Культура шаровидных амфор

Культура шаровидных амфор — археологическая культура, существовавшая в период около 32002800 годов до н. э. Занимала большую часть территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. На юге и западе соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке с нарвской культурой. Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой — шаровидными сосудами с 2—4 ручками.

Культура шаровидных амфор
Энеолит
Локализация восточная Германия, Польша, Белоруссия, западная Украина
Датировка 3400—2800 гг. до н. э.
Исследователи Густаф Коссинна
Преемственность
Воронковидных кубков

Майкопская культура

Боевых топоров
 Медиафайлы на Викискладе
Типичная шаровидная амфора. Из раскопок в Пятра-Нямц

Распространение

Наиболее ранние поселения найдены на территории Белоруссии[1]. Культура локализуется от бассейна Эльбы на западе до Вислы на востоке, распространяется на юг до середины Днестра и на восток до Днепра. Шаровидные амфоры, как заимствование соседними культурами, встречаются на гораздо более широкой территории, достигая Осетии[2]. К западу от Эльбы несколько шаровидных амфор найдено в мегалитических погребениях. Находки, связанные с культурой шаровидных амфор, в степной зоне Украины и России, обычно связываются с поздним этапом её распространения около 29502350 годов до н. э. из центра в Волыни и Подолье.

При помощи типологического анализа польские археологи выделили следующие локальные группы этой культуры: западную, распространенную в восточной части Германии и Чехии, среднюю, или польскую, охватывающую территорию современной Польши (правобережье Одры было районом взаимного проникновения западной и средней групп) и восточную, к которой относятся памятники, известные в пределах Украины и Белоруссии.

В каждой из групп выделены ещё локальные варианты: в западной — брандербуский, среднегерманский и чешский; в средней — куявско-великопольский, поморско-прусский, мазовецко-подляский и восточнолюблинский; в восточной — западноволынский, восточноволынский и подольско-молдавский.[3]

Хозяйство

Экономика была основана на выращивании различных животных, причём на ранней стадии преобладали свиньи, в отличие от культуры воронковидных кубков, отдававшей предпочтение крупному рогатому скоту. Поселения — редкие, удалённые друг от друга, и обычно в них обнаруживаются только фундаментные ямы. Более-менее идентифицируемые останки домов до сих пор не обнаружены. Предполагается, что некоторые из поселений были населены не круглый год или были временными.

Погребения

Для западной локальной группы характерны грунтовые погребения, костяки лежат в массивных гробницах, сложенных из массивных кусков камня или плит. Известны также гробницы, построенные из небольших необработанных кусков камня, погребения под каменными монолитами и грунтовые захоронения без каменной конструкции. В отдельных погребениях встречаются от 1 до 3 захоронений. Нередко погребения культуры шаровидных амфор являются впускными в насыпях более ранних мегалитических погребений и курганов. В ряде местностей были открыты погребения домашних животных — в основном крупного рогатого скота. В некоторых из них, залегавших в грунтовых ямах или под каменной вымосткой, находилось до 5 особей, которым сопутствовал погребальный инвентарь культуры шаровидных амфор (1—7 сосудов). На черепах животных отмечены круглые пробоины, вероятно, нанесенные костяными остриями, найденными также возле костяков. В отдельных погребениях между костяками коров находились кости свиньи.[3]

Погребения средней группы разнообразны по своему типу: это грунтовые и подкурганные захоронения в гробницах, сложенных из каменных плит, блоков или кусков камня, погребения под каменными монолитами и грунтовые захоронения без каменных конструкций. Во всех случаях засвидетельствован обряд трупоположения, хотя на костяках нередко отмечены следы огня. В отдельных погребениях находятся от 1 до 10 в большинстве случаев скорченных костяков. В некоторых гробницах покойники были погребены в сидячем положении, в других — тела погребенных были расчленены. Инвентарь состоит из керамики, кремнёвых и костяных орудий (в основном топоров и долото), янтарных и костяных украшений и костей животных (свиньи, коровы, овцы, козы), а в некоторых гробницах находились целые костяки погребённых животных. Известны также погребения животных — коров, коз, реже свиней, а в одном случае коня. Эти захоронения обычно сопутствуют человеческим и находятся в грунтовых ямах на небольшом расстоянии от гробницы. Рядом с костяками животных встречается сопутствующий им инвентарь и заостренные костяные орудия, которыми они, вероятно, были умерщвлены.[4]

Интерпретация

Помещение в могилы животных М. Гимбутас рассматривает как устойчивый культурный элемент, полученный от носителей Майкопской культуры. Практика сати, наличие которого предполагала Гимбутас, также рассматривается как очень устойчивый культурный элемент. Сторонники Гимбутас и её курганной гипотезы указывают на эту отличительную погребальную практику и считают, что данная культура представляет собой вторую волну миграции в Европу индоевропейцев.

В советской и польской археологии ещё в середине XX века считалось, что племена шаровидных амфоp были предками не только славян, но и германцев и балтийцев без каких-либо заметных внутренних границ междy ними. Другая точка зрения — что культура шаровидных амфор ассоциируется скорее с одной из групп «кентумных» языков (кельты, италики, венеты или иллирийцы).

Палеогенетика

У двух обитателей кургана в районе Ягодно на окраине Вроцлава, живших 2800 лет до н. э., с очень высокой вероятностью обнаружены: NO.1 — Y-хромосомная гаплогруппа G; NO.2 — одна из трёх Y-хромосомных гаплогрупп — J, I или E. Однако, относятся ли они к неолитической культуре шаровидных амфор или к раннему этапу культуры шнуровой керамики пока неясно[5]. У двух представителей культуры шаровидных амфор из польского местонахождения Kowal (Kuyavia region), живших в 2850—2570 годах до н. э., определены митохондриальные гаплогруппы K и K2a[6][7]. Также определены Y-хромосомные гаплогруппы I2, I2a2a, I2a2a1b, I2a2a1b2 и митохондриальные гаплогруппы H1b, H28, J1c, J1c3, K1b1a1, T2b (Илятка, Хмельницкая область, Украина), U5b1d1, U5b2b1, W5 (Kierzkowo)[8]. У всех образцов из польского Кошице определена только Y-хромосомная гаплогруппа I2a2a1b2a-L801 и митохондриальные гаплогруппы T, K, J, H[9]. У образца I2405 (Poland_Globular_Amphora, 5132 л. н., определили Y-хромосомную гаплогруппу I2a1b1-Y3259 и митохондриальную гаплогруппу W5, у образца I2435 (Poland_Globular_Amphora_brother.I2407_son.I2433_son.I2440, 4950 л. н.) определили Y-хромосомную гаплогруппу I2a1b1-Y3259 и митохондриальную гаплогруппу H28a, у образца I2407 (Poland_Globular_Amphora_brother.I2435_son.I2433_son.I2440, 4955 л. н.) определили Y-хромосомную гаплогруппу F и митохондриальную гаплогруппу H28a[10].

Примечания

  1. Кузьмин А. Г. Из предыстории народов Европы
  2. Николаева Н. А. Культура шаровидных амфор на территории Северной Осетии (недоступная ссылка)
  3. Свешников, 1983, с. 8.
  4. Свешников, 1983, с. 9.
  5. Bohdan Gworys et al. Assessment of late Neolithic pastoralist’s life conditions from the Wroclaw-Jagodno site (SW Poland) on the basis of physiological stress markers, 2013.
  6. Kozlowski T. et al. (2014), Osteological, chemical and genetic analyses of the human skeleton from a Neolithic site representing the Globular Amphora Culture (Kowal, Kuyavia region, Poland), Anthropologie, vol. 52, no. 1, pp. 91-111.
  7. Witas H. W. et al. (2015), Hunting for the LCT-13910T Allele between the Middle Neolithic and the Middle Ages suggests its absence in dairying LBK people entering the Kuyavia region in the 8th millennium BP, PLoS ONE, 10(4): e0122384.
  8. Iain Mathieson et al. The Genomic History Of Southeastern Europe, 2017
  9. Hannes Schroeder et al. Unraveling ancestry, kinship, and violence in a Late Neolithic mass grave, March 25, 2019
  10. Nick Patterson et al. Large-scale migration into Britain during the Middle to Late Bronze Age // Nature, 22 December 2021

Литература

  • J. P. Mallory, «Globular Amphora Culture», Encyclopedia of Indo-European Culture, Fitzroy Dearborn, 1997.
  • Mikhail M. Charniauski et al. (eds.), Eastern exodus of the globular amphora people: 2950—2350 BC. Poznań, Adam Mickiewicz University, Institute of Prehistory 1996, Baltic-Pontic studies 4.
  • Свешников И. К. Культура шаровидных амфор. Археология СССР. Свод археологических источников. — Вып. В1-27. М.: Наука, 1983. — С. 8. — 88 с.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.