Ивашева, Камилла Петровна

Ками́лла Петро́вна Ива́шева (урождённая Камиль Ле Дантю (фр. Le Dentu); 17 (29) июня 1808 года, Санкт-Петербург, Российская империя30 декабря (11 января) 1839 года, Туринск, Тобольская губерния, Российская империя) — жена декабриста Василия Петровича Ивáшева.

Камилла Петровна Ивашева
Имя при рождении Камилла Ле Дантю
Дата рождения 17 июня 1808
Место рождения
Дата смерти 30 декабря 1839
Место смерти
Страна
Супруг В. П. Ивашев
Дети Мария, Вера и Пётр

Биография

Дочь гувернантки Мари-Сесиль в семье генерал-майора П. Н. Ивáшева. Сначала проживала вместе с матерью в доме Ивашевых, а впоследствии и сама стала гувернанткой (в Петербурге). В имении Ивашевых Камилла впервые увидела сына хозяев, Василия, блестящего кавалергардского офицера. Молодая девушка влюбилась в него, но огромная разница в социальном положении не позволила ей сделать даже намёка на любовные чувства.

Род Ле Дантю в России восходит к "Мари-Сесиль Вабль, родившейся в 1773 г. в городе Руа (в Пикардии), и ее второму мужу Пьеру-Рене Ле-Дантю (1753, Париж – 1822, Петербург). Отец Мари-Сесиль, органист в местном соборе, дал дочери неплохое образование, которое она дополняла самообразованием. Она вполне прониклась общественными идеями, царившими в конце XVIII века во Франции, а революционные события закалили и выработали в ней энергию и мужество. Жизнь она понимала как труд. В таком духе Мари-Сесиль воспитала и своих детей. От первого брака с роялистом Вармо, погибшим на гильотине, Мари-Сесиль имела дочь Сидонию (1799–1869). Второй ее муж – Ле-Дантю – коммерсант и антиквар, вел крупную торговлю с Антильскими колониями (Мартиника и Гваделупа) и тоже участвовал в политической жизни Франции. Преследуемый при возвышении Наполеона за республиканские убеждения, он эмигрировал в Амстердам, где у него имелась недвижимость.

До 1812 г. семья Ле-Дантю жила в Петербурге. Глава семьи занимался торговлей, но приходилось постепенно распродавать ценности, и, в частности, картины старых мастеров.

В связи с вторжением наполеоновских войск в Россию в 1812 г., 60-летний Пьер-Рене и 40-летняя Мари-Сесиль с детьми благоразумно решили покинуть Петербург. На купленной парусной лодке они добрались по Волге до Симбирска и обосновались здесь. Мари-Сесиль попыталась создать в Симбирске французский пансион для благородных девиц. Но местные помещики предпочитали учить своих детей на дому. Так Мари-Сесиль попала гувернанткой в семью Петра Никифоровича Ивашева".

После осуждения Василия Ивашева на каторгу девушка приняла решение открыться в своих чувствах матери, которая сообщила об этом родителям осуждённого декабриста с предложением разделить судьбу своей дочери с судьбой каторжника. Родители Василия Ивашева и его родственники благосклонно отнеслись к благородному порыву девушки и сообщили об этом сыну, который «с чувством изумления и благодарности» ответил согласием.

Разрешение на поездку к жениху Камилла получила в сентябре 1830 года и в июне следующего года выехала в Сибирь, а в сентябре благополучно добралась в Петровский Завод. Через неделю после первого свидания, в доме Волконских, состоялась свадьба Василия и Камиллы. После свадьбы Ивашевым было разрешено месяц прожить в доме, построенном для Камиллы, а затем она перешла в каземат мужа.

В 1835 году Ивашев получает разрешение переехать с семьёй в Туринск Тобольской губернии.

В браке Камилла родила четверых детей (первенец Александр умер во младенчестве), а в 1838 году в Туринск на постоянное жительство приехала её мать, Мари-Сессиль (фр. Marie-Cécile le Dentu). В это же время Василий Ивашев по проекту своего отца на присланные им деньги построил в Туринске дом для своей семьи. Счастливому браку Ивашевых не суждено было продлиться: в декабре 1839 года Камилла простудилась и умерла при преждевременных родах вместе с ребёнком, а Василий скончался ровно через год, в годовщину её похорон.

Памятник на их общей могиле до сих пор является одной из достопримечательностей Туринска.

Детям Ивашевых (Мария, Вера и Пётр) с бабушкой в 1841 году было разрешено вернуться в Симбирскую губернию, где они воспитывались у сестры их отца, Екатерины Петровны (в замужестве княгини Хованской), под фамилией Васильевы (по имени отца). По указу 1856 года им были возвращены фамилия и дворянство.

Впоследствии Мария, Вера и Пётр посвятили себя общественной деятельности. Наиболее известная из них — Мария Васильевна (в замужестве Трубникова), одна из первых русских феминисток и организаторов женского движения в Российской империи.

Альтернативная версия истории любви

Сергей Эрлих в своей диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук «Декабристы в исторической памяти (2000—2014)», защищённой в 2015 году в Санкт-Петербургском институте истории РАН, высказал предположение, что «родственники Ивашева пытались утешить любимого сына, который, согласно мемуарным свидетельствам, впал на каторге в тоску. Решили найти приемлемую для его положения государственного преступника невесту. Вспомнили о лёгкой интрижке сына с дочерью гувернантки. Связались с матерью потенциальной суженой. Оговорили условия контракта (впоследствии всё имущество родителей Ивашева было завещано его супруге). Разработали романтическую легенду…».

В подтверждение своей версии Эрлих приводит два свидетельства товарищей Василия Ивашева по Читинскому острогу. Дмитрий Завалишин писал: «Мать Ивашева купила за 50 тысяч ему невесту в Москве, девицу из иностранок, Ледантю; <…> он всё путал в рассказе о ней товарищам и о происхождении её, и о наружности, а она, приехавши, бросилась на шею Вольфу, приняв его за своего жениха». При этом Эрлих оговаривает, что «свидетельства эксцентричного Завалишина многие исследователи отказываются принимать во внимание», и тут же приводит свидетельство «скромнейшего» Ивана Якушкина, никогда не замеченного в стремлении кого-либо опорочить: «Какие причины заставили m-lle Ledentu ехать добровольно в ссылку, чтобы быть женой Ивашева, трудно вполне определить. <…> В природе её не было ничего восторженного, что могло бы побудить её на такой поступок. Имея очень неблестящее положение в свете, выходя замуж за ссыльно-каторжного государственного преступника, она <…> вступала в знакомую ей семью, как невестка генерала Ивашева, богатого помещика. <…> Обеспечивалась её будущность и будущность её старушки матери»[1].

Примечания

  1. Эрлих С. Е. Декабристы в исторической памяти. 2000–2014: диссертация … доктора исторических наук: 07.00.02 / Эрлих Сергей Ефроимович; [Место защиты: Санкт-Петербургский институт истории РАН]. СПб.: Санкт-Петербургский институт истории РАН, 2015. — С. 154. — 490 с.

Литература

  • Ульяновская Симбирская энциклопедия. — Ульяновск: Симбирская книга, 2000. — Т. 1. — ISBN 5-8426-0224-5
  • Савельева А. В. Ундоротерапия. — Ульяновск: Обл. тип. «Печатный двор», 2006. — 440 с.
  • Якушкин И. Д. Воспоминания о К. П. Ивашевой // Записки, статьи, письма декабриста Якушкина. — М., 1951. — С. 172–176

Ссылка

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.