Норильское восстание

Норильское восстание — восстание заключённых Горлага (Норильск) летом 1953 года. По документам лагерной администрации, советской прокуратуры и суда события проходили сначала как «антисоветское вооружённое контрреволюционное восстание», затем как «массовое неповиновение заключённых лагадминистрации».

Норильское восстание заключённых
Дата 26 мая4 августа 1953
Место Горлаг
Итог Подавление восстания.
Противники

Заключённые Горлага[1]

МВД СССР
Советская Армия

Командующие

Главы комитетов:
1 л/о П. А. Френкель,
 нач. шт. М.И. Измайлов
2 л/о ?
3 л/о Б. А. Шамаев,
    зам. И. Е. Воробьёв
4 л/о Е. С. Грицяк
5 л/о П. М. Фильнев
6 л/о А. М. Зеленская

Члены комиссии МВД[2]:
полк. М. В. Кузнецов
ген.-л. А. С. Сироткин
полк. А. И. Киселёв
полк. Г. И. Громов
полк. Ф. А. Теплов
полк. В. В. Михайлов
подполк. В. П. Краюхин
майор А. С. Богданов
полк. И. Г. Зверев
подп. Поленов
ген.-м. В. С. Царёв
ген.-м. И. П. Семёнов
подп. В. Н. Дурышин

Силы сторон

16 378 человек

нет данных

Потери

Оценка заключённых:
1000 человек убито и ранено

Правительственная оценка: нет данных

    Это самое продолжительное и массовое выступление заключённых в истории ГУЛага. С 26 мая по 4 августа волнения происходили во всех шести отделениях Горлага. К концу восстания Горлаг поддержали и два лаготделения ИТЛ «Норильлаг». По данным архивов, число одновременно бастующих доходило до 16 378 человек. Существенно то, что забастовка началась до ареста Лаврентия Берии, а её подавление совпало с известием о его аресте. После этого 3-е лаг. отделение бастовало ещё 3 недели, так как комиссия ГУЛага, действовавшая от имени Берии и занятая подготовкой подавления, срочно вернулась в Москву[3].

    Предпосылки

    Предпосылками к восстанию стало прибытие в Горлаг этапов с заключёнными, уже имевшими опыт участия в лагерных волнениях 1952 года, а также смерть Сталина (5 марта 1953 года) и то, что последовавшая за нею амнистия распространилась только на уголовников и заключённых с малыми сроками, процент которых в Горлаге был невелик. Большое количество заключённых были политическими. Беспорядки были спровоцированы младшим сержантом 78-го отдельного отряда ВОХР Горлага Дятловым, который вечером 26 мая "без всякого основания открыл автоматную стрельбу по заключённым, находящимся в жилой зоне 5-го лаготделения" и ранил 7 человек: Климчука (позднее скончался от ран), Медведева, Коржева, Надейко, Уварова, Юркевича и Кузнецова[4]. 24 июня 1953 года Комиссия МВД, расследовавшая применение оружия, рекомендовала привлечь Дятлова к уголовной ответственности[5].

    Примерно одновременно (22 июля — 1 августа 1953 года) аналогичные события происходили в Воркуте в Особом лагере № 6 «Речлаг». События в Воркуте тоже вошли в историю как Воркутинское восстание.

    Требования заключённых

    Поскольку администрация лагеря не пользовалась у заключённых доверием, лагерники требовали московской правительственной комиссии. В том, что комиссия из Москвы прилетит, сомнений не было. Заключённые решили до приезда комиссии не выходить на работу и готовить перечень своих требований. Они выдвинули три экономических требования:

    1. Сокращение 10—12-часового рабочего дня до 7—8-часового;
    2. Выплата заработанных денег (половину на лицевой счёт, половину на руки);
    3. Улучшение бытовых условий, медицинского обслуживания и культурно-воспитательной работы.

    Помимо этого, заключённые потребовали выполнить следующие условия:

    1. Пересмотреть дела политзаключённых (основное требование);
    2. Наказать виновников произвола — работников МВД/МГБ;
    3. Отменить ношение номеров на одежде;
    4. Снять с окон бараков решётки и с дверей замки;
    5. Не ограничивать переписку с родными двумя письмами в год;
    6. Отпустить из лагерей инвалидов;
    7. Вывезти на родину иностранцев;
    8. Смягчить наказания за нарушение режима;
    9. Гарантировать безопасность делегатам лагерников, ведущим переговоры с комиссиями МВД.

    В выступлениях принимали участие практически все категории заключённых. В мятежных лагерях создавались органы самоуправления часто по принципу представительства разных национальных групп заключённых[6][7].

    Руководители комитетов восставших: 1-м лаготделении П. А. Френкель, М. А. Измайлов (начальник штаба), в 3-м (каторжанском) лаготделении — Борис Шамаев, в 4-м — Евген Грицяк, 5-м — П. М. Фильнев, 6-м (женском) — А. М. Зеленская. Во втором лаготделении забастовка была очень короткой, избрали забастовочный комитет, но ночью зону разделила охрана, комитет арестовали и забастовка прекратилась. Имена членов комитета во 2-м лаготделении пока остаются неизвестными[8].

    Итоги

    По данным зампрокурора Норильлага Павловского, участвовавшего в расследовании обстоятельств восстания, в его ходе было убито около 100 человек и ранено более 200. Согласно записи в кладбищенской книге Норильска за 1953 год, летом в общей могиле захоронены безымянными 150 человек. Руководителей сопротивления и активистов лагерного самоуправления поместили в центральный ШИЗО, прозванный заключёнными «мясокомбинатом»[9].

    Спустя несколько месяцев Горлаг был закрыт, через год было закрыто и Главное управление лагерей (ГУЛаг).

    Условия содержания значительно смягчились.

    В произведениях искусства

    • х/ф «Наш бронепоезд» (1988) — ветеран Великой Отечественной войны, бывший лагерный охранник Николай Кузнецов (участвовавший в этих событиях) случайно встречается с одним из бывших заключённых.
    • Финал в романа Виктора Ремизова "Вечная мерзлота", 2020, разворачивается во время Норильского восстания. Один из главных героев зека, бывший геолог, а ныне фельдшер Георгий Николаевич Горчаков спасает раненных во время восстания в Норильске. У него на глазах умирает его старый знакомый, полковник Красной армии, зека Кошкин. В это время жена Горчакова Ася рожает дочь в больнице, у которой разбирают крышу, в разрушаемом посёлке Ермаково, где прекращена 503-я стройка. В финале Ася с новорожденной девочкой и старшим сыном снова едут по Енисею, чтобы в очередной раз найти (или не найти) Горчакова.

    См. также

    Примечания

    1. Копия рисунка Ольги Борисенко на обложке воспоминаний Евгена Грицяка "Норильске повстання" Львів. 2004, рисунок авторизован Е. Грицяком
    2. История Сталинского ГУЛАГа. Восстания, бунты и забастовки заключенных. Т. 6. М.: РОССПЭН. С. 386-387.
    3. Текст экспозиции в Музее имени А. Д. Сахарова (Москва)
    4. История Сталинского ГУЛАГа. Восстания, бунты и забастовки заключенных. Т. 6. М.: РОССПЭН. C. 320-321.
    5. История Сталинского ГУЛАГа. Восстания, бунты и забастовки заключенных. Т. 6. М.: РОССПЭН. C. 348-349.
    6. Макарова А. Б., Норильское восстание // «Воля», журнал узников тоталитарных систем 1993, № 1, с. 68-108
    7. Газета «Ситуация», № 25 январь 2009, http://avtonom.org/files/situazion/situazion25.pdf
    8. Пихлак Арно-Томас. «Наконец 23 апреля 1958 года я высвободился из сетей КГБ, в которых находился 16 лет и 10 месяцев — с 14-летнего возраста». // О времени, о Норильске, о себе…, кн. 6, Москва, 2005, с. 593.
    9. Норильский завет (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.