Йогачара

Йогача́ра (санскр. योगाचार, IAST: yogāchāra, кит. 瑜伽派 yujia1pai4 «практикующий йогу»), также Виджнянава́да, Читтамáтра, Виджняптиматра — одна из двух основных (наряду с мадхъямакой) философских систем буддизма махаяны, Школа Йогачары сформировалась в IVV веках.

Храм Кёмидзу-дера в Киото, несущий традиции хоссо во время цветения сакуры
Храм Хорю-дзи около Нара, несущий традиции хоссо
Бодхисаттва Майтрея и ученики, центральная фигура в мифе происхождения Йогачары. Гандхара, III век н. э.
Статуи Асанги (слева) и Васубандху в Кофуку-дзи
Статуя путешествующего Сюаньцзана в Лунмыне, Лоян
Тибетское изображение Асанги и Майтрея

Учение Йогачары было особенно распространено в Тибете, в Китае (школы Фасян, Шэлунь, Дилунь), в Японии (школа Хоссо) и в Монголии.

Название Читтаматра означает только-сознание. Название Виджнянавада означает путь познания. Эту систему называют субъективным реализмом, подчёркивая, что индивидуальные кармические факторы, определяющие восприятие реальности, должны быть своими для каждого существа.

Представители йогачары

Йогачару считают произошедшей из третьего поворота Колеса Учения. Главные представители: Майтрея-Натха и Асанга (IV век), Васубандху (V век), логики Дигнага (VI век) и Дхармакирти (VII век). В Тибет учение принёс Атиша, ученик Дхармаракшиты. Элементы этого учения были приняты многими школами тибетского буддизма.

Спор между Йогачарой и Мадхъямакой

Мадхъямака утверждает, что «абсолютная реальность» неописуема словами и концептуальными умопостроениями, а достижима только в состоянии йогического созерцания. Йогачара утверждает, что сознание (опираясь на алая-виджняну) является абсолютной реальностью. Эти дебаты продолжались также в Тибете, при этом тезис Шэнтонг (пустоты других) противопоставлялся тезису Рангтонг (пустоты себя).

Имеется также синтетическое учение Йогачара-Сватантрика-Мадхъямака, которое создал Шантаракшита, это была одна из последних философских теорий, созданных в Индии до исламского вторжения.

Наибольшее влияние оказала Йогачара на школу Ньингма.

В китайском буддизме на основе Йогачары сформировалась школа Фасян, которой соответствует японская школа Хоссо.

Краткое описание философии Йогачары

В соответствии с воззрениями Йогачары, истинным является только виджняна (познание, сознание), а все явления (дхармы) и внешний мир за пределами сознания является ложным, нереальным. Реален только познающий субъект. Это положение отличает Йогачару от Мадхъямаки. При этом различается несколько уровней сознания, при этом определяется абсолютное, непрекращающееся сознание — алая-виджняна — «сознание-сокровищница», которое запускает и координирует все остальные уровни. В классической Йогачаре алая-виджняна — это не духовная субстанция, как в европейском субъективном идеализме, и тем более не Нирвана, а скорее «поток сознания», долженствующий быть пробуждённым. «Только сознанием» Йогачара считает исключительно Сансару. Если Мадхъямака использует логическое мышление только для того, чтобы продемонстрировать его внутреннюю противоречивость и таким образом вывести человека за пределы логики, Йогачара — самая сложная из всех индийских философских систем — с помощью логики устанавливает, как сознание запутывается в иллюзиях и как его из этих иллюзий вывести. Многие построения йогачаринов оказались настолько удачными, что были заимствованы остальными буддистами и фактически стали общемахаянскими. Таковы этапы пути Бодхисаттвы и теория Трёх «Тел» Будды. Йогачарины внесли большой вклад в разработку логических проблем, а также в теорию и практику буддийского тантризма — Ваджраяны.

В дальнейшем Йогачара эволюционировала в направлении классического субъективного идеализма: сознание в описании поздних йогачаринов всё больше походило на вечную, неподвижную субстанцию. В конце концов некоторые варианты йогачары вобрали в себя теорию Татхагатагарбхи — учения о природе будды, лежащей в основе всего мироздания и актуально присутствующей в каждом живом существе. Именно в таком виде Йогачара стала наиболее популярна в Китае и на Дальнем Востоке.

Три природы

Йогачара определяет три природы сознания (трисвабхава), соответствующие разным уровням:

  • Парикалпита или Воображаемая Природа — неправильное восприятие явлений, базируемое на ложных концепциях, возникших вследствие ошибок или отсутствия объективности; опредмечивание сознанием собственных идей[1].
  • Паратантра или Зависимая Природа, когда становится понятной взаимозависимость явлений; функционирование сознания через собственные механизмы причинно-следственных связей[1].
  • Паринишпанна или Абсолютная Природа — вѝдение явлений такими, какие они есть, независимо от концепций и воззрений; сознание, свободное от мысленных конструкций неизменных сущностей[2].

Таким образом йогачара утверждает, что наше восприятие внешних объектов может быть искажённым, и для восприятия любых явлений необходимы как органы чувств, так и коррелятивное сознание, чтобы восприятие могло состояться.

Модель сознания

Согласно Йогачаре, виджняна (психика, сознание) представляет собой восемь уровней[3]:

  1. Сознание зрения — распознавание цвето-формы.
  2. Сознание слуха — распознавание звука.
  3. Сознание обоняния — распознавание запаха.
  4. Сознание вкуса — распознавание вкусового ощущения.
  5. Сознание осязания — распознавание тактильного ощущения.
  6. Мано-виджняна — сознание ума, ментальное распознавание[4].
  7. Клишта-манас — омраченный ум; проецирует «эго» на любой познавательный опыт, поэтому, его еще называют адана-виджняна — «присваивающее сознание»; загрязняет опыт ложными категориями «субъект» и «объект».
  8. Алая-виджняна — «аккумулированное сознание», сознание-хранилище «семян» предыдущих опытов[5].

Первые шесть сознаний объединяются в категорию «актуально функционирующие распознавания» (правритти-виджняна) и в категорию «объектные сознания» (вишая-виджняна). Причем, в школах Абхидхармы считалось, что мано-виджняна возникает вслед за чувственными распознаваниями (зрительным, слуховым и т. д.), и опирается либо на чувственные распознавания, либо на внутренние объекты (мысли, образы и т. п.). В учении Йогачары первые шесть виджнян возникают одновременно, и представляют собой шесть параллельных «каналов» обработки информации.

Добавив к первым шести седьмое сознание «клишта-манас» (омраченный ум), философы йогачары решили вопрос об источнике эгоцентрированности опыта, который, по их мнению, не был решен в Абхидхарме[6].

Эта теория пытается объяснить циклическое существование живых существ в сансаре, механизм нового рождения и проявления кармы. В частности, ответить на вопросы, почему результаты тех или иных деяний не проявляются немедленно, и почему карма ждёт возможности проявить себя.

Для этого вводится понятие алая-виджняна, предполагающее запоминание событий и деяний; алая-виджняна является и кармической памятью, и механизмом кармического последействия. При этом, метафорически используется также понятие биджа — семя. Смысл этого понятия в том, что деяния вызывают зарождение семян, которые впоследствии прорастают и приводят к кармическим результатам. Качество и характер этих семян определяют также будущее перерождение — когда, в какой семье, в какой стране, в каком сословии, какого пола и т. д..

Кармические энергии, созданные в данной жизни, называются «энергиями привычки» (санскрит: васана). Васана создаётся и поддерживается любыми деяниями. Васана, накапливаясь, превращается в биджу (семя), семя потом прорастает и порождает снова васану, что приводит к определённого рода событиям и поведению, обусловленному прошлыми деяниями.

Концепция алая-виджняны, во-первых, объясняет непрерывность потока сознания (читта-сантана) в периоды, когда сознание не активно, и не создает новых отпечатков (сон, ступор, обморок, кома и т. п.). Во-вторых, отвечает на вопрос об основе перерождения и памяти. В-третьих, обосновывает непрерывную передачу от одного мгновения к другому кармических отпечатков («семян») и отпечатков омрачений (клеша). В-четвертых, решает вопрос о возможности постепенного очищения психики от «омрачений», посредством накопления «искусных» дхарм (кушала-дхарма) в виде «семян» и «отпечатков», а также проблему одновременного присутствия в психике «искусных» и «неискусных» (акушала) состояний (что не допускалось в Абхидхарме)[6].

Примечания

  1. Шохин В. К. Трисвабхава / Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. — С. 698. — 1045 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  2. Лысенко В. Г. Йогачара / Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. — С. 340. — 1045 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  3. Лысенко В. Г. Йогачара / Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. — С. 337. — 1045 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  4. Лысенко В. Г. Мано-виджняна / Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — 2011. — С. 434. — 1045 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  5. Шохин В. К. Алая-виджняна / Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. — С. 90. — 1045 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  6. Лысенко В. Г. Йогачара / Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. — С. 338. — 1045 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.