Пфеффер, Фриц

Фри́дрих Пфе́ффер (нем. Friedrich Pfeffer; 30 апреля 1889 — 20 декабря 1944) — голландский дантист еврейского происхождения из Германии, который с 1942 по 1944 годы скрывался вместе с Анной Франк в оккупированном нацистской Германией Амстердаме. Благодаря дневнику Анны он стал одной из самых известных жертв нацизма. В дневнике Анны Пфеффер был выведен под псевдонимом Альберт Дюссель (нидерл. Albert Dussel).

Фриц Пфеффер
Fritz Pfeffer

Фриц Пфеффер во время Первой мировой войны
Имя при рождении Friedrich Pfeffer
Дата рождения 30 апреля 1889(1889-04-30)
Место рождения Гисен, Германская империя
Дата смерти 20 декабря 1944(1944-12-20) (55 лет)
Место смерти концлагерь Нойенгамме‎, Гамбург, нацистская Германия
Гражданство (до 1938)
(с 1939)
Род деятельности врач, стоматолог
Отец Игнатц Пфеффер
Мать Жаннет Хирш-Пфеффер
Супруга Вера Бютинер
Шарлотта Калетта
Дети Вернер Петер Пфеффер
 Медиафайлы на Викискладе

Ранняя жизнь

Фридрих Пфеффер (Фриц было сокращённым вариантом его имени) родился в Гиссене и был одним из пятерых детей Игнатца Пфеффера и Жаннет Хирш, которые жили на Марктплатц, 6. Семья жила над принадлежащим им магазином текстильных изделий и одежды. Получив школьное образование, Фриц выучился на дантиста и челюстного хирурга, и в 1911 получил лицензию на практику, а спустя год открыл собственный кабинет в Берлине. В 1925 году умерла его мать Жанетт, а спустя три года в 1928 скончался его брат Юлиус.

В Первой мировой войне Фриц служил в немецкой армии. В 1921 он женился на Вере Бютинер (31 марта 1904 — 30 сентября 1942) (которая родилась в Познани, когда он принадлежал Германии). В этом браке у них родился сын Вернер Петер Пфеффер (3 апреля 1927 — 14 февраля 1995). В 1932 году пара развелась и при разводе право опеки над сыном досталось Фрицу, который один воспитывал его до ноября 1938, когда возрастающий поток нацистской деятельности в Германии вынудил его послать Вернера к его брату Эрнсту в Англию.

После того, как Адольф Гитлер пришёл к власти в Германии и НСДАП победила на муниципальных выборах во Франкфурте в 1933 году, в Германии резко возрос антисемитизм и начали вводиться дискриминационные законы против еврейского населения, из-за чего большинство родственников Пфеффера сбежало из страны. Брат Эмиль Пфеффер эмигрировал в Южную Африку в 1937 году, второй брат Эрнст уехал в Англию, третий брат Ханс сумел выбраться в США и поселился в Нью-Джерси. Отец Фрица Игнац после смерти жены вступил в повторный брак и остался в Германии, из-за чего и подвергся аресту. Их сестра Минна осталась с отцом в Германии и умерла там в нацистском заключении. Жена Пфеффера Вера Бютинер убежала в Голландию, но была арестована там в 1942 году и 30 сентября того же года умерла в Освенциме.

В 1936 году он познакомился Шарлоттой Калеттой (1910—1985), уроженкой Ильменау в Тюрингии, которая, как и он, тоже имела за плечами уже один расторгнутый брак с Людвигом Лувенштайном, в котором у неё родился сын Густаф (и тот и другой не пережили войну). Они начали жить вместе, но не могли пожениться из-за принятых в 1935 году Нюрнбергских расовых законов, которые запрещали браки между евреями и неевреями.

Решение бежать из Берлина в Амстердам в декабре 1938 года пара приняла после Хрустальной ночи. В амстердамском районе Ривенбюрт Фриц открыл зубоврачебную практику и здесь состоялось его знакомство с семьями Франк и ван Пельс, к которым он стал ходить в гости. В один из таких визитов с ним познакомилась Мип Гиз, которая после этого стала его пациенткой. После вторжения нацистских войск в Голландию Фриц и Шарлотта вынуждены были жить раздельно, потому что последовавшие в Голландии антисемитские законы запрещали совместное проживание с евреями.

Убежище, арест и смерть

Осенью 1942 года, когда Франки и ван Пельс уже скрылись в здании на набережной Принсенграхт 263, где располагалась фирма «Опекта», принадлежащая Отто Франку, он решил спрятаться и расспросил с Мип Гиз о подходящих адресах. Она проконсультировалась с Отто Франком и обитатели Убежища, несмотря на то, что их было семь человек, согласились принять Пфеффера, и он присоединился к ним 16 ноября. Его медицинское образование очень там пригодилось, поскольку они должны были сидеть безвылазно и не могли обратиться к докторам в случае надобности.

В Убежище Пфеффера поселили в одной комнате с Анной Франк, где он занял кровать, на которой до этого спала её сестра Марго (Марго переселилась в спальню родителей). Как можно судить по дневнику Анны, из всех обитателей Убежища самые тяжёлые отношения у неё были именно с Пфеффером, хотя в самых первых записях с его участием она отзывается о нём довольно положительно. Во многих источниках высказывается мнение, что корень причин их неприязни друг к другу в первую очередь состоял в том, что Анна находилась в состоянии половой зрелости, а Пфеффер был мужчиной средних лет. Ситуацию усугубляло как волнение от осознания того, что они беглые нелегалы, так и возрастная разница. Пфеффер считал ведение дневника Анны совершенно незначительным занятием и баловством по сравнению с его собственными исследованиями, что тоже приводило к раздору, потому что им приходилось делить единственный в их комнате стол. Его соблюдение ортодоксального иудаизма столкнулось с её либеральными взглядами, из-за чего её юношеская энергичность и капризность раздражали его, в то время как его педантизм и жесткость расстраивали её. Это привело к тому, что в дневнике он был изображён в весьма смехотворной манере, из-за чего его сын Вернер и Шарлотта ополчились на дневник Анны сразу после того, как он был издан.

Перед тем, как уйти в Убежище, Пфеффер оставил прощальное письмо Шарлотте, но даже в Убежище они через Мип Гиз еженедельно обменивались письмами — согласно дневнику Анны Шарлотта умудрялась одновременно с письмами передавать ему и посылки с едой, которой Пфеффер, однако, предпочитал не делиться с остальными. В Убежище Пфеффер изучал испанский, так как после войны хотел вместе с Шарлоттой эмигрировать в Южную Америку. В письмах он никогда не раскрывал ей его местоположение, и Мип тоже никогда не говорила Шарлотте об Убежище, но 4 августа 1944 года Пфеффер и семь других обитателей Убежища были анонимно преданы неизвестным доносчиком и арестованы. Все восемь человек четыре дня содержались в тюрьме на улице Ветерингсханс, а затем были помещены в транзитный концентрационный лагерь Вестерборк, где Пфеффер вместе с остальными был помещён в «штрафное отделение» и направлен на самые тяжёлые работы. 3 сентября он вместе с ними был депортирован оттуда в Освенцим. Этот 93-й состав, в котором было 1019 человек, стал последним эшелоном, увозившим голландских евреев в лагерь смерти, — после него депортация евреев из Вестерборка в Освенцим прекратилась. К тому же обитатели убежища имели несчастье попасть в Освенцим во второй половине 1944 года, когда уничтожение евреев в немецких концлагерях набрало обороты.

По прибытии 6 сентября Пфеффер вместе с Отто Франком и Германом и Питером ван Пельсами был отделён от Анны, Марго, Эдит и Августы. 29 октября в мужской барак, где они находились, нагрянула очередная селекционная комиссия и Пфеффер, отделившись от компании, в составе 59 других заключённых был депортирован в Заксенхаузен, а оттуда переправлен в Нойенгамме, где, согласно лагерным отчётам, скончался в больничном бараке 20 декабря 1944 года от энтероколита в возрасте 55 лет.

Посмертная репутация

Фриц Пфеффер и Шарлотта Калетта в Нордвейке, лето 1939 г.
Камень преткновения рядом с домом Пфеффера в Берлине

Шарлотта Калетта узнала об аресте Пфеффера сразу на следующий день 5 августа 1944 года от Яна Гиза. 9 апреля 1953 года она, при содействии Отто Франка, посмертно вышла замуж за Пфеффера (причём свидетельство о браке имело эффект обратной силы от 31 мая 1937 года). Она вела себя отчуждённо с его сыном Вернером, однако они всё же объединились после публикации дневника Анны в 1947 году, став ярыми защитниками Пфеффера. Оба считали, что тот образ Пфеффера, что описала Анна, не имел ничего общего с тем Пфеффером, которого они знали. Особую критику у них вызвала данная Анной его псевдофамилия Дюссель, которая в немецком языке означает «болван» или «дурак» (что, возможно, было вызвано её вышеупомянутой неприязнью к нему). Отто Франк пытался успокоить их, напоминая, что Анна была в переходном возрасте, и что другим обитателям Убежища она тоже дала незавидные портреты. Калетта пришла в ярость, когда в 1955 году Фрэнсис Гудрич и Альберт Хэкетт написали пьесу «Дневник Анны Франк» (за которую получили Пулитцеровскую премию) и в 1959 году в Голливуде по пьесе был снят одноимённый фильм. Причиной ярости было то, что в ней Альберт Дюссель (все герои пьесы носили те псевдонимы, что дала им Анна) изображался совершенно не знающим еврейских традиций. Калетта связалась с парой и потребовала изменить характер этого персонажа, который, по её мнению, был совершенно далёк от Пфеффера (который, по её словам, прекрасно знал иврит и был верующим). Пара ответила отказом, утверждая, что сюжет пьесы не был отражением реальных событий, и что для того, чтобы нееврейские зрители поняли еврейские традиции, в действии обязательно должен был быть задействован персонаж, который о них тоже не знает.

Окончательно рассердившись, Шарлотта Калетта полностью оборвала связь с Отто и Мип Гиз, а когда спустя десятилетия после войны популярность Анны Франк возросла, то она полностью отказывалась от каких-либо интервью и воспоминаний о Пфеффере. Вернер Пфеффер в 1946 году перебрался в Соединённые Штаты и изменил своё имя на Питер Пеппер. В отличие от Шарлотты он контактировал с Отто Франком, а незадолго до своей смерти от рака в 1995 году встретился с Мип Гиз и поблагодарил её за попытку спасения его отца.

Шарлотта Калетта умерла в 1985 году. После её смерти на амстердамском блошином рынке вместе с частью её имущества были выкуплены её переписка с Пфеффером и его фотографии. 12 сентября 2007 года в Берлине в асфальте рядом с домом Пфеффера 20b на Литценбургерштрассе был установлен камень преткновения.

Ссылки

Официальный сайт дома Анны Франк
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.