Марк Туллий Цицерон Младший

Марк Ту́ллий Цицеро́н Мла́дший (лат. Marcus Tullius Cicerō Minor; родился в 65 году до н. э., Рим, Римская республика — умер после 23 года до н. э.) — римский военачальник и политический деятель, консул-суффект 30 года до н. э., сын оратора Марка Туллия Цицерона. Упоминается во многих письмах отца. Формально достиг совершеннолетия в 49 году до н. э. В ранней юности был убеждённым помпеянцем, принимал участие в войне Гнея Помпея Великого с Гаем Юлием Цезарем в качестве кавалерийского офицера. После битвы при Фарсале был помилован Цезарем. В 44 году до н. э. примкнул к Марку Юнию Бруту, командовал кавалерией, сражался при Филиппах, позже нашёл убежище в Сицилии у Секста Помпея Магна. В 39 году до н. э. вернулся в Рим и стал сторонником Октавиана. В качестве консула-суффекта стал коллегой Октавиана и поддержал его против Марка Антония. Позже управлял провинциями Сирия и Азия. О времени смерти Марка Туллия и о его семье ничего не известно.

Марк Туллий Цицерон Младший
лат. Marcus Tullius Cicerō Minor
избран после 39 года до н. э.
консул Римской республики
30 год до н. э.
27—25 годы до н. э. (предположительно)
23 год до н. э. (предположительно)

Рождение 65 до н. э.(-065)
Рим, Римская республика
Смерть после 23 года до н. э.
  • неизвестно
Род Туллии
Отец Марк Туллий Цицерон
Мать Теренция

Биография

Происхождение

Род Туллиев принадлежал к муниципальной аристократии, и до начала I века до н. э. его представители жили в землях вольсков на юге Лация, в городе Арпин, жители которого обладали римским гражданством со 188 года до н. э.[1] Туллии, носившие когномен Цицерон (согласно Плутарху, от слова «горох», лат. Cicero[2]), были состоятельными людьми и принадлежали к римскому всадничеству[3]. Отец Марка, носивший тот же преномен, перебрался в Рим, где смог сделать политическую карьеру благодаря своим способностям оратора. В 63 году до н. э. он занимал должность консула, и благодаря этому обстоятельству его семья вошла в состав римского нобилитета. Марк-старший был женат на знатной и богатой матроне Теренции; помимо сына, у него ещё была дочь, трижды выходившая замуж — за Гая Кальпурния Пизона Фруги, Фурия Крассипеда, Публия Корнелия Долабеллу[4].

Ранние годы

Сохранился текст письма, в котором Цицерон-старший сообщил о рождении сына своему другу Титу Помпонию Аттику: «Знай, что у меня при­бав­ле­ние: сынок; Терен­ция здо­ро­ва…»[5]. Послание датировано консулатом Луция Юлия Цезаря и Гая Марция Фигула, то есть 64 годом до н. э., но эта дата не сочетается с другими событиями, упомянутыми в тексте. Соответственно, в историографии существуют гипотезы о том, что счастливый отец указал консулов-десигнатов, избранных, но ещё не вступивших в должность, либо что упоминание магистратов — вставка, сделанная переписчиком одной из последующих эпох. Предполагаемая дата рождения Марка Туллия Цицерона Младшего — позднее лето 65 года до н. э[6][7]. (после 17 июля[8]).

Марк стал вторым и последним ребёнком в семье после Туллии, которая была старше на 13 или 14 лет. В 58 году до н. э. Цицерону-отцу пришлось уйти в изгнание из-за нападок народного трибуна Публия Клодия, и его близким в связи с этим многое пришлось перенести[6]. Сам изгнанник утверждал позже, что Клодий «истерзал» его детей и жену[9], что Марка-младшего и Туллию «искали, чтобы убить их»[10]. Существование планов убийства не подтверждается другими источниками, но точно известно, что дом Цицерона был разрушен клодианцами. Теренции с детьми пришлось переехать к сестре, Фабии[11].

В 57 году до н. э. Марк-старший вернулся в родной город. В речи к народному собранию он упоминает сына как малолетнего, filius parvus[12]. В 56 году до н. э. Марк-младший начал получать домашнее образование в компании двоюродного брата Квинта, который был старше примерно на год. Занятия вёл ритор Пэоний, а иногда с детьми занимался Марк-отец; известно, что, например, в конце октября 54 года до н. э. Цицерон увёз сына и племянника в своё имение под Тускулом специально ради учёбы. Будучи не вполне доволен Пэонием и придавая большое значение риторике, он составил для детей краткое учебное пособие по этому предмету в вопросах и ответах. Цицерону удалось заполучить в учителя Марка Помпония Дионисия — учёного вольноотпущенника Аттика. Марк-младший и Квинт учились неплохо, но первому явно не хватало прилежания[13]. «Мальчики Цицероны любят друг друга, упражняются, — написал Марк-отец Аттику 24 февраля 50 года до н. э., — но, как говорит Исократ об Эфо­ре и Фео­пом­пе, один из них нуждается в узде, другой в шпорах»[14].

В 51 году до н. э., когда Марк-старший был назначен наместником Киликии, вместе с ним в эту провинцию отправились сын, брат и племянник. Чтобы детям не пришлось проводить жаркое лето в военном лагере, Цицерон отправил их в Галатию, к местному правителю Дейотару. Позже, в сентябре 51 года до н. э., он был готов отослать их на Родос, «если понадобится»[15]. Известно, что в декабре Марк и Квинт Младшие находились в Лаодикее во Фригии, а в январе следующего года туда же приехал Марк Старший. По истечении срока наместничества Цицероны отправились в Рим через Родос, Эфес и Левкаду; 25 ноября 50 года до н. э. они сошли с корабля в Брундизии[16][17].

Вскоре в Италии началась гражданская война между Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем Великим. Старшие Цицероны вместе с сенатским большинством встали на сторону Помпея. В этот период их очень беспокоила судьба юных сыновей: Марк в письме Аттику от 21 января признался, что его «часто мучит сострадание к мальчикам»[18], а на следующий день сообщил, что иногда думает отослать сына с племянником в Грецию, подальше от театра боевых действий[19][20]. На какое-то время этот план остался неосуществимым[16].

Начало взрослой жизни

30 или 31 марта 49 года до н. э. в Арпине Марк Цицерон Старший провёл обряд облачения сына в toga virilis, что символизировало совершеннолетие[21]. Это произошло, по-видимому, раньше обычного: в Риме считалось, что взрослая жизнь начинается в 16 — 17 лет. Начало года Марк-младший провёл главным образом в семейных имениях под Формиями и Кумами, под опекой Теренции. И он, и его кузен очень интересовались политикой, причём Квинт сочувствовал делу Цезаря, а Марк был убеждённым помпеянцем (возможно, под влиянием матери) и даже оказывал влияние на отца, видевшего в Помпее всего лишь меньшее из двух зол. 9 июня оба Марка отплыли из Гаэты в Диррахий, а позже присоединились к армии Помпея[22]. Цицерон-младший возглавил кавалерийское подразделение[23][24]. По словам отца, он «заслужил великую похвалу и от этого великого мужа [Помпея], и от войска за свою верховую езду, метание копья и выносливость во всех лишениях, связанных с войной»[25]; в то же время эпитоматор Тита Ливия называет Марка-младшего «мужем, менее всего рождённым для войны»[26]

Военные заслуги Марка утратили своё значение после разгрома помпеянцев при Фарсале (август 48 года до н. э.). Теперь Цицероны были вынуждены прибегнуть к милосердию Цезаря. Оба Марка долго находились в Брундизии в состоянии неопределённости: им не разрешали вернуться в Рим и ничего не говорили об их дальнейшей судьбе. Известно, что в мае 47 года до н. э. Цицерон-старший хотел отправить сына к Гаю Юлию с просьбой внести, наконец, ясность, однако эта идея не была реализована, так как Цезарь надолго задержался в Александрии. Осенью того же года Цицероны получили, наконец, полное помилование и вернулись в столицу[27].

В 46 году до н. э. Марк-отец добился для сына и племянника должностей эдила в Арпине. По-видимому, это было простой формальностью, и исполнять должностные обязанности им не пришлось. В жизни Марка-младшего в это время произошли серьёзные изменения: его родители развелись, а в феврале 45 года до н. э. умерла сестра. Марк решил вместе с кузеном Квинтом поддержать Цезаря, чтобы занять достойное место в его окружении. Он хотел принять участие в испанском походе, но отец, узнав об этом, постарался его отговорить[28][29]. В результате Квинт отправился на войну, а Марк остался дома, потеряв, таким образом, своего товарища по играм и учёбе[27].

На Балканах

В начале 45 года до н. э. Цицерон уже вёл самостоятельную жизнь, снимая в Риме отдельное жильё (отец, уговаривая его не вступать в армию Цезаря, пообещал назначить содержание[28]). Вскоре Марк уехал в Афины, чтобы там продолжить учёбу — в частности, изучение философии. Как представитель нобилитета и наследник отцовской славы Марк должен был нести в поездке серьёзные расходы, и родители предоставили ему доходы от семейной недвижимости на Аргилете и Авентине. Хлопоты в связи с переводом денег из Рима взял на себя Аттик[27].

Цицерон выехал из Рима в конце марта 45 года до н. э. в компании вольноотпущенников Луция Туллия Монтана и Марка Туллия Марциана. В Афинах он посещал занятия перипатетика Кратиппа, с которым вскоре подружился. Сохранилось письмо Марка отцовскому либертину Тирону с описанием этой дружбы. «С Кратиппом я, — говорится в послании, — связан теснейшим образом — не как ученик, а как сын; ведь я и охотно слушаю его и меня чрезвычайно привлекает его личное обаяние. Я провожу с ним целые дни, а нередко часть ночи; ведь я упрашиваю его обедать со мной возможно чаще. После того как установилось это обыкновение, он часто заходит неожиданно для нас во время обеда и, отбросив строгость философии, добродушнейше шутит с нами»[30]. Цицерон со своей стороны был вхож в дом стратега Герода. Когда до Марка-старшего начали доходить известия о том, что сын несерьёзно относится к учёбе и предаётся удовольствиям (в частности, «сладострастию и пьянству»[31]), он на время прекратил денежные выплаты, а позже приказал своему финансисту выдавать Марку-младшему только небольшие суммы. Цицерон вскоре взялся за ум[32]. В том же письме Тирону он вспоминает (в августе или начале сентября 44 года до н. э.): «заблуждения, свойственные моему возрасту, причинили мне столь сильную скорбь и мучение, что не только душа питает отвращение к поступкам, но даже слух — к напоминанию»[33].

После убийства Цезаря в марте 44 года до н. э. Марк-старший хотел тоже уехать в Афины. Однако он был слишком занят политикой и литературой (в частности, работой над трактатом «Об обязанностях», который посвятил сыну[34]), а потому остался в Италии. Марк-младший в конце 44 года до н. э. присоединился к Марку Юнию Бруту — одному из убийц Цезаря, собиравшему армию в Македонии[35]. Он снова стал кавалерийским офицером[36]; по словам Плутарха, Брут «часто давал ему разного рода поручения, которые молодой Цицерон с успехом исполнял»[37]. Известно, что в начале 43 года к Марку перешёл легион Луция Пизона, входивший в состав армии цезарианца Марка Антония. Позже Цицерон отличился в боях под Биллидой в Иллирии, где ему противостоял Гай Антоний[38][39].

В начале мая 43 года до н. э. Цицерон-старший решил добиваться для отсутствующего сына избрания в жреческую коллегию понтификов. Брут дал кандидату отпуск, чтобы тот поехал в столицу. Цицерон-отец предпочёл бы, чтобы сын находился в армии, а потому добился переноса выборов на следующий год, но его сын не узнал об этом вовремя и приехал в Рим в конце июня. Тем временем цезарианская партия объединилась для войны с убийцами Цезаря. В ноябре 43 года до н. э. члены второго триумвирата Октавиан (приёмный сын Гая Юлия), Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид совместно составили проскрипционные списки; людей, чьи имена туда попали, можно было убить без суда и следствия, причём государство выдавало за это награды. В первом же списке оказались имена всех четырёх Цицеронов. Марк-младший по приказу отца немедленно уехал на Балканы и вернулся в армию Брута, а Цицерон-отец и оба Квинта вскоре были убиты[40][41].

Марк в ноябре 42 года до н. э. сражался в решающей битве при Филиппах. Республиканцы были разгромлены, но Цицерон смог спастись бегством и присоединился к Гаю Кассию Пармскому, который крейсировал во главе эскадры у берегов Азии[42]. Позже он отправился вместе с Кассием в Сицилию, где Секст Помпей Магн (сын Гнея) принимал с радушием всех беглецов[38][40]. Аппиан уточняет, что у Секста Цицерон «пользовался уважением, исполняя должности военачальника»[43].

Карьера

Цицерон находился в Сицилии до 39 года до н. э. После заключения Мизенского договора он смог вернуться в Рим, где был окружён уважением и почётом. Октавиан сделал Марка членом одной из жреческих коллегий (либо понтификом, либо авгуром[44]), а в 30 году до н. э. — своим коллегой в качестве консула-суффекта на период с 13 сентября по 1 ноября. Луций Анней Сенека констатирует, что этой высокой должностью Цицерон был обязан исключительно памяти об отце[40].

Именно в 30 году до н. э. закончилась победой война Октавиана с Марком Антонием. Марк продемонстрировал во время этого конфликта личную преданность Октавиану; именно он прочёл перед народом сообщение о гибели Антония и положил письмо на трибуну — на то самое место, где за 13 лет до того лежали отрубленная голова и правая рука его отца. По инициативе Цицерона были приняты постановления о демонтаже всех статуй Антония и о запрете членам его рода носить преномен Марк[45][46]. «Так завершить возмездие над Антонием божество предоставило дому Цицерона», — написал Плутарх[45].

После консулата Цицерон получил должность наместника Сирии с полномочиями легата, то есть носителя империя Октавиана. По-видимому, Цицерон занимал этот пост в 27—25 годах до н. э., сразу после раздела Сирии на сенатскую и императорскую провинции. Позже (возможно, в 23 году до н. э.) он был проконсулом Азии[47].

Когда закончилась жизнь Цицерона, неизвестно. В сохранившихся источниках нет данных и о семье Марка Туллия: остаётся неясным, был ли он последним из Цицеронов или оставил потомков[48].

Оценки личности и деятельности

Немецкий антиковед Р. Ганслик констатирует, что Марк Туллий Цицерон Младший был совсем не таким человеком, как его отец (это показывает, в частности, история о склонности Марка к пьянству во времена учёбы). При этом Цицерон явно рассматривался современниками как сын своего отца. Сравнение было не в его пользу, но он всё же смог достичь высших должностей[48].

Примечания

  1. Грималь, 1991, с. 40—41; 45.
  2. Плутарх, 1994, Цицерон, 1.
  3. Грималь, 1991, с. 46—47.
  4. Белкин, 2013.
  5. Цицерон, 2010, К Аттику, I, 2, 1.
  6. Hanslik, 1948, s. 1281.
  7. Грималь, 1991, с. 167.
  8. Цицерон, 2010, К Аттику, I, 2.
  9. Цицерон, 1993, В защиту Милона, 87.
  10. Цицерон, 1993, В защиту Сестия, 54.
  11. Цицерон, 1993, В защиту Сестия, прим. 98.
  12. Цицерон, 1993, Речь к народу по возвращении из изгнания, 8.
  13. Hanslik, 1948, s. 1281—1282.
  14. Цицерон, 2010, К Аттику, VI, 1, 12.
  15. Цицерон, 2010, К Аттику, V, 18, 4.
  16. Hanslik, 1948, s. 1282.
  17. Грималь, 1991, с. 334—336.
  18. Цицерон, 2010, К Аттику, VII, 12, 3.
  19. Цицерон, 2010, К Аттику, VII, 13, 3.
  20. Грималь, 1991, с. 340.
  21. Грималь, 1991, с. 52.
  22. Грималь, 1991, с. 353—354.
  23. Hanslik, 1948, s. 1282—1283.
  24. Broughton, 1952, p. 284.
  25. Цицерон, 1974, Об обязанностях, II, 45.
  26. Тит Ливий, 1994, Периоха, 111.
  27. Hanslik, 1948, s. 1283.
  28. Цицерон, 2010, К Аттику, XII, 7, 1.
  29. Грималь, 1991, с. 390.
  30. Цицерон, 2010, К близким, XVI, 21, 3.
  31. Плутарх, 1994, Цицерон, 24.
  32. Hanslik, 1948, s. 1284.
  33. Цицерон, 2010, К близким, XVI, 21, 2.
  34. Грималь, 1991, с. 379.
  35. Грималь, 1991, с. 461.
  36. Broughton, 1952, p. 356.
  37. Плутарх, 1994, Цицерон, 45.
  38. Плутарх, 1994, Брут, 26.
  39. Hanslik, 1948, s. 1284—1285.
  40. Hanslik, 1948, s. 1285.
  41. Утченко, 1972, с. 350—352.
  42. Аппиан, 2002, XVII, 2.
  43. Аппиан, 2002, XVI, 51.
  44. Broughton, 1952, p. 426.
  45. Плутарх, 1994, Цицерон, 49.
  46. Грималь, 1991, с. 487—488.
  47. Hanslik, 1948, s. 1285—1286.
  48. Hanslik, 1948, s. 1286.

Литература

Источники

  1. Аппиан Александрийский. Римская история. М.: Ладомир, 2002. — 878 с. — ISBN 5-86218-174-1.
  2. Тит Ливий. История Рима от основания города. М.: Наука), 1994. — Т. 3. — 768 с. — ISBN 5-02-008995-8.
  3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Наука, 1994. — ISBN 5-02-011570-3, 5-02-011568-1.
  4. Марк Туллий Цицерон. Об обязанностях // О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1974. — С. 58—158.
  5. Марк Туллий Цицерон. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. СПб.: Наука, 2010. — ISBN 978-5-02-025247-9,978-5-02-025244-8.
  6. Марк Туллий Цицерон. Речи. М.: Наука, 1993. — ISBN 5-02-011168-6.

Исследования

  1. Белкин М. Смерть и бессмертие Туллии, дочери Цицерона // Мнемон. — 2013. № 12. С. 337—345.
  2. Грималь П. Цицерон. М.: Молодая гвардия, 1991. — 544 с. — ISBN 5-235-01060-4.
  3. Утченко С. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1972. — 390 с.
  4. Broughton R. Magistrates of the Roman Republic. — New York, 1952. — Vol. II. — P. 558.
  5. Hanslik R. Tullius 30 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttg. : J.B. Metzler, 1948. — Bd. II, 14. — Kol. 1281—1286.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.