Заключённый

Заключённый (ЗК, «ЗэКа», «зэк») — лицо, подвергнутое аресту в порядке меры пресечения, человек, лишённый свободы по приговору суда и отбывающий наказание в специальном учреждении — колонии, следственном изоляторе, тюрьме и тому подобное.

Арестанты на дворе посёлка тюремного ведомства версты 165-й в ожидании поверки перед выходом на работу. Постройка западной части Амурской железной дороги, 1908 — 1913. Альбом гравюр с фотографических снимков линии. Исполнено в художественной мастерской товарищества Образование в Москве.
Ван Гог «Прогулка заключённых».
Реклама продукции и работ заключённых, 1927 год

В современном законодательстве этот термин соотносится лишь с лицами, заключёнными под стражу / содержащимися под стражей (подозреваемыми и обвиняемыми). Лица, отбывающие по приговору суда уголовное наказание, являются осуждёнными.

Термин «зэк» происходит от обозначения «з/к» - сокращения от «заключённый каналоармеец» при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Термин вошёл в русскую литературу после того, как многие писатели и поэты, прошедшие через ГУЛаг, описали свои наблюдения и ощущения в романах, эссе, заметках, стихах, поэмах. Зэком называют не только того, кто в данный момент находится в заключении, но и того, кто был в заключении; особенно тех, кто понёс наказание незаслуженно. Большинство таких зэков реабилитировано после распада СССР.

K зекам относят также жертв карательной психиатрии.

Происхождение слова «зэк»

Зек / Зэк / Зэка́ (мн. ч. зэ́ки) — название узников тюрем и лагерей в СССР. Происходит от обозначения «з/к», использовавшегося в официальных документах в период с конца 1920-х по конец 1950-х годов. Этимологически восходит к сокращению от «заключённый красноармеец», впервые появившемуся во время опытов Л. Д. Троцкого по созданию трудармий в послевоенной стране. Позже, ввиду неполиткорректности расшифровки, признанной позорящей Красную Армию, было изменено на «заключённый каналоармеец» во время строительства Беломорско-Балтийского канала по инициативе А. И. Микояна[1].

Л. И. Коган обогатил советский «новояз» придуманным им словом зэк, что расшифровывается как «заключённый каналоармеец». В официальных документах использовалось сокращение з/к (множественное число — з/к з/к). В устной речи термин «зэк» применялся ко всем заключённым вообще, так же, как термин «вертухай» применялся не только к войскам, охранявшим заключённых, но к любым представителям репрессивного аппарата[2]. В марте 1932 года во время посещения Беломорстроя кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) А. И. Микояном Коган сказал ему о заключённых:

«Товарищ Микоян, как их называть? (…) Вот я придумал слово — „каналоармеец“. Как вы смотрите?
 — Что ж, это правильно. Они у вас каналоармейцы, — согласился Микоян»[3].

С тех пор неологизм «зэк» получил известность:

Слушай, Волга-река!
Если рядом с з/к
Днём и ночью на стройке чекисты
Это значит — рука
У рабочих крепка,
Значит, в ОГПУ — коммунисты![4]

Обмен заключёнными

Существует международная практика обмена заключёнными или их передачи другим государствам и странам (обычно государствам и странам, гражданами которых они являются).

Так, в 1976 году состоялся обмен между Чили и СССР — генерального секретаря ЦК Компартии Чили Луиса Корвалана обменяли на советского диссидента Владимира Буковского (, , , ).

В 1960-е годы сбитого над СССР пилота американского самолёта-разведчика Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

В 2000-е годы Катар передал России двух российских граждан, отбывавших пожизненное заключение за убийство Зелимхана Яндарбиева. Тогда же Ливия передала Болгарии группу болгарских медсестёр и палестинского врача, осуждённых на смертную казнь за якобы заражение ВИЧ-инфекцией нескольких сот ливийских детей.

Использование заключённых для охраны других заключённых

В военизированной охране ГУЛАГа, в ряде лагерей, использовались в качестве стрелков зарекомендовавшие себя заключённые (бывшие сотрудники ОГПУ-НКВД, милиции, военнослужащие), которых называли самоохраной или самонадзором. На 1 января 1939 г. количество таких стрелков достигало 25 тыс. человек, к началу 1940 г. — до 12.115 человек.

Привлечь их на свою сторону НКВД мог, только пообещав определённые льготы за хорошую работу. Заключённые самоохраны проживали в отдельных бараках в улучшенных жилищно-бытовых условиях. Они обеспечивались в первую очередь постельными принадлежностями, обмундированием, зачислялись на все виды довольствия. Им выделяли отдельные столы в общей столовой. Питание для этой категории заключённых устанавливалось в одинаковой степени с работающими на производстве и выполняющими норму осуждёнными. В послевоенный период периодически издавались приказы, запрещавшие использовать заключённых в охране ИТЛ. Однако нехватка кадров военизированной охраны вынуждала администрацию лагерей использовать заключённых в качестве стрелков самоохраны на всём протяжении существования ГУЛАГа[5][6]

…самоохранники были озлоблены к своим товарищам, ловили формальный повод и застреливали. Причём в Парме, штрафной командировке Ныроблага, сидела только Пятьдесят Восьмая и самоохрана была из Пятьдесят Восьмой! Политические…[7]

Заключённые в массовой культуре

Заключённым посвящено множество произведений русского фольклора[8].

Любопытные факты

24 июля 2018 года в Магадане в возрасте 89 лет скончался последний политический заключённый сталинских лагерей В. И. Ковалёв[9]. Кончина Ковалёва привлекла внимание мировой прессы[10].

См. также

Примечания

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.