Каратегинское бекство
Каратегинское бе́кство или Каратегинский вилайет (узб. Qorategin bekligi / Qorategin viloyati; тадж. Бекигарии Қаротегин) — административная единица в составе Бухарского эмирата, на территории современного Таджикистана. Административным центром являлся Гарм.
Каратегинское бекство | |
---|---|
узб. Qorategin bekligi / Qorategin viloyati тадж. Бекигарии Қаротегин | |
| |
Страна | Бухарский эмират |
Адм. центр | Гарм |
История и география | |
Дата упразднения | 1920 |
География
Говоря о географическом положении Каратегинского бекства, ботаник В. Ф. Ошанин писал:
Каратегином называется горная страна, занимающая все среднее течение Сурхоба. По прямой линии она имеет в длину приблизительно 150 верст, а в ширину — от 40 до 50 верст. К северо-востоку Каратегин граничит с русскими владениями, а именно: с Зеравшанским хребтом и Ферганской областью, с юга он граничит с Дарвазом и с запада — с Кулябом и Гиссарским краем[1].
Капитан Васильев, побывавший в этой стране, также писал, что вся площадь Каратегина составляет около 9800 кв. верст, причем на долину Сурхоба и его притоки приходится не более 2000 кв. верст, что составляет 1/5 всего пространства, а остальная площадь, т. е. 4/5, занята горами[2]. Городов в этом бекстве не было[3].
История
Население Каратегина, как и других горных районов, с давних времен имело тесную связь с Кокандом. Коренные жители горной страны часто шли в Коканд на заработки в так называемое отходничество[4].
В начале XIX века кокандские ханы ради расширения своей территории неоднократно устраивали походы на Каратегин и соседние с ним территории. Однако эти походы не всегда заканчивались успешно и, как правило, носили кратковременный характер. Жители горных районов на всем протяжении наступления кокандских войск активно оказывали им сопротивление[5].
Летом 1869 года Каратегин был занят кокандскими войсками. Это было последним и, вместе с тем, наиболее крупным наступлением кокандских войск на Каратегин[5]. До наступления осени того же года, в Каратегине вспыхнуло восстание и кокандский наместник был изгнан. Каратегин стал независимым, кокандским ханам не удалось окончательно покорить его[6].
Несмотря на все это Каратегин по-прежнему сохранял свое полузависимое положение вплоть до 70-х годов XIX века[7].
После присоединения Восточной Бухары к Бухарскому эмирату Каратегин был образован в бекство и здесь очень скоро были введены «бухарские порядки». Назначенные эмиром наместники сосредоточили в своих руках всю полноту административной власти[8].
Население
О численности населения Каратегина капитан Васильев после присоединения Каратегина к Бухарскому эмирату в 80-х годах XIX века сообщал, что оно в основном сосредоточилось в долине реки Сурхоб, которая представляла главную и наиболее населенную часть этого края[9].
В Каратегине, наряду с таджиками, жили киргизы[9]. По свидетельству Васильева, «из числа 51 тысячи человек. 3 тысячи — кара-киргизы, остальные же 48 тысяч — таджики»[9].
При сопоставлении этих данных о численности населения Каратегина со сведениями, приведенными в «Записке о Каратегинском владении, составленной по расспросам», обнаруживаются большие расхождения. Так, например, по данным генерала А. К. Абрамова, в Каратегине насчитывалось свыше 400 кишлаков, а количество населения «выразилось приблизительно в 100 000 душ обоего пола». По данным Б. И. Искандарова, указанное количество является преувеличенным и мало соответствует действительности. Западная часть территории Каратегина была занята таджиками, восточная — киргизами. Западная часть Каратегина, расположенная в верховьях реки Оби-Гарм, в основном использовалась в качестве летовки для скотоводства Гиссарского края[9].
Население Каратегина было сосредоточено главным образом в речных долинах Сурхоба, Обихингоу и др[3].
Культура
Основным занятием населения Каратегина было земледелие. Им занимались, главным образом, таджики. Киргизы же занимались как земледелием, так и скотоводством. Как правило, в летнее время в киргизских аулах для наблюдения за хозяйством, орошением полей оставалось несколько человек, остальные же со своим скотом выезжали на летовки (пастбища), расположенные в высокогорных долинах Каратегина[3].
Примечания
- Искандаров, 1962, p. 16.
- Искандаров, 1962, p. 16-17.
- Искандаров, 1962, p. 23.
- Искандаров, 1962, p. 35.
- Искандаров, 1962, p. 40.
- Искандаров, 1962, p. 39.
- Искандаров, 1962, p. 40-41.
- Искандаров, 1963, p. 11.
- Искандаров, 1962, p. 22.
Литература
- Искандаров Б. И. I // Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в. / Раджабов С. А.. — Душанбе : АН Таджикской ССР, 1962. — 357 p.
- Искандаров Б. И. II // Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в. / Раджабов С. А.. — Душанбе : АН Таджикской ССР, 1963. — 352 p.