Каратегин
Каратегин (тадж. Қаротегин — «чёрные горы») — историческая область в Таджикистане, расположенная в горах по среднему течению реки Вахш (Сурхоб), правого притока Амударьи. У арабских географов — Рашт[1]. По сообщению китайских и арабских источников, в VIII—XIII вв. долина Сурхоба называлась Рашт (Рошт). Слово «рошт (рашт)» восточно-иранское и означает «красный», отсюда и слово Сурхоб — «красная река». Рашт в X веке соответствовал Каратегину[2] и уже был мусульманской областью[3]. Область Рашт начиная с XV века носила название Каратегин[4]. Впервые название Каратегин упоминается в «Зафарнаме» Темура и в «Бабур-наме» в конце XV и начале XVI века. Единственный город или крепость в Каратегине назывался у персидских авторов (Истахри) — Рашт или по иному Гарм[5].
В XIX веке Каратегин составляет особое бекство Бухарского ханства, граничащее на севере через Гиссарский и Алайский хребты и с Самаркандской и Ферганской областями, на востоке — условной линией, направляющейся на юго-восток от перевала Бок-баш в Алайском хребте, с Ферганой, на юге — хребтом Петра I с Дарвазским бекством и на западе — линией, проходящей меридионально через верховья Иляка, левого притока Кафирнигана, с Гиссарским бекством.
Около 9500 кв. вёрст с населением до 60 тысяч душ обоего пола. Долины рек занимают не более 1/5 пространства страны, остальные же 4/5 заняты горами. В общем Каратегин представляет горную страну, прорезанную посередине, с севера-востока на юго-запад, рекой Сурхоб (среднее течение Вахша) и заключающую в своих пределах (с севера на юг): южный склон Гиссарского и Алайского хребтов, западную оконечность Заалайского хребта, долину Сурхоба и северные склоны хребта Петра I.
Склоны первых двух хребтов, имеющих весьма значительную высоту, скалисты, труднопроходимы и населены только по ущельям и небольшим долинам правых притоков Сурхоба; через Гиссарский хребет (перевал Пакшиф — около 4000 м) Каратегин сообщается вьючным путём с верховьем Зеравшана, а через Алайский хребет (перевал Тарак) таким же путём с Ферганой. Пути эти зимой в большинстве случаев непроходимы или доступны только для пешеходов. Долина Сурхоба, протекающего по Каратегину на протяжении 165 вёрст, представляет наиболее населённую и важную часть страны; восточная часть её лежит на высоте 6 ½ т. фт., а западная (посёлок Гарм) на выс. 4520 фт. над уровнем моря.
Сурхоб в восточной части Каратегина принимает слева значительный приток Муксу, истоки которого находятся в северо-западной части Памира; остальные левые притоки ничтожны, кроме Обихингоу (Хуллес), нижняя часть коей находится в самом западном углу Каратегина; остальное же течение принадлежит Дарвазу. Ширина Сурхоба в Каратегине в верхней части 10 саж., в нижней до 250 саж. (Гарм); глубина по временам года весьма различна, летом до 3 саж. К югу от долины Сурхоба высится огромный хребет Петра I, средняя высота коего не ниже 14 тыс. фт., а отдельные вершины достигают 20-22 т. фт.; немногие перевалы, служащие для сообщения с Дарвазом, весьма трудны и зимой недоступны. Северный склон хребта к реке Сурхобу весьма крут.
Климат Каратегина континентальный и здоровый, зима продолжительна и довольно сурова; снега выпадает много; жаркое лето длится не более 2 месяцев. Население Каратегина состоит из оседлых таджиков (ок. 50 тыс.), живущих на 3 страны, и кочевых киргиз (ок. 10 т.) — на востоке.
Таджики занимаются земледелием, ремеслами и торговлей; разводят пшеницу, ячмень, люцерну, яблони, абрикосы и немного винограда. Поля сеются чаще всего под дождь, а сады и огороды орошаются искусственно. Лесов мало; отчасти на топливо идёт кизяк.
Скотоводство развито слабо; исключение составляют киргизы, у которых оно — главное занятие; продукты скотоводства и скот частью вымениваются на хлеб, привозимый из западной части Каратегина, так как киргизам своего хлеба не хватает. Промышленность развита только в виде кустарной: производство грубых тканей, вьючных мешков, теплых чулок. Предметами вывозной торговли (с Ферганой) служат овчины, шкуры лисиц, куниц и барса, чулки, ковровые вьючные мешки и т. п. Немаловажное значение имеет для Каратегина и отхожий промысел в городах Ферганской и Самаркандской областей. Административный центр Каратегина — Гарм.
Примечания
- Бартольд, Василий Владимирович. Сочинения : В 9 т. / [предисл. А. М. Беленицкого и О. Г. Большакова] ; Акад. В. В. Бартольд ; [Ред. коллегия: Б. Г. Гафуров (пред.) и др.] ; [Вступ. статьи И. Петрушевского] ; [Акад. наук СССР. Ин-т народов Азии]. — М.: Изд-во вост. лит., 1965. — Т. 3: Работы по исторической географии. — С. 445. — 711 с.
- Шаниязов, Карим Шаниязович. Узбеки - карлуки : (Ист.-этногр. очерк) / Акад. наук УзССР. Ин-т истории и археологии. — Ташкент: Наука, 1964. — С. 27. — 195 с.
- Бартольд, Василий Владимирович. Сочинения : В 9 т. / Предисл. В. Ромодина ; Акад. В. В. Бартольд ; [Ред. коллегия: Б. Г. Гафуров (пред.) и др.] ; [Вступ. статьи И. Петрушевского] ; [Акад. наук СССР. Ин-т народов Азии]. — М.: Изд-во вост. лит., 1963. — Т. 2, ч. 1: Общие работы по истории Средней Азии : Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. — С. 464. — 1020 с.
- Камалиддинов, Шамсиддин Сирежиддинович. Историческая география Тохаристана и Южного Согда по арабоязычнм источникам IX- нач. XIII вв.. — Ташкент: «Узбекистон», 1996.
- Сапаралиев Д. Этнополитическая история Оша и его окрестностей с XVIII до сер. XIX вв.. — Бишкек: Илим, 1999. — С. 61. — 144 с.
Литература
- Массальский, В. Каратегин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XIV. — С. 460.