуры и дав толчок развитию архитектуры в стиле «трубадур».
Возрождение христианских чувств в искусстве с публикацией в 1802 году философского трактата Шатобриана «Гений христианства» сыграло важную роль в развитии живописи, скульптуры и литературы, часто вдохновлённом религией.
Художники и писатели отвергли нео-античный рационализм Великой французской революции и обратились к предполагаемому славному христианскому прошлому. Прогресс истории и археологии на протяжении XVIII века начал приносить плоды, прежде всего, в живописи.
Сам Наполеон не гнушался этим художественным течением: он взял в качестве своей эмблемы золотых пчёл с могилы короля Меровингов Хильдерика I, вновь открытой в 17 веке, и считал себя наследником французской монархии. Он также дал официальное признание средневековья во внешних аспектах своей коронации и попытался извлечь выгоду из других атрибутов средневековых французских королей, возможно, даже из их чудесных целительных сил (картина «Посещение Бонапартом жертв чумы в Яффе» Антуана-Жана Гро может рассматриваться как современный аналог творящих чудеса королей древности).
Литература
Во Франции интерес публики к средневековой литературе начался с адаптации и публикации с 1778 года древних рыцарских романов графа де Трессана (1707—1783) в его «Библиотеке романов»[2], а в Англии — с первых фантастических романов, таких как «Замок Отранто». Эти английские романы вдохновили французских писателей конца 18-го века последовать их примеру, например, маркиза де Сада с его «Тайной историей Изабеллы Баварской, королевы Франции». Книга Фабра д’Оливе «Трубадур (окситанские песни XIII в.)» (1803) популяризировала этот термин и, возможно, дала название всему стилю. Роман «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» Вальтера Скотта был чрезвычайно популярен в Европе и оказал большое влияние как на живопись, так и на французских романистов, таких как Александр Дюма и Виктор Гюго.
Примеры
- Жан-Батист де Ла Кюрн де Сент-Пале, «История трубадурской литературы», Париж, Дюран Невё, 1774, 2 тома. (1967, переиздание Слаткина).
- Граф де Трессан, «Избранные произведения Трессана, свод отрывков из рыцарских романов», 1782-1791, 12 томов. В том числе: Амадис Гальский, Неистовый Роланд, Маленький Жан из Сантре, Роман о Розе, Кретьен де Труа и др. На гравюрах-вставках, иллюстрирующих эту книгу, пользовавшуюся огромным успехом, представлены сцены с трубадурами.
- Хорас Уолпол, «Замок Отранто».
- Донасьен де Сад, несколько романов в этом ключе, например, «Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская», 1812.
- Вальтер Скотт, автор «Песни последнего менестреля» и «Айвенго», весьма популярных во Франции в 1820-х годах.
- Франсуа Жюст Мари Ренуар, «Избранная поэзия трубадуров», Париж, Фирмен-Дидо, 6 томов, 1816-1821.
- Луи Франсуа Мари Беллин де ла Либорльер, готический писатель начала 19-го века.
Живопись
В живописи стиль «трубадур» был представлен исторической живописью, изображающей назидательные исторические эпизоды, часто заимствуя технические приёмы из золотого века голландской живописи. Картины, как правило, были довольно небольшими, кабинетными, зачастую изображающими спокойные повседневные эпизоды, а не эпические и драматичные, хотя были и такие[2]. Помимо политических исторических деятелей, часто изображались известные художники и скульпторы прошлого, особенно Рафаэль и Данте. «Леонардо да Винчи умирает на руках Франциска I» авторства Энгра — одно из немногочисленных произведений, объединяющих правителей и художников. К этому стилю принадлежит ряд картин Энгра; в нём также специализировались менее известные художники, такие как Пьер Ревой (1776—1842) и Флёри Франсуа Ришар (1777—1852). Бельгиец Хендрик Лейс, на которого сильно повлияла живопись Северного Возрождения, писал в более мрачной версии этого стиля. Ричарда Паркса Бонингтона больше помнят за его пейзажи, но он также писал в этом стиле, как и Эжен Делакруа. Пиковый период завершился революцией 1848 года, а позже — приходом реализма, хотя этот стиль, возможно, слился с академической живописью конца 19 века. Переход можно увидеть в творчестве Поля Делароша.
Возможно, первая картина в стиле «трубадур» была представлена на Парижском салоне 1802 года при Консулате. Это была работа Флёри-Ришара «Валентина Миланская, оплакивающая смерть своего мужа»[2], идея которой пришла к художнику во время визита в Музей французских памятников. Благодаря трогательному сюжету картина имела огромный успех — увидев её, Давид воскликнул: «Это не похоже ни на что ранее созданное, это новый световой эффект; фигура очаровательна и полна выражения, а зелёная занавеска, пересекающая окно, завершает иллюзию». Композиции, освещенные с задней стороны сцены, где передний план находился в полумраке, стали визитной карточкой первых лет этого стиля.
Картину Фрагонара «Посвящение Франциска I в рыцари Баярдом» (Салон 1819 года) следует рассматривать не как повторное открытие средневекового прошлого, а как воспоминание о недавней монархической традиции.
Примеры
- Пьер-Ноласк Бержере. «Аретино в мастерской Тинторетто». Салон 1822 года.
- Мадам Шерадам, урождённая Берто «Воспитание Людовика Святого».
- Мишель Мартен Дроллинг. «Последнее причастие Марии-Антуанетты». Париж, Консьержери.
- Луи Дюк. «Тассо читает отрывок из своей поэмы „Освобождённый Иерусалим“ принцессе Элеоноре д’Эсте». Картина ранее находилась в собрании императрицы Жозефины. Арененберг, Музей Наполеона.
- Александр-Эварист Фрагонар. «Дон Жуан, Церлина и леди Эльвира». Клермон-Ферран, Музей изящных искусств.
- Александр-Эварист Фрагонар. «Время приближается».
- Александр-Эварист Фрагонар. «Посвящение Франциска I в рыцари Баярдом». Мо, Музей Боссюэ.
- Барон Франсуа Жерар. «Признание герцога Анжуйского королём Испании». Замок Шамбор.
- Гортензия Богарне. «Отъезд рыцаря». Около 1812 года. Компьенский дворец. Первоначально находилась в замке Пьерфон.
- Жан Огюст Доминик Энгр «Франческа да Римини и Паоло Малатеста». Рама работы Клода-Эме Шенавара (1789—1838). Анже, Музей изящных искусств.
- Жан-Батист Изабе. «Пара, спускающаяся по лестнице турели в замке д’Аркур». Салон 1827 года.
- Александр Менжо. «Франциск I и прекрасная Ферроньера». 1810 год.
- Никола Андре Монсио. «Святой Викентий де Поль приветствует беззащитных детей». Париж, церковь Сен-Жермен-л’Осеруа, копия в Тулузе, в музее медицины.
- Пьер Ревой:
- «Рене Добрый проводит ночь в замке Паламеда де Форбена». По заказу графа де Форбена, потомка Рене Доброго.
- «Турнир». 1812 г., Лион, Музей изящных искусств;
- «Выздоровление Баярда». 1817 г., Париж, Лувр;
- Флёри-Ришар. «Жак Моле, великий магистр тамплиеров». Приобретена после Салона 1806 года императрицей Жозефиной. Унаследована от Гортензии Богарне.
- Луиджи Рубио. «Несчастная любовь Франчески да Римини». 1832 г.
- Мария-Филипп Купен де ла Купери. «Трагическая любовь Франчески да Римини». 1812 г.
- Энгр. «Джанчотто обнаруживает Паоло и Франческу». 1819 г.
- Энгр. «Леонардо да Винчи умирает на руках Франциска I»
- Эжен Делакруа. «Казнь дожа Марино Фальеро»
- Пьер-Анри Ревой. «Мария, королева Шотландии, разлученная со своими последователями». 1822 г.
Реакция
Реакция на этот жанр, как и на прерафаэлитов в Англии, была неоднозначной. Его можно рассматривать как чрезмерно сентиментальный или нереалистично ностальгический, подходивший к своему предмету с позиции, «позже ассоциировавшейся с голливудскими костюмированными драмами»[3]. Для его сторонников архаические детали рассматривались как сплачивающий призыв к новому национализму, очищенному от классического (или неоклассического) и римского влияния[4]. Небольшой размер многих полотен считался отсылкой к северной примитивной живописи, лишённой итальянского влияния[5]. Для других небольшие размеры холста показывают незначительность и недостаток экспрессии в этих произведениях искусства. Вся латунь, позолота, резьба и инкрустация исторических деталей на них не помогали им стать чем-то большим, чем просто украшение интерьера[6].
Архитектура
Мода на средневековую архитектуру, зародившись в Англии в эпоху расцвета неоготического стиля, прослеживается по всей Европе 19 века, но во Франции она остаётся ограниченной определёнными «феодальными» зданиями в парках, окружающих замки. После того, как стиль «трубадур» исчез из живописи, примерно во время Французской революции 1848 года[2], он продолжил своё существование (или возродился) в архитектуре, декоративном искусстве, литературе и театре.
Примеры
- Замок Молмон в Сен-При-Брамефан. Архитектор Пьер Франсуа Леонар Фонтен. Бывший охотничий домик в королевском владении Рандан, которая была одной из резиденций Луи-Филиппа I.
- Галерея Сен-Луи, Дворец правосудия. Построена в 1835 году Жизором (1796—1866) на месте снесённой им готической галереи.
- Замок Пьерфон, архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк.
- Замок д’Олтериб в Серментизоне, перестроенный Генриеттой Онсло, дочерью музыканта Жоржа Онсло.
- Шато дю Барри в Левиньяке, неоготическое крыло, созданное братьями Огюстом и Жаком-Паскалем Виребенами (1745—1831), архитекторами из Тулузы.
- Шато-де-Ла-Рошпо, реконструкция Мари Полин Сесиль Дюпон-Уайт (1841—1898), вдовы политика Сади Карно.
- Замок Клавьер-Эран в Эране, построенный Эрнестом де Ла Саль де Рошмором.
Скульптура
В качестве типичного представителя данного стиля в скульптуре можно указать Фелисе де Фово.
Декоративное искусство
Одно из самых своих эффектных воплощений стиль «трубадур» нашёл во французских частных интерьерах: мебель и предметы разного рода, от часов до напёрстков, вторгались в салоны, в основном, между 1820-ми и 1830-ми годами. Однако этот стиль привлекал внимание вплоть до конца 19-го века.
Уже в конце 18-го — начале 19-го веков можно заметить предвестников стиля «трубадур». Между 1788 и 1792 годами краснодеревщик Пьер-Антуан Белланже изготовил для графа Эстерхази четыре стула из позолоченного дерева «готического вида». Несколько лет спустя, во времена Империи, Жакоб-Десмальтер, Франсуа-Оноре-Жорж был вдохновлён английской мебелью и, среди прочего, в 1810 году изготовил пару prie-dieu (скамеечка для молитвы с аналоем), «створки которых были выполнены в готической форме», для часовни императрицы Марии-Луизы в Малом Трианоне[7]. Однако лишь в 1820-х годах стиль «трубадур» в декоративном искусстве начал распространяться среди дворян и буржуазии, в частности, через парижские магазины диковин, такие как «L'Escalier de cristal», «Le Coq Saint-Honoré», знаменитый магазин диковин столяра Альфонса Жиру, или «Le Petit Dunkerque»[8]. Что касается мебели, она сохранила свой классический и удобный внешний вид, типичный для периода реставрации. Меняется только форма, а не содержание: разнообразие оформления развивается под влиянием самых различных культур (китайской, японской, восточной, английской или, например, готической), но всё это накладывается на классические французские формы 18-го века. Можно сказать, что это был последний период классицизма[9]. Таким образом, в центре внимания мастеров находится орнамент, в том числе на предметах мебели: причудливая геральдика[К 1], смелые цвета, единороги и химеры, смешивающиеся с украшениями в стиле готики и ренессанса, растительные мотивы, обрамляющие трубадуров, рыцарей и героев, и т. д. Всё это вместе взятое и определяет стиль «трубадур» во французском декоративном искусстве.
В 1827 году 7-я Французская промышленная выставка является триумфом стиля «трубадур». Король Карл X лично приобрёл наиболее любопытные образцы мебели. «Национальная античность навязывает этот странный патриотизм», иронично заметил Анри Бушо[10]. В начале 1820-х годов графиня д'Осмон, урождённая Эме де Тельер, построила в своем особняке две комнаты в стиле «трубадур»[К 2]. Эти комнаты, гостиная и кабинет, были вскоре перестроены, но известны по двум акварелям, авторами которых были Огюст Гарнере и Илер Тьерри[К 3]. В Малом дворце в Париже хранится пара стульев из кабинета графини[11], изготовленных краснодеревщиком Жакоб-Десмальтером, которые являются прекрасным примером стиля «трубадур» в мебели.
Мария Каролина, герцогиня Беррийская, сделала множество заказов, некоторые из которых остаются одними из самых красивых произведений стиля «трубадур». К ним относится шкатулка, заказанная на Севрской мануфактуре и изготовленная Жаном-Шарлем Франсуа Лелу[К 4] в 1829 году. Форма шкатулки напоминает готические реликвии и те шкатулки, которые герцогиня и дизайнер видели в средневековых религиозных коллекциях Короны. Для апартаментов герцогини в Тюильри Жакоб-Десмальтер в 1821 году изготовил «готический стол из эбенового дерева, на котором предполагалось разместить виды замка Рони кисти Изабе» и «стол, украшенный рисунком Тьерри с готическим орнаментом и вырезанной из дерева готической стрельчатой аркой»[К 5]. Герцогиня не только заказывала изделия у величайших мастеров современности, но и ходила в магазины новинок, «где приобрела массу предметов искусства, бронзовых изделий, часов, мебели и безделушек в готическом духе, который романтизм вернул в моду»[12]. Мария Каролина также устраивала балы, одним из самых известных эпизодов которых в 1829 году стал танец «кадриль Марии Стюарт», увековеченный в акварелях Эжена Лами и Ашиля Девериа. Среди украшений герцогини есть миниатюры с изображением прославленных фигур средневековья и эпохи Возрождения, выполненные Эженом Лами.
Работавший значительно позже Эжен Виолле-Ле-Дюк может считаться одним из последних представителей стиля «трубадур» в архитектуре и декоративном искусстве, о чём свидетельствует полный набор мебели, спроектированный им для замка Пьерфон в 1860-х и 70-х годах.
Примеры
- Часы «трубадур» в стиле ампир-трубадур. 1810 год, часовщик Masure, Этамп
- Сервиз «Déjeuner dit Duguesclin», Севрская мануфактура, роспись Александра-Эвариста Фрагонара (1780—1850)[13]
- Пара стульев из кабинета графини д’Осмонд, Жакоб-Десмальтер, около 1817—1820 годов, Париж, Маленький Дворец.
- Костюм Марии Стюарт герцогини Беррийской, 1829, Музей декоративных искусств Бордо.
- Парные вазы Фрагонара, известные как Агнесса Сорель и Карл VII. Около 1825 года, Севрский музей фарфора.
- Туалетные шкафы герцогини Пармской. Около 1847 года, музей Орсе, Париж.
- Часы «Франциск I и Маргарита Наваррская», Флёри-Ришар, около 1843 года, музей декоративного искусства, Париж.
- Корпус орга́на. Базилика Сен-Никола-де-Пор, Жозеф Кувилье (1801—1893), органостроитель из Нанси, 1848 год. По рисунку Дезире Лорана.
Примечания
Ссылки
- Havard, 1876.
- Palmer, 2011, pp. 219-220.
- Chilvers, 2017, p. 711.
- Palmer, 2011, p. 219.
- Turner, 2000, p. 354.
- Hilliard, 1991, p. 110.
- Jarry, 1973.
- Ссылка на описание на carnavalet.paris.fr (фр.).
- Husarski, 1931.
- Bouchot, 1892.
- Ссылка на описание на petitpalais.paris.fr (архив) (фр.).
- Hillerin, 2010.
- Описание и фотография на Images d'Art (фр.).
Комментарии
- Статус герба в романтическом обществе начала XIX века находится в переходном состоянии. Это уже не живая, структурированная геральдика старого режима. Это ещё не научная геральдика, какой она возродится в Германии, а затем во Франции два десятилетия спустя (Pastoureau, 2004).
- Построенный Александром Теодором Броньяром отель Осмонд возвышался там, где ныне находится Оперы Гарнье. Интерьер, выполненный в чисто неоклассическом стиле, поразил Париж своей роскошью.
- Работал с 1800 по 1825 год.
- Работал на Севрской мануфактуре с 1818 по 1844 год.
- Из архива замка Рони, 371/AP/8.
Литература
- Palmer, Allison Lee. Historical Dictionary of Romantic Art and Architecture (англ.). — Scarecrow Press, 2011. — ISBN 0810874733.
- Havard, Henri. La Hollande pittoresque // Les frontières menacées: Voyage dans les provinces de Frise, Groningue, Drenthe, Overyssel, Gueldre et Limbourg (фр.). — Plon, 1876. — Т. 2.
- Chilvers, Ian. The Oxford Dictionary of Art and Artists (англ.). — Oxford University Press, 2017.
- Turner, Jane. The Grove Dictionary of Art: From renaissance to impressionism: styles and movements in western art 1400-1900 (англ.). — St. Martin's Press, 2000.
- Hilliard, Elizabeth. Finishing Touches (англ.). — Crown Publishing Group, 1991.
- Jarry, Madeleine. Le siège français (фр.). — Paris: Office du Livre, 1973. — ISBN 9782826401025.
- Husarski, Vaslav. Le style Romantique (фр.). — Paris: Trianon, 1931.
- Bouchot, Henri. Chapitre VIII. Maisons de tenue recherchée // Le luxe français (фр.). — Paris: Librairie illustré, 1892.
- Hillerin, Marie-Laure. La Duchesse de Berry (фр.). — Paris: Flammarion, 2010. — ISBN 9782081246102.
- Pastoureau, Michel. Une histoire symbolique du Moyen Âge (фр.). — Paris: Seuil, 2004. — ISBN 2-02-013611-2.
- Belmont, Nicole. Aux sources de l'ethnologie française (фр.). — l'Académie celtique, 1995. В этой работе прослеживается зарождение моды на домодернистскую архитектуру и литературу с середины 18-го века — увлечение памятниками архитектуры и литературы (Средневековье, Высокое Средневековье и Раннее Средневековье), начало нового осмысления и исследовательская работа по этой теме среди бенедиктинцев Св. Мавра.