Операция «Винтергевиттер»

«Опера́ция „Винтергеви́ттер“» (нем. Wintergewitter — «Зимняя буря»; также используются названия «Опера́ция „Зи́мняя гроза́“» или «Коте́льниковская опера́ция») — стратегическая военная операция войск нацистской Германии против Красной армии по выведению 6-й армии Фридриха Паулюса из окружения в районе Сталинграда. Операция проводилась с 12 по 24 декабря 1942 года и входила в Сталинградскую битву во время Великой Отечественной войны (1941—1945). Закончилась поражением войск вермахта.

Операция «Винтергевиттер»
Основной конфликт: Вторая мировая война,
Великая Отечественная война,
Сталинградская битва

Гренадеры кавалерийской дивизии ваффен СС в пехотных операциях с танковой поддержкой (немецкий танк Panzer III) на территории СССР. 22 декабря 1942 года.
Дата 1224 декабря 1942
Место Сталинград, СССР
Итог Победа СССР. Германские войска не смогли вывести из окружения 6-ю армию Фридриха Паулюса
Противники

 Нацистская Германия
Румыния

СССР

Командующие

Эрих фон Манштейн
(группа армий «Дон»)

Еременко А. И.
(Сталинградский фронт)

Силы сторон

[1]

  • дивизий — 13
  • личного состава — 124 тыс.
  • артиллерия — 852
  • танки — 650
  • самолёты — 500

[1]

  • дивизии — 12
  • личного состава — 115 тыс.
  • артиллерия — 1133
  • танки — 329
  • самолёты — 220
Потери

(по советским данным)[2]

  • убитыми — 9 тыс.
  • артиллерия — 160
  • танки — 300
  • самолёты — 268

неизвестно

     Медиафайлы на Викискладе

    Планирование и проведение операции было возложено на группу армий «Дон» под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна. Сочетание жёсткой обороны в полосе главного удара с активными наступательными действиями Красной армии на левом фланге группы армий «Дон» и опасность прорыва в направлении Ростова-на-Дону принудили немецкое командование остановить операцию.

    Основные сведения

    «Винтергевиттер» — стратегическая военная операция немецких войск против Красной армии с целью прорыва блокады вокруг окружённых под Сталинградом войск вермахта.

    Новообразованная вермахтом группа армий «Дон» под командованием фельдмаршала Манштейна предприняла попытку прорыва блокады вокруг окружённых войск. Первоначально её планировалось начать 10 декабря, однако наступательные действия Красной армии на внешнем фронте окружения вынудили отложить начало операции на 12 декабря. К этой дате немцам удалось представить лишь одно полноценное танковое соединение — 6-ю танковую дивизию вермахта и (из пехотных соединений) остатки разгромленной 4-й румынской армии. Эти части находились в подчинении управления 4-й танковой армии под командованием Г. Гота. В ходе наступления она была усилена весьма потрёпанными 23-й и 17-й танковыми дивизиями и тремя авиаполевыми дивизиями. Общая численность созданной немецкой группировки составляла около 76 000 человек, 510 орудий и миномётов, свыше 500 танков и штурмовых орудий.

    На направлении главного удара находилась советская 51-я армия, ещё не восстановившаяся после потерь в наступательных боях и не успевшая создать прочную оборону. Её войска насчитывали не более 34 000 человек, 354 орудия и миномёта и 105 танков. Превосходство было на стороне Манштейна, а на направлении главного удара оно было ещё более существенным, что и обусловило его первоначальный успех.[3]

    К 19 декабря фактически прорвавшие оборонительные порядки советских войск части 4-й танковой армии столкнулись с только что переброшенной из резерва Ставки 2-й гвардейской армией под командованием Р. Малиновского. В состав армии входили два стрелковых и один механизированный корпус — 2-й гвардейский (бывшая 22-я гвардейская дивизия). В ходе встречных боёв к 25 декабря немцы отошли на исходные позиции, потеряв практически всю технику и более 40 тыс. человек.

    Предпосылки

    19 ноября 1942 года в рамках операции «Уран» началось наступление Красной армии. 23 ноября в районе Калача-на-Дону советские войска замкнули кольцо окружения вокруг 6-й армии вермахта. Расчленить немецкую армию на две части ударом 24-й армии между Волгой и Доном, как того требовал план операции «Уран», не удалось. Попытки немедленно ликвидировать окружённых в этих условиях тоже не имели успеха, несмотря на значительный перевес сил. Однако 6-я армия оказалась изолированной, что привело к недостатку запасов топлива, боеприпасов и продовольствия.

    В этих условиях немецким верховным командованием сухопутных сил была спланирована операция «Винтергевиттер» для деблокирования окруженной 6-й армии.

    Планирование операции

    План операции «Винтергевиттер»

    Подготовка и проведение операции были возложены на группу армий «Дон», созданную приказом ОКХ от 21 ноября 1942 года.

    Новосозданная группа армий имела следующий состав:

    Ядром командования группы армий «Дон» стал штаб 11-й армии Эриха фон Манштейна.

    Перед группой армий «Дон» были поставлены следующие задачи:

    • ударом с юга на Сталинград образовать «коридор» к окружённой 6-й армии;
    • восстановить целостный и стабильный фронт.

    Для выполнения этих задач Манштейн планировал нанести два деблокирующих удара:

    • 4-я танковая армия армейской группы «Гот» должна была начать наступление основными силами из района Котельниково восточнее Дона. Армия должна была прорвать фронт прикрытия, затем ударить в тыл или фланг войскам Красной армии южнее или западнее Сталинграда и разбить их.
    • 48-й танковый корпус из состава армейской группы Холлидта должен был ударить в тыл войскам прикрытия противника с плацдарма на реках Дон и Чир в районе станицы Нижне-Чирская.

    В случае, если ещё до начала наступления количество войск Красной армии перед фронтом 4-й танковой армии севернее Котельниково значительно возрастёт или снова возникнет критическая ситуация на фронте 4-й румынской армии, прикрывавшей восточный фланг, приказом был предусмотрен следующий запасной вариант: танковые дивизии 4-й танковой армии срочно перебрасывались по западному берегу Дона на север, на донско-чирский плацдарм в Нижне-Чирскую, и наносили главный удар оттуда. Меньшая ударная группа с донско-чирского плацдарма должна была нанести удар западнее реки Дон на Калач, чтобы разорвать фронт и открыть 6-й армии путь через Дон по мосту.

    6-й армии командованием группы армий «Дон» было приказано подготовиться к прорыву в южном направлении навстречу армейской группе Гота. Выход 6-й армии из «котла» должен был начаться согласно плану «Доннершлаг».

    Этот вариант операции «Винтергевиттер» был изложен в приказе группы армий «Дон» от 1 декабря 1942 года. Точная дата наступления не была определена, однако операция могла начаться не раньше 8 декабря. Такая ситуация была обусловлена задержкой в сборе сил: армейская группа Холлидта не успевала занять исходные позиции для наступления из-за недостаточной пропускной способности дорог, а 4-я танковая армия ожидала прибытия 23-й танковой дивизии, которая из-за оттепели на Кавказе не могла двигаться своим ходом и добиралась по железной дороге. Датой начала операции было названо 12 декабря.

    Через несколько дней Манштейн был вынужден пересмотреть начальный план из-за неудовлетворительного состояния комплектации ударных групп. Из числа семи дивизий, предназначенных для группы Холлидта, две (62-я и 294-я пехотные дивизии) уже были задействованы в боях на фронте 3-й румынской армии, и оперативное состояние не позволяло отозвать их обратно. 3-я горная дивизия вообще не прибыла, приказом ОКХ она была передана группе армий «А», а потом группе армий «Центр». Группой армий «А» была также задержана артиллерия резерва главного командования.

    Активизация частей Красной армии на фронте 3-й румынской армии заставила её штаб докладывать:

    «В настоящий момент сил 48-го танкового корпуса недостаточно для одновременной борьбы с прорывами и контрнаступления, назначенного на 12 декабря»[5].

    Поскольку рисковать устойчивостью чирского фронта было невозможно, Манштейн принял решение отказаться от двух деблокирующих ударов. Окончательно было решено, что главный удар должна нанести 4-я танковая армия.

    Главная роль в решающем ударе была возложена на 57-й танковый корпус. Он состоял из двух дивизий: прибывшей из Франции 6-й танковой дивизии (160 танков и 40 самоходных установок) и прибывшей с Кавказа 23-й танковой дивизии (30 танков).

    Этим дивизиям были поставлены такие задачи:

    • 6-й танковой дивизии, основные силы которой образовали ударный клин наступления, — прорвать позиции советских войск вблизи станции Курмоярская и наносить дальше главный удар непосредственно западнее железнодорожных путей в направлении реки Аксай. Смешанной полковой группе из состава этой дивизии захватить Верхний Яблочный и очистить от противника левый фланг и тыл наступающих войск.
    • 23-й танковой дивизии правее 6-й танковой дивизии, эшелонировав свои части на небольшую глубину, продвинуться восточнее железнодорожных путей и через Небыков выйти к Аксаю.

    Обеим дивизиям было приказано использовать любую возможность для захвата плацдармов.

    Контрмеры Красной армии

    Советское командование неправильно определило направление деблокирующего удара. Предполагалось, что удар будет нанесён по кратчайшему пути между внешним и внутренним фронтами окружения. К тому моменту расстояние между линией обороны 6-й армии и фронтом на реке Чир составляло около 40 км. Автором версии о немецком ударе по наикратчайшему направлению был командующий Юго-Западным фронтом Николай Фёдорович Ватутин. Такое предположение выглядело полностью логичным и обоснованным. В районе Нижне-Чирской образовался выступ в сторону Сталинграда, который давал хорошие стартовые позиции для деблокирования 6-й немецкой армии.

    В ответ на предположение Н. Ф. Ватутина поступила директива Ставки ВГК № 170699 от 8 декабря 1942 года:

    «Образовать с 9 декабря 1942 г. в составе Сталинградского фронта 5-ю ударную армию, включив в неё 4 гвардейскую стрелковую дивизию, 258-ю, 300-ю, 315-ю, 87-ю стрелковые дивизии, 4-й механизированный корпус, 7-й и 23-й танковые корпуса и 3-й гвардейский кавалерийский корпус»[6].

    Командование 5-й ударной армией было возложено на генерал-лейтенанта Маркиана Михайловича Попова.

    Перед 5-й ударной армией были поставлены следующие задачи:

    • во взаимодействии с 5-й танковой армией уничтожить нижнечирскую и тормосинскую группы немецких войск;
    • не допустить прорыва немцев из района Тормосин — Нижне-Чирская на соединение с окружённой группировкой в районе Сталинграда.

    Хотя направление главного удара было определено неправильно, постоянное давление советских войск в районе Нижне-Чирской, в конечном счёте, заставило Манштейна пересмотреть начальный план операции и отказаться от двух деблокирующих ударов.

    Ход операции

    Ход операции «Винтергевиттер»

    Операция «Винтергевиттер» началась 12 декабря 1942 года. Для советского командования удар на котельниковском направлении оказался неожиданным. 302-я стрелковая дивизия Красной армии, принявшая на себя основной удар, была быстро рассеяна, вследствие чего во фронте 51-й армии возникла брешь. Это обеспечило немецким частям быстрое продвижение. К концу дня 6-я танковая дивизия вышла на южный берег реки Аксай, а 23-я танковая дивизия — в район севернее Небыкова.

    13 декабря, переправившись через Аксай, 6-я танковая дивизия вышла к посёлку Верхне-Кумский. Ей навстречу были выдвинуты части 235-й отдельной огнемётно-танковой бригады с приданным ей 234-м отдельным танковым полком, 20-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады, 1378-го стрелкового полка под командованием подполковника М. С. Диасамидзе и 4-го механизированного корпуса В. Т. Вольского 2-й гвардейской армии Сталинградского фронта. Бои за Верхне-Кумский продолжались с переменным успехом с 14 по 19 декабря. Только 19 декабря усиление немецкой группировки 17-й танковой дивизией и угроза окружения заставили советские войска отойти на рубеж реки Мышкова. Пятидневная задержка немцев у Верхне-Кумского была бесспорным успехом советских войск, поскольку позволила выиграть время для подтягивания 2-й гвардейской армии.

    20 декабря немецкие войска вышли к реке Мышкова. До окружённой под Сталинградом 6-й армии Паулюса оставалось 35—40 км, однако большие потери (до 60 % мотопехоты и 230 танков[7]) значительно подорвали наступательный потенциал группы Гота. Ситуация требовала немедленно начать прорыв армии Паулюса из окружения навстречу 4-й танковой армии, поскольку возможностей пробить «коридор» своими силами у Гота уже не было. Прорыв должен был начаться кодовым сигналом «Удар грома». Но Манштейн не решился задействовать план «Доннершлаг» из-за того, что не было уверенности в том, что командующий 6-й армией Фридрих Паулюс его выполнит. Во-первых, согласно приказу Гитлера, Паулюс должен был удерживать «крепость Сталинград», а прорыв окружения означал отступление войск из города. Во-вторых, командование 6-й армии требовало для подготовки прорыва шесть дней, поскольку имеющегося горючего хватило бы на преодоление только 30 км.

    НОВЫЙ УДАР НАШИХ ВОЙСК ЮГО-ЗАПАДНЕЕ СТАЛИНГРАДА

    С целью выручить свою группировку, окружённую нашими войсками под СТАЛИНГРАДОМ, противник сосредоточил в районе севернее КОТЕЛЬНИКОВО шесть дивизий, из них три танковых, и этими силами 12 декабря предпринял наступление против наших войск. В первые дни боёв, пользуясь некоторым превосходством в силах, противнику удалось потеснить наши части и занять несколько населённых пунктов.

    В активных оборонительных боях наши войска измотали силы противника, а затем сами перешли в контрнаступление и, сломив сопротивление противника, отбросили его на юго-запад на 20–25 километров. Нашими войсками вновь заняты населённые пункты НИЖНЕ-КУМСКИЙ, ВАСИЛЬЕВКА, КАПКИНКА, ПАРИЖСКАЯ КОММУНА, БИРЗОВОЙ, ВЕРХНЕ-КУМСКИЙ, ЖУТОВ 2-й, КЛЫКОВ.

    С 12 по 24 декабря наши войска уничтожили: самолётов немецких — 268, танков — до 300, орудий разных калибров — 160.

    За это же время противник потерял только убитыми до 9000 солдат и офицеров.

    Из Оперативной сводки Совинформбюро за 25 декабря 1942 года

    В тот же день, 20 декабря, критическая ситуация сложилась на левом фланге армейской группы Холлидта. Под напором советских войск отступили две итальянские дивизии из группы армий «В», и левый фланг группы Холлидта оказался обнажённым. К концу дня самовольно оставила свои позиции 7-я румынская пехотная дивизия. Передовые отряды Красной армии вышли к переправе через Северский Донец около города Каменск-Шахтинский. Очевидным становилось намерение советских войск пробиваться в направлении на Ростов. Первоочередной задачей группы Холлидта и 3-й румынской армии теперь была защита крайне необходимых для поставок 6-й армии аэродромов в Морозовске и Тацинской, а также удержание важных переправ через Донец в Форхштадте (Белая Калитва) и Каменск-Шахтинском.

    В последующие дни ситуация на Чирском фронте настолько ухудшилась, что 23 декабря Манштейн дал приказ 6-й танковой дивизии сняться с позиций и направляться к Морозовскому. На рассвете 24 декабря колонна танков и автомашин направилась к месту нового назначения. После отхода колонны немецких войск 2-я гвардейская армия Р. Я. Малиновского перешла в наступление против растянутого фланга 57-го танкового корпуса немцев. В разыгравшемся в зимней степи танковом сражении победа осталась за советской стороной[8]. В 16:30 24 декабря советские войска снова завладели Верхне-Кумским. Сталинградский фронт силами 2-й гвардейской армии с тремя механизированными корпусами перешёл в наступление на Котельниково.

    Дальнейшее соединение армейской группы Гота с 6-й армией в этих условиях становилось технически невозможным. Операция «Винтергевиттер» была прекращена.

    Причины неудачного исхода операции

    Фридрих Паулюс (слева) — командующий окруженной 6-й армией

    Манштейн назвал основной причиной провала операции приказ Гитлера любой ценой удержать Сталинград. В своих мемуарах Манштейн фактически переложил всю ответственность за судьбу 6-й армии на некомпетентность Гитлера:

    «Причину гибели 6-й армии надо, понятно, искать в том, что Гитлер — прежде всего из соображений престижа — отказался отдать приказ оставить Сталинград»[9].

    Плохие погодные условия и недостаточное количество транспортной авиации помешали обеспечить 6-ю армию необходимым количеством горючего, боеприпасов и продовольствия через «воздушный коридор». Именно нехватка горючего, в конце концов, стала решающей причиной отказа Паулюса начать прорыв кольца окружения навстречу группе Гота.

    Кроме того, наступление Красной армии в районе среднего Дона создало опасность прорыва к Ростову. Потеря Ростова была крайне опасна для самого существования группы армий «Дон» и группы армий «А». Отзыв 6-й танковой дивизии и прекращение операции был единственно возможным выходом удержать фронт.

    Последствия

    Пленные солдаты 6-й немецкой армии (январь 1943 года)

    В связи с началом операции «Винтергевиттер», 13 декабря 1942 года Ставкой ВГК был отменён начальный план операции «Малый Сатурн», поскольку он был рассчитан на благоприятные для советских войск условия, когда у вермахта не было резервов на линии Боковский — Морозовский — Нижне-Чирская. Главный удар теперь был перенаправлен не на юг, к Ростову, а на юго-восток, на Морозовский. В результате уже на второй день немецкой операции советское командование отказалось от броска на Ростов.

    Военные операции между 19 ноября 1942 г. и 1 марта 1943 г.

    Ликвидация угрозы деблокирующего удара позволила войскам Донского фронта в январе 1943 года подготовить и провести операцию «Кольцо» по уничтожению 6-й немецкой армии.

    В культуре и искусстве

    По событиям сражения Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег», на основе которого в 1972 года режиссёром Гавриилом Егиазаровым снят одноимённый фильм.

    См. также

    Примечания

    1. Самсонов А. М. Сталинградская битва. Гл. 8, таб. 11
    2. Совинформбюро: оперативная сводка за 25 декабря 1942 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 сентября 2009. Архивировано 23 апреля 2010 года.
    3. Миклин А. М. Стояли насмерть. О вкладе воинов 51-й армии в разгром Котельниковской группировки Манштейна — Гота (декабрь 1942). // Военно-исторический журнал. — 2013. — № 6. — С.37-39.
    4. Согласно мемуарам Манштейна (стр. 339), 6-я армия фактически подчинялась не штабу группы армий «Дон», а непосредственно ОКХ. Приказы ОКХ 6-й армии передавались через связного офицера Генерального Штаба, который имел при штабе армии собственную радиостанцию.
    5. Исаев, 2008, с. 360.
    6. Исаев, 2008, с. 361.
    7. Великая победа на Волге. — М.: Воениздат, 1965. — С. 393.
    8. Лосик О. А. Опыт организации и ведения крупных танковых сражений в годы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. — 1984. — № 9. — С.12-21.
    9. Манштейн Э. Утерянные победы. — С. 329.

    Источники

    Мемуары

    Исторические документы

    Литература

    • Исаев А. В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. М.: Эксмо, Яуза, 2008. — 448 с. — (Война и мы). 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-26236-6.

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.