Костек

Косте́к (кум. Кёстек[2][3]) — село в Хасавюртовском районе Республики Дагестан (Россия).

Село
Костек
кум. Кёстек
43°20′30″ с. ш. 46°51′03″ в. д.
Страна  Россия
Субъект Федерации Дагестан
Муниципальный район Хасавюртовский
Сельское поселение Сельсовет «Костекский»
История и география
Первое упоминание 1770
Прежние названия Костюковка
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 4551[1] человек (2010)
Национальности кумыки
Конфессии мусульмане-сунниты
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс 368025
Код ОКАТО 82254844
Код ОКТМО 82654444101
Номер в ГКГН 0140219
Костек
Москва
Махачкала
Хасавюрт
Костек
Хасавюрт
Костек

Является административным центром Костекского сельского поселения[4].

География

Село расположено к северо-востоку от города Хасавюрт.

Ближайшие сёла: на северо-востоке — Акнада и Языковка (Акаро), на северо-западе — Куруш, на юге — Чонтаул, на юго-востоке — Ново-Костек.

История

Костек — с. Терской обл., Хасавюртовского округа. Жит. 4588. Синагога, 8 мечетей, школа, 1 питейное зав., 27 торговых и 16 промышленных. Жители — кумыки.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Село Костек основано, предположительно, в 60-е—70-е годы XVII века эндиреевским князем Айдемиром Хамзиным, поселившим в этих местах выходцев из Эндирея.[5]

Костек назван городом в хронике Мухаммеда Рафи «Тарихи Дагестан», которая, по мнению А.Р. Шихсаидова, была составлена в XVI в. Это находит подтверждение в исследованиях местных краеведов, обнаруживших на  старом местоположении Костека в урочище «Торкъали татавул» надгробный памятник, датируемый 1504 г. (910 г. по хиджре).[6]

С конца XVI в. до 1732 г. село входило в состав Карагачского владения (бийлика). После ликвидации царскими войсками династии бурчебиев на территории управляемого ими Карагачского владения образовалось Костекское княжество с центром в Костеке и во главе с родом князей Хамзаевых (по-другому, Хамзиных — ветвь эндиреевского княжеского рода Айдемировых).[6]

К началу XVIII века Костек — крупный населённый пункт и центр Костекского княжества. Что описывал в своем научном труде Гюльденштедт И. А.:

В полдень я достиг татарско-кумыкской деревни Костек. Она стоит у реки Койсув… Деревня лежит на открытой равнине, и в ней насчитывается приблизительно 200 жилищ, которые все на здешний манер из переплетённых прутьев, обмазаны глиной. Деревня принадлежит князю Хамурза из семьи Шамхала. Местные жители — кумыкские татары и немного армян. Основные занятия — земледелие и рыбная ловля. Здесь видны хорошие пшеницы и ещё более многочисленные рисовые поля на низких местах Койсу, из которой они затопляются… Здесь производят ещё немного хлопка для продажи, шёлк же только для собственного употребления"

Гюльденштедт И.А.. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг., 1809 г. (г. Санкт-Петербург)

К середине XIX века село перестаёт быть центром княжества, и становится крупным торговым пунктом, в котором проводились еженедельные ярмарки. С 1876 года в селе открывается русская школа, в которой обучались дети богатых кумыкских семей, по окончании которой они поступали в военные училища и становились офицерами царской армии.

К началу XX века Костек — крупный населённый пункт Терской области, в котором, помимо кумыков, проживало также по несколько семей русских, немцев, евреев и чеченцев.[7]

Броневский, описывая Костек в 1823 году, писал:

Костеки или деревня Костюковская на Койсуве заключает в себе не более 300 дворов и ещё столько же в приписных к ней деревнях. Сия небольшая волость, имеющая границы общие с Андиреевским округом отличена под особенною статьею только по причине принадлежности оной другому княжескому колену. Оным владеют семь братьев рода Алишевых. Старший из них Муртазали, прочие Устархан, Адиль, Актол, Баммат-Мурза, Омахан и Хасай, род Алишевых имеет род участок земли в Андриеевской волости, да сверх того несколько подвластных им ногайский аулов, кочующих по луговым местам. Костюковская деревня с принадлежностями поставить может не более 600 вооружённых людей. Река Койсув изоблует рыбою, в оной ловятся осетры, севрюги, лососи, карпы, жерех и прочие, в том числе попадается шамая или кизлярская сельдь. Не смотря на то, что устье сей реки, принадлежащее Шамхалу Татарскому, запирается учугами от рыбопромышленников, платящих за них откуп, андиреевские и костюковские владельцы равномерно отдают рыбные ловли свои, по выше сей же реки лежащие, армянам и российским промышленникам на откуп, и по временам получают от того изрядный доход. Рыбу, назначаемую в прок, распластав на двое, солят и провяливают на солнце, потом употребляют оную в продажу для собственного продовольствия.

Близ Костюковской деревни находятся тёплые серные воды.

Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, 1823.

Название

Существует несколько версий происхождения названия села. По одной из них, название происходит от собственного имени Константин: якобы на месте, где располагается село, был хутор брагунского казака по имени Константин. Со временем, в хутор стали подселяться кумыки, и казака они просто называли Костик, а затем имя преобразовалось в Костек. В некоторых русских источниках встречается вариант названия — Костюковка.[8]

По другой версии, название происходит от словосочетания «кос тек» (кум. одинокий шалаш): якобы на месте поселения располагался шалаш, в котором жил одинокий старик.[7] В тюркских языках слово «костек» означает преграду. В старинной кумыкской антропонимике также присутствует мужское имя Костек.

Торговля

В Северном Дагестане одним из известных центров был Костек. «Оное место в рассуждении земледелия и скота весьма изобильно, сверх того находится в нём весьма выгодная рыбная ловля, почему и жители ведут здесь жизнь весьма благополучную» — сообщал о Костеке Я. Рейнегс. Нужно сказать, что Костек в торговом отношении уступал Аксаю и Эндирею но, судя по архивным источникам, играл большую роль в осуществлении торгово-экономических отношений не только народов Северного Кавказа между собой, но и с Россией. Здесь имелись лавки кизлярских армян, комиссионеры крупных русских предпринимателей скупали хлопок, марену, поставляя сюда «потребные вещи». Выше отмечалось, что основным сырьевым товаром, вывозимым из Дагестана, в частности из Засулакской Кумыкии, был корень дикорастущей марены. Нужно сказать, что объём поставок этого сырья для производства ценного красителя (крап) для текстильной промышленности России с каждым годом возрастал. Так, в 1768 году через Кизлярскую таможню из Эндирея было вывезено 75,5 харала марены (1132 пуд), в 1772 году — 161,5 харала и 51 мешок или 2415 пудов, и только за вторую половину 1790 года из Эндирея, Аксая, Костека, Тарков и Башлы было вывезено вместе 3212 пуд. марены на сумму 9636р. Таким образом, в XVIII в. на развитие экономики Северного Кавказа оказывали влияние такие центры внутренней и внешней торговли Дагестана, как Тарки, Аксай, Эндирей, Костек, что отвечало жизненным интересам как России, так и региона.

Также известно, что в начале XIX века жители таких сел, как Эндирей, Аксай, Костек, в том числе и ногайцы продавали в Кизляре строительный лес, сыр, рыбопродукты, сорочинское пшено и др.

Торговые отношения с Кизляром

Не менее развита была торговля Кизляра и с селением Костек, расположенным на левом берегу реки Койсув. Архивные документы, в частности рапорты с Каргинского форпоста, через который проезжали едущие из Костека в Кизляр купцы, дают представление о товарах, привозимых ими. Так, в рапорте от 4 ноября 1761 года говорится, что кизлярский купец Назар Артемьев привёз из Костека «…муки пшеничной два чувала (мешка), проса три чувала, куреги один чувал, посуды глиняной один чечень». В другом рапорте с того же форпоста от 14 февраля 1763 года говорится, что кизлярский «тезик» Баба Исмаилов привёз из Костека «шелку-сырцу два полутайка (тай- мешок, тюк), разного разбитного товару шелкового и бумажного один полутаек, один узел и трое переметные сумы, да в четырёх малых мешках миндальных орехов пшена сорочинского».

Нам кажется, что в свете приведённых, пусть и немногочисленных фактов нельзя согласиться с утверждением Н. П. Гриценко о том, что «костековцы устанавливают торговые связи с Кизляром в последней четверти XVIII века» Мы полагаем, что они возникли гораздо раньше и уже в 50—60-х годах стали постоянными.

Институт истории, языка и литературы им. Цадасы, 1965.

Не все товары, привозимые из Эндирея, Аксая и Костека, производились в этих селениях. Они служили и своего рода транзитными пунктами в торговле жителей нагорного Дагестана и Закавказья с Кизляром и Астраханью. Именно это и вызывало беспокойство царских властей, опасавшихся, что купленные в Кизляре товары беспошлинно будут провозиться через эти селения, находящиеся в российском подданстве, в Дагестан и далее в Закавказье и Иран. Поэтому, вопреки указам о невзимании пошлин с российских подданных, царская администрация требовала уплаты пошлин с эндиреевцев, аксаевцев и костековцев, что, естественно, вызывало неоднократные жалобы с их стороны. Ещё в 1755 году костековский воевода Алиш Хамзин и аксайский князь Каплан-Гирей Ахматханов писали кизлярскому коменданту, что они вместе со своими подвластными являются подданными России, «а когда же их подвластные, приезжая в Кизляр покупают лошадей, быков, баранов и прочее, то с них требуют пошлины и чрез то они против россиян несут обиду…»

Об этом же писали кизлярскому коменданту два года спустя эндиреевцы, жалуясь, что их с «их с российской стороны с верноподданными не равняют, что с ними во взятье пошлин как с чужестранным народом поступают, чем их совсем отгоняют». Царская администрация пыталась оправдать свои действия ссылками на то, что и сами кумыкские владетели взимают пошлины с российских купцов, проезжающих через их владения, и более того — отдают сбор пошлин на откуп. Так, в 60-х годах XVIII века кизлярский купец Мелкум Давыдов держал пошлинный откуп в Костековском владении, за который платил 70 рублей. Однако, не желая озлоблять кумыкских владетелей, кизлярская таможня часто отпускала им товары без взятия пошлин. Также неоднократно обходила она и указ, запрещающий прогон лошадей и скота как в кумыкские селения, так и за границу, то есть в Дагестан и прочие кавказские владения. Указ этот, изданный во время приближения войск Надир-шаха к здешним границам, был отменён лишь в 1762 году. Но сама жизнь заставила государственную коллегию иностранных дел ещё в 1747 году, то есть задолго до запрета, издать распоряжение, по которому разрешалось покупать лошадей тем из подданных (в том числе и кумыкам), «…которые к российской стороне доброхотными» являются". Из всего сказанного можно сделать вывод, что торговые отношения между Эндиреевским, Аксайским и Костековским владениями и Кизляром во II половине XVIII в. становятся более прочными и широкими. Владения поставляли в Кизляр пшеничную муку, просо, фрукты, орехи, шёлк-сырец, который, по утверждению знатоков из кизлярских купцов, был не хуже кизлярского и дешевле его, шёлковые ткани, ремесленные изделия и марену.[9]

Рыболовство

Река Койсув, на которой располагается селение Костек, по данным многих историков изобиловало рыбой. Гильденштедт в конце XVIII века писал, что в реке водятся осетры, севрюги, сомы, карпы и жерех (или нос), но лососи, которые попадались в Тереке, сюда не поднимаются[10]. Но чуть позже, в начале XIX века Семён Броневский, описывая Койсув, упоминает вместе с вышеперечисленными лососей и шамаю (кизлярскую сельдь).[11]

Население

К концу XVIII века село насчитывало около 200 домов из обмазанных глиной прутьев[10].

Известно, что в XIX веке Костек расширялся быстро. Д. С. Кидирниязов в своей книге «Взаимоотношения ногайцев с народами Северного Кавказа и Россией в XVI—XIX вв.» пишет: «Быстро разрасталось и с. Костек. Если в 1804 году в нём насчитывалось до 300 дворов, то в 1812 году уже 650».

В 1840 году население Костека составляло 2800 человек[12].

По некоторым данным в конце XIX века Костек насчитывал 742 двора и 2300 жителей[7].

В квартале Терекемеаул проживают этнически слившиеся с кумыками — терекеменцы, являющиеся также одной из этнографических групп азербайджанцев[13].

Численность населения
1889[14]1914[15]1926[16]2002[17]2010[1]
41073446245338644551
Национальный состав

По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года[18]:

НациональностьЧисленность, чел.Доля
1кумыки216488 %
2европейские евреи1145 %
3аварцы492 %
4чеченцы372 %
5персы281 %
6русские161 %
7другие[19]452 %

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года[20]:

НациональностьЧисленность, чел.Доля
1кумыки441497 %
2другие1373 %

Интересные факты

  1. В начале XX века в Костеке труд имама оплачивался в 100 р.[21]
  2. Джума-мечеть села, построенная в 1880-83 годах на средства местного бека, была на тот момент самой большой на Северном Кавказе и имела такие архитектурные отличия, как отсутствие подпорок внутри мечети.[22]
  3. В XX веке в Костеке жила женщина, которая занималась лечением больных. Осуществляла она его якобы с помощью регулярно приходившей к ней девушки-джина. Этот дар она получила после того, как сама перенесла тяжёлое заболевание. (Записано со слов А.Х 1898 г. р. и У. С 1906 г. р., уроженок с. Костек Хасавюртовского района.)[23]

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2010 года. Таблица № 11. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских и сельских населённых пунктов Республики Дагестан. Дата обращения: 13 мая 2014. Архивировано 13 мая 2014 года.
  2. Русско-кумыкский разговорник, А. М. Аджиев, К. С. Кадыраджиев, Махачкала, 1992, глава "Кумыкские географические названия"
  3. Кумыкско-русский словарь под редакцией Б. Г. Бамматова, Г. М. Оразаева. – Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2013 г. Составители: Б. Г. Бамматов, Н. Э. Гаджиахмедов
  4. Костекский сельский округ (сельсовет)* (Хасавюртовский район) (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 12 марта 2012 года.
  5. Д. Шихалиев «Рассказ кумыка о кумыках»
  6. Кумыкский энциклопедический словарь : А — Я / Кумык. науч.-культур. о-во ; сост. К. М.-С. Алиев. — Махачкала, 2009. — 216 с.
  7. Атаев Б. Край равнинный — Кумыкия. Махачкала 1996
  8. Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик. Эль-Фа. 1999.. www.apsuara.ru. Дата обращения: 27 сентября 2020.
  9. Академия наук СССР. Дагестанский филиал. Махач-Кала. Учение записки, Том 14. — Институт истории, языка и литературы им. Цадасы, 1965. — С. 164—165.
  10. Иоганн Антон Гильденштедт. Иоганн Антон Гильденштедт: 1745—1781. — С. 38. — ISBN 5020036773, 9785020036772.
  11. Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. — 2004 г.. — Peterburgskoe Vostokovedenie, 1823. — С. 191—192. — 464 с.
  12. Хаджи-Мурат Омарович Хашаев, Марк Осипович Косвен. Общественный строй Дагестана в XIX веке. — Изд-во Академии наук СССР, 1961. — 17 с.
  13. Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX — начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. — Наука, 1990. — С. 4. — 216 с. — ISBN 5-02-016761-4.
  14. Статистические таблицы населенных мест Терской области / изд. Терск. стат. ком. ; под ред. Евг. Максимова. - Владикавказ, 1890-1891. - 7 т. Т. 2. Вып. 6: Хасав-Юртовский округ..
  15. Список населенных мест Терской области : (по данным к 1-му июля 1914 года) / под ред. С. П. Гортинского. - Владикавказ : Электро-печатня Тип. Терск. Обл. Правл., 1915.
  16. Районированный Дагестан : (адм.-хоз. деление ДССР по новому районированию 1929 г.). — Махачкала : Орготд. ЦИК ДССР, 1930. — 56, XXIV, 114 с.
  17. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  18. Данные Всесоюзной переписи населения 1926 года.
  19. татары (12), немцы (2), белоруссы (1), даргинцы (1), украинцы (1), не указали (28)
  20. Данные Всероссийской переписи населения 2010 года (недоступная ссылка история ).
  21. А. Наврузов. «Джаридат Дагистан» – арабоязычная газета кавказских джадидов..
  22. Хасболат-афанди из Костека.
  23. Академия наук СССР. Етхнографие совыéтикуе, Выпуски 4-6. — 1991.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.