Ильяс Цудахарский
Ильяс Цудахарский (1829, Цудахар, Акуша-Дарго — 1904, Новоузенск, Самарская губерния, Российская империя) — известный дагестанский ученый-суфий конца XIX века, внёсший существенный вклад в развитие теории и практики суфизма в Дагестане. Халидийский шейх накшбандийского тариката.
Ильяс ибн Махмуд ибн Мухамммад ибн Амир ал-Цудахари ал-Аматхаркмаки ад-Дарги | |
---|---|
дарг. Ильяс-ХIяжи МяхIмадла урши | |
Личная информация | |
Профессия, род деятельности | Шейх |
Дата рождения | 1829 |
Место рождения | Цудахар, Акуша-Дарго |
Дата смерти | 24 апреля 1904 |
Место смерти | Новоузенск, Самарская губерния, Российская империя |
Место погребения | Параул |
Отец | Махмуд |
Учителя | Абдурахман-Хаджи ас-Сугури |
Ученики | Али-Хаджи Акушинский |
Информация в Викиданных ? |
Биография
Родился в селении Аматхаркмаки — отсёлке Цудахара — в семье свободного узденя Мухаммада. Сведения о годах рождения и смерти противоречивы. По одним данным, он родился а 1827 году, умер в 1908 году, по другим, родился в 1836 году, умер в 1904-1905 году, согласно же третьим – родился в 1829 году[1]. В Цудахаре он изучал мусульманское право у Ильяса сына Алибека. Как пишет сам Ильяс, он «изучал науки в даргинских сёлах Акуша, Муха (Муги), Хурак (Урахи)». Позже переехал в село Кака-Шура, где давал уроки мутаалимам (ученикам). В Кака-Шуре ему рассказали о шейхе Абдурахмане-Хаджи ас-Сугури, к которому Ильяс пошёл получать знания. В 1843 году Абдурахман был пленён царскими войсками в ходе Кавказкой войны и удерживался под домашним арестом в селе Нижнее Казанище, но Ильяс часто тайно к нему пробирался[2]. После смерти Абдурахмана Ильяс стал открыто проповедовать тарикат. К нему, как и к другим шейхам, получившим благословение Абдурахмана-Хаджи, отовсюду стали стекаться люди. В числе учеников Ильяса был и будущий шейх Али-Хаджи Акушинский[1]. Помимо родного даргинского языка, Ильяс знал также кумыкский и арабский. Царская администрация усматривала в такой популярности шейха возможность нового восстания, из-за чего в 1888 году Ильяс и ещё 5 шейхов (Мухаммад-Хаджияв Османов из Кикуни, Абдаллах Хаджияв из Гимры, Сулайманхаджжи из Гапши, Узун-Хаджи из Салта, Муса Хаджияв из Кукни) были арестованы и сосланы вглубь России[3][1].
В архивной справке об аресте Ильяса-Хаджи сказано: «При рассмотрении Главноначальствующего по гражданской части на Кавказе за распространение среди населения Дагестана мусульманского учения «тарикат» и вызывающего крайнее развитие религиозного фанатизма были предназначены к поселению в отдаленных местностях Сибири навсегда. Но впоследствии на их ходатайство получили — разрешение на водворение в одной из внутренних губерний. Местом водворения предназначена Самарская губерния. Под надзором полиции состоит с 20 июля 1890 года. Подвергнут главному надзору без срока. В Новоузенск выслан из Астрахани. Определенных занятий не имеет, за что получает от казны по 2 руб. 40 копеек. От роду 60 лет, женат, аттестован как «хороший»[1].
Как пишет Назир ад-Дургели, во время ссылки «К нему шли со всех концов Дагестана, Казани и других мест. У него были дружеские связи и беседы (сухба) с учеными Казани, Татарии (татар), с шейхами, некоторые из них знакомились друг с другом, кто через (письменные) послания, а некоторые — через (личные) встречи. Достопочтенный Исмаил Гаспринский ал-Крыми, редактор газеты «Тарджуман», послал ему письмо, в котором он хотел знать о способе переписки Достопочтенного Корана мелкими буквами, размером с ладонь. Шейх ответил на это согласием и отправил в его адрес стихи, выразив свою благодарность за это. После этого маленький Коран, отпечатанный в Бахчисарае, получил широкое распространение в других областях»[3].
После более чем 6–летнего пребывания в царской ссылке Ильяс тяжело заболел и находился в таком состоянии целый год. С ним в ссылке находились его супруга Заза – дочь Али (Аматулла) и сын Махмуд, которые заботились о нем[4].
Умер Ильяс Цудахарский 24 апреля 1904 года в ссылке, его тело было доставлено в Дагестан и захоронено в с. Параул. На надмогильной стеле у зиярата Ильяса Цудахарского имеется надпись на арабском языке:
«Переселился [в мир вечности] выдающийся ученый (ал-аллама), совершенный наставник (ал-муршид ал-камил) в городе Новоузенск Самарской губернии, где он находился в ссылке из-за возвышения им религии Аллаха и возрождения им Его пути. И распространилась [в тех землях] наука и тарикат. Он наставлял [на путь тариката] жителей тех областей, и распространился от него на них свет божественной сущности (файд). Он был больным девять лет и написал две великолепные книги: «Суллам ал-мюрид» и «Кифайа ал-мюрид». Когда он скончался, то был похоронен там [и находился в могиле] двадцать девять дней. Затем его сыновья Махмуд и Мухаммад по железной дороге перевезли его [тело] в ящике (табут), привезли в Дагестан и похоронили в селении Параул. После того как прошло три месяца, его могилу вскрыли, чтобы вытащить его [тело] из нее. И увидели [что он был] как живой, спящий, не изменившийся. Да будет Аллах им доволен, да освятит его душу, могилу, распространит через него свет Своей сущности (файд) и сделает пользой до конца света!»[2].
Две его дочери были замужем и остались на родине: Хаписат — в селении Каракадани Левашинского района и Написат — в селении Тебек Акушинского района[1].
Труды
Ильяс Цудахарский наиболее известен как автор двух сочинений: «Суллам ал-мюрид» («Лестница мюрида») на арабском языке и «Кифайа алмюрид фи-т-тарика ат-тавхид» («Достаточность для мюрида на пути единобожия») на кумыкском языке. Обе книги были изданы в Казани наборным способом в 1904 году[2]. Две рукописные копии сочинения «Кифайа ал-мюрид» хранятся в центральной мечети с. Параул Карабудахкентского района Дагестана. По структуре оно состоит из трех основных разделов: иман, ислам и ихсан. Ильяс пишет: «Хоть этих разделов три, в действительности, они составляют единое целое, как одно плодоносящее дерево. Корнем этого дерева является иман, стволом – ислам, а плодами ихсан». В первом разделе рассматриваются основные понятия исламской догматики: веру в Аллаха с описаниями Его атрибутов, веру в ангелов, в священные книги и другое Второй раздел этой книги посвящен некоторым вопросам мусульманского права, включает минимум, который необходимо знать тем, кто вступает в тарикат. Последний раздел посвящен вопросам суфийской этики и практики накшбандийского тариката. В этом разделе автор подробно рассматривает такие сюжеты, как порядок и условия совершения покаяния, инициация адептов в братство, практике индивидуального и коллективного зикра[2]. В другом сочинении Ильяса — «Суллам алмурид» («Лестница мурида») приводится силсила (цепочка) тарикатских шейхов, начиная от пророка Мухаммада до самого Ильяса Цудахарского[2].
Память
На месте могилы шейха находится зиярат. 21 октября 2004 года при поддержке главы Махачкалы С. Д. Амирова был проведен вечер памяти, посвященный 175-летию со дня рождения шейха. На вечере присутствовали главы администраций многих районов, представители научной и творческой интеллигенции республики и другие. С докладами выступили: С. Амиров — «Шейх Ильяс-Хаджи Цудахари — видный религиозный, общественно-политический деятель, популярный тарикатский шейх и мусульманский алим»; М. Абдуллаев — «Тарикатские воззрения шейха Ильяса-Хаджи»; А. Алибеков — «Жизненный путь Ильяса-Хаджи Цудахари»; А. Гаджимургучев — «Роль шейха Ильяса-Хаджи в духовной жизни». Затем выступили духовные деятели о тарикате Накшбанди и его значении для нравственного воспитания населения[1].
Примечания
Литература
- Абдуллаев М. А. Шейх Ильяс-Хаджи из Цудахара (1829—1904 гг.) // Мыслители Дагестана. — Махачкала: Эпоха, 2007. — С. 424—432. — 768 с.
- Ш.Ш. Шихалиев. Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX вв.: текстологический и источниковедческий разбор // Исламоведение. — 2009.
- Наврузов А.Р. Суфизм на Кавказе. Сборник статей // Махачкала: Центр иранистики факультета востоковедкния ДГУ. — 2009.
- Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых / А.Р. Шихсаидов. — 2012.