Королевство сербов, хорватов и словенцев

Короле́вство се́рбов, хорва́тов и слове́нцевКСХС / KSHS (сербохорв. Краљевина Срба, Хрвата и Словенаца / Kraljevina Srba, Hrvata i Slovenaca, серб. Краљевина Срба, Хрвата и Словенаца, хорв. Kraljevina Srba, Hrvata i Slovenaca, босн. Kraljestvo Srba, Hrvata i Slovenaca, словен. Kraljevina Srbov, Hrvatov in Slovencev, черног. Краљевина Срба, Хрвата и Словенаца, макед. Кралство на Србите, Хрвате и Словенците) — историческое государство на Балканском полуострове. Образовано 1 декабря 1918 года в результате объединения Сербии, Черногории и Государства словенцев, хорватов и сербов. 4 октября 1929 года было официально переименовано в «Королевство Югославия» (неофициально это название использовалось еще с 1918 года).

Независимое королевство
Королевство
сербов, хорватов и словенцев
сербохорв. Краљевина Срба, Хрвата и Словенаца / Kraljevina Srba, Hrvata i Slovenaca
серб. Краљевина Срба, Хрвата и Словенаца
хорв. Kraljevina Srba, Hrvata i Slovenaca
словен. Kraljevina Srbov, Hrvatov in Slovencev
босн. Kraljevstvo Srba, Hrvata i Slovenaca
черног. Краљевина Срба, Хрвата и Словенаца
макед. Кралство на Срби, Хрвати и Словенци
Флаг Герб
Девиз: «сербохорв. Један народ, један краљ, једна држава / Jedan narod, jedan kralj, jedna država
серб. Један народ, један краљ, једна држава
хорв. Jedan narod, jedan kralj, jedna država
босн. Jedna narod, jedna kralj, jedna država
черног. Један народ, један краљ, једна држава
макед. Една нација, еден цар, една држава
словен. En narod, en kralj, ena država
(рус. Один народ, один король, одна держава
Гимн: «Химна КСХС»
Гимн КСХС
 
 
 
 
 
Столица Белград
Крупнейшие города Любляна, Загреб, Сараево, Баня-Лука, Дубровник и др.
Язык(и) сербскохорватский, словенский, хорватский, боснийский, сербский, черногорский, македонский, венгерский, албанский
Официальный язык сербохорватский язык
Религия православие, католицизм, ислам, протестантизм, иудаизм
Денежная единица динар КСХС
Площадь 247 542 км²
Население 11 984 911 чел. (1921)
Форма правления дуалистическая монархия
Династия Карагеоргиевичи
Форма госустройства унитарная с элементами федерации
Главы государства
Король сербов, хорватов и словенцев
  19181921 Пётр I
  1921—1929 Александр I
Регент
  1918—1921 Александр Карагеоргиевич
 Медиафайлы на Викискладе

Предыстория

Идея создания единого южнославянского государства зародилась на рубеже XIX—XX веков. В результате Первой мировой войны Австро-Венгрия потерпела поражение и распалась. На территории южнославянских земель Австро-Венгрии образовалось Государство словенцев, хорватов и сербов. Под угрозой вторжения итальянских войск оно обратилось за помощью к Сербии.[1][2]

История

1 декабря 1918 года было создано единое государство. Его королём стал сербский монарх Пётр I Карагеоргиевич, а столица была перенесена в Белград. Идеологической основой государства стало «югославянство», выросшее из иллиризма: в рамках единого государства сербы, хорваты и словенцы должны были с течением времени сформировать единый югославянский народ. Это вызывало недовольство хорватской буржуазии и интеллигенции. Интеграционные процессы, основанные на сербской политической культуре, натолкнулись на отпор хорватов. Число приверженцев «югославянства» в Хорватии быстро сокращалось, росла популярность националистических идей[3][4][5]. Весной 1920 года во время проведения забастовки железнодорожников Югославии в Любляне произошли столкновения участников демонстрации с военными, повлёкшие гибель 13 человек. Видовданская конституция 1921 года провозглашала словенцев, сербов и хорватов тремя племенами единого югославского народа[6].

Титульный лист «Видовданского устава»

В составе КСХС возникло несколько словенских партий, самой крупной из которых была Словенская народная партия, которая осуждала Конституцию 1921 года как «санкционирующую гегемонию сербства, что является губительным для государства, в котором проживают три народа»[7]. На выборах в Народную Скупщину в марте 1923 года в Словении победила именно она. В Югославии словенцы добились некоторой автономии.[8] В политической системе Королевства сербов, хорватов и словенцев ведущая роль принадлежала двум сербским партиям: Народной радикальной партии Николы Пашича, перешедшей на консервативные, пансербские позиции, и более либеральной Югославской демократической партии Любомира Давидовича, отстаивающей идею единого югославянского народа. Ни одной из этих партий не удалось завоевать сколь-либо значительной поддержки у несербских народов страны, однако относительное численное большинство сербов в этническом составе населения королевства (из двенадцатимиллионного населения Югославии сербы составляли 4,7 млн, то есть 39 %[9]) позволяло радикалам и демократам попеременно находится у власти на протяжении 1920-х годов. Их главным политическим противником являлась Хорватская крестьянская партия во главе со Степаном Радичем, требующая федерализации государства[10]. В 1921 году под давлением сербских партий Учредительная скупщина Королевства сербов, хорватов и словенцев приняла конституцию («Видовданский устав»), зафиксировавшую унитарное устройство страны. Также конституция давала демократические права и свободы населению. Для 1920-х годов была характерна острая политическая борьба между радикалами и демократами, а также между сербскими и несербскими партиями, хронический политический кризис, интриги и чехарда правительств. Попытки компромисса между сербской и хорватской элитой неизменно проваливались, росло напряжение в сербо-хорватских отношениях, переходящее в районах со смешанным населением в столкновения на национальной почве. Экономические и социальные вопросы были отодвинуты на задний план и оставались нерешёнными[3]. К концу 1920-х годов обе главные сербские партии находились в глубоком кризисе, в то время как влияние короля неуклонно росло. Кульминацией стало убийство сербским депутатом двух представителей Хорватской крестьянской партии на заседании парламента 20 июня 1928 года.

Преобразование государства

В 1928 году прямо в здании парламента был убит хорватский политик Степан Радич. В результате 6 января 1929 года король распустил парламент, отменил конституцию и установил королевскую диктатуру («Диктатура 6 января») до 1931 года, а государство было преобразовано в Королевство Югославия.

Экономика

Социально-экономическое положение Королевства сербов, хорватов и словенцев в первые годы его существования было крайне тяжёлым: послевоенная разруха, инфляция, высокий уровень безработицы, нерешённость аграрного вопроса вели к волнениям в деревне и частым массовым забастовкам рабочих. На протяжении всего межвоенного периода в Сербии сохранялось полное доминирование сельского хозяйства в экономике, причём его модернизация шла крайне медленными темпами из-за мелкоземелья[11] и отсутствия капитала.

Объединение южнославянских земель вокруг Сербии не дало сколь-либо значительного толчка к развитию сербской промышленности: сказывались такие отрицательные факторы, как конкуренция со стороны словенских и хорватских предприятий, крайне низкая покупательная способность населения Сербии и более отсталых регионов, нехватка рабочей силы и финансовых ресурсов. Тем не менее, в межвоенный период в Сербии начались процессы индустриализации, прежде всего в добывающей, пищевой и табачной отраслях. Белград был полностью перестроен и превратился в крупный европейский столичный центр[3].

Права человека

В 1921 году Учредительная скупщина Королевства сербов, хорватов и словенцев приняла конституцию, названную «Видовданской», которая предусматривала целый ряд демократических свобод.

Политические права

Однако после воцарения Александра I был принят ряд мер по ограничению деятельности политических партий. Принятый 1 августа 1921 года закон «О защите государства» запретил деятельность Компартии и аннулировал 58 мандатов депутатов-коммунистов[12]. Летом 1923 года Народная скупщина предала суду в соответствие с этим законом руководство Хорватской республиканской крестьянской партии, а сама партия была запрещена[13]. Власть проводила реакционную политику, вызывая всё большее недовольство у населения.

Социальное неравенство и дискриминация

Идеологической основой государства стало «югославянство», выросшее из иллиризма. Эта концепция, однако, не признавала национальную самобытность прочих славянских народностей страны (славян-мусульман, македонских славян и черногорцев), которые официально считались сербами. Неславянские народы (косовские и македонские албанцы, боснийские и санджакские турки, венгры и немцы Воеводины) оказались на положении нежелательных этнических меньшинств, причём если в отношении венгров и немцев государственная политика была относительно толерантной, то турки и албанцы подвергались открытой дискриминации, нацеленной на выдавливание этих народностей из страны[3][14]. Одновременно поощрялось переселение сербских колонистов в Македонию и Косово[15], а использование македонского языка в учреждениях образования и органах власти запрещено. Выступления македонских славян и албанцев против сербизации жестоко подавлялись[16]. Тем не менее, македонский и албанский вопросы по своей остроте в политической жизни государства сильно уступали главной внутренней проблеме: сербо-хорватским противоречиям. Сербия являлась безусловным ядром нового государства, а сербская элита заняла доминирующие позиции в политической системе страны.

Культура

Единственная сфера, в которой удалось достичь прогресса в объединении югославянских народов. Диалекты хорватов, сербов и мусульман продолжали сближаться вплоть до формирования единого сербохорватского языка, латиница стала второй письменностью для сербов, Белград и Загреб превратились в межнациональные культурные и научные центры[3]. Белград, кроме того, стал одним из важнейших европейских центров русской эмиграции, что оказало значительное влияние на развитие югославской культуры. В литературе и искусстве этнические особенности отошли на второй план, а на первый план вышло противостояние авангарда и традиционного искусства. Доминирующую роль в 1920-х годах играл экспрессионизм, наиболее значительными представителями которого в Сербии являлись, прежде всего писатель Милош Црнянский и поэт Растко Петрович, а также, в литературе — Станислав Винавер и Драгиша Васич, в изобразительном искусстве — Зора Петрович и Милан Конёвич. В скульптуре безусловное лидерство принадлежало хорвату Ивану Мештровичу, автору монумента «Победитель», ставшему одним из символов Белграда.[17] В то же время болгарский язык и культура подвергались жесткой дискриминации и притеснению, так как власти не признавали сам факт существования болгар в стране, все южнославянские диалекты страны официально относились к «сербо-хорвато-словенским».

Адмнистративно-территориальное деление

См. также

Примечания

  1. «Государство Словенцев, Хорватов И Сербов»
  2. Ivo Banac:The National Question in Yugoslavia:Origins, History, Politics" published by Cornell University Press, 1984 pages 129-31
  3. История Югославии, 1963.
  4. Писарев Ю. А.  Создание югославского государства в 1918 г.: Уроки истории.
  5. Rudić V.  The Yugoslav idea, the former Yugoslavia and its Social and Geographical Features Архивная копия от 4 июня 2008 на Wayback Machine.
  6. История Словении, 2011, с. 296, 299, 300.
  7. Пилько Н. С. Словенцы в югославской политической жизни в 20-е — 30-е гг. XX в. // Славянский альманах. — 2015. — № 1-2. — С. 72
  8. [militera.lib.ru/common/show/index.html Военная литература. Общая история. Словения]
  9. Petranovic B.  Istorija Jugoslaviji 1918—1988. Кн. 1. — Beograd, 1988.
  10. Ћоровић, Владимир.  Историја српског народа. — Београд, 1981.
  11. В 1930 году в Сербии насчитывалось лишь 135 хозяйств площадью более 100 га.
  12. Югославия в XX веке: очерки политической истории / К. В. Никифоров (отв. ред.), А. И. Филимонова, А. Л. Шемякин и др. — М.: Индрик, 2011. — С. 251. Режим доступа: http://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/2372-2011-jugoslavija-v-xx-veke
  13. Югославия в XX веке: очерки политической истории / К. В. Никифоров (отв. ред.), А. И. Филимонова, А. Л. Шемякин и др. — М.: Индрик, 2011. — С. 252. Режим доступа: http://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/2372-2011-jugoslavija-v-xx-veke
  14. Косик В. Опыт истории страны, которой не было: Сербия в 1918—1941 годах Архивная копия от 13 декабря 2010 на Wayback Machine.
  15. После Первой мировой войны в Македонию и Косово переселилось около 60 тысяч сербов, главным образом из Хорватии, Боснии и Черногории.
  16. Rychlík J., Kouba M. Dějiny Makedonie. — Praha, 2003. — ISBN 80-7106-642-7.
  17. Протић М.  Сликарство и вајарство 20. века Архивная копия от 7 июня 2008 на Wayback Machine.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.