Западнобахнарские языки
Западнобахнарские языки — группа бахнарской ветви австроазиатской семьи языков, объединяющая идиомы, распространённые на юге Лаоса (в особенности провинций Тямпасак, Аттапы и Секонг) и в приграничных районах Камбоджи и Вьетнама[1]. Общая численность носителей западнобахнарских языков в 2003 году оценивалась в 100 тысяч человек, что делает эту группу самой малочисленной из бахнарских (если кор не выделяется в отдельную восточную группу)[1].
Западнобахнарские языки | |
---|---|
Таксон | ветвь |
Статус | общепризнана |
Ареал | южные провинции Лаоса |
Число носителей | 100 000 |
Классификация | |
Категория | Языки Евразии / Австроазиатские языки |
Коды языковой группы | |
ISO 639-2 | — |
ISO 639-5 | — |
О названии
Как и остальные группы бахнарской ветви, западнобахнарская названа по географическому критерию: её ареал находится западнее, чем языки других групп. В момент выделения в 1970-х годах западнобахнарские были наименее изученной группой бахнарских языков, и Томас и Хидли выделили их чисто географически[1].
Хронология разделения и прародина
Западнобахнарские языки — одна из четырёх ветвей бахнарской ветви мон-кхмерских языков вместе с севернобахнарскими, центральнобахнарскими и восточнобахнарскими[2][3]. Всего насчитывается не менее 30 бахнарских языков, из которых западных 11 штук[1]. Наибольшее разнообразие мон-кхмерских языков наблюдается в периферийных негостеприимных регионах национальных государств, и западнобахнарская группа — не исключение[4].
Сидуэлл и Жак указывают западнобахнарскую прародину в верховьях долины реки Конг, возле административного центра провинции, Ламама[5]. Основываясь на данных сравнительной фонологии, они постулируют, что западнобахнарские — молодая диалектная цепь[5]. Отсутствие в западнобахнарских заимствований из чамских языков (при их обилии в языках северной и центральной группы) свидетельствует о том, что западная группа обособилась до появления тямов в Индокитае в первом тысячелетии, то есть, не позже начала I века[6][7].
Точная датировка отделения западнобахнарских языков затруднена их близостью между собой, фактически многие из них составляют диалектную цепь[7]. Первым от празападнобахнарского отделился язык лавен, после чего языки населения, осевшего в долине реки Конг стали постепенно расходиться с языками людей, ушедших на юг, на плато Боловен[5]. Чуть позднее из долины Конга вышла ещё одна небольшая группа, направившаяся вверху по долине реки Сенамной, сейчас их язык известен как ньяхын[5]. В результате этого ньяхын попал под влияние лавенских языков на плато, отдалившись от подгруппы ой лексически[8]. Разделение языков джру и брао произошло около 1000 года н. э., если брать среднюю скорость замены в 14 слов из списка Сводеша за 1000 лет[9].
На рубеже I и II тысячелетий располагавшиеся тогда на территории Кхмерской империи западнобахнарские языки формировали с катуическими диалектный континуум[5].
Внутренняя классификация
История определения
Первая попытка классифицировать языки этой группы принадлежит Дэвиду Томасу и Софане Сричампе. Они попытались распределить языки на основе словников, собранных в конце XIX столетия тайским дипломатом Пхрайей Прачакий-карачаком, однако их данные неполны (словники языков лави и джук отсутствуют), а результаты неконстстентны с данными исторической фонологии[10].
Сидуэлл и Жак попытались воспользоваться данными лексикостатистики для определения внутренней структуры семьи в 2000 году, но результаты этого анализа были неточны ввиду скудости данных; впоследствии они повторили анализ с бо́льшим количеством слов (хотя для лави всё равно было доступно лишь 72 слова из стословного списка Сводеша)[9].
Текущий консенсус
- Источник: The handbook of Austroasiatic languages[11]
- подгруппа лавен: джру, джук, су;
- ньяхын;
- подгруппа ой: тхэ, сок, ченг, сапуан;
- подгруппа брао: лавех, крунг, кравет.
Ой и ченг с лингвистической точки зрения являются диалектами одного языка[8]. То же верно для лавех и брао, носители которых считают свои идиомы диалектным континуумом[8].
Типологическая характеристика
Фонетика и фонология
Сидуэлл выделил западную подгруппу на основе перехода прабахнарского /[sʔ]/ → /t/: в языке западной группы джру слово «кость» звучит как ktɨəŋ, в языке центральной группы бахнарском — как kətiiŋ, а в языке северной группы седангском — как kəsiəŋ[1]. Здесь западнобахнарские проявляют себя как консервативная группа, так как только там сохранились дифтонги праязыка[12].
Севернобахнарские языки развили контраст по ненапряжённости/напряжённости гласных, которые при этом не соответствуют глухоте/звонкости идущих перед ними согласных (а сами эти согласные не подверглись оглушению); вероятно, источником этого контраста было переосмысление тембра гласных, аналогично катуическому языку пакох[13].
Остальные подгруппы бахнарских языков не остались преимущественно консервативны в фонологическом отношении, хотя в отдельных языках возникли собственные фонологические инновации: в ньяхыне все пресиллабы превратились в слоги *Ci(Cm)VCf, а в лави взрывные согласные потеряли контраст по звонкости и претерпели расщепление системы гласных на две группы, согласно тому, был ли исторически предшествовавший им согласный звонким[13][14].
Лексика
Западнобахнарские языки много контактировали с катуическими (больше других бахнарских), а также с кхмерским языком, что отражается в пластах катуических и кхмерских заимствований[4]. Так, в базовом лексиконе западнобахнарских языков много чисто катуических заимствований, которые не наблюдаются в других языках бахнарской ветви[4]. С другой стороны, в них почти нет чамских заимствований[6].
История изучения
Первыми исследователями западнобахнарских языков были тайцы: дипломат Пхрая Прачакий-карачак ещё в 1880-х годах собрал несколько списков слов языков региона, которые оставались основным источником сведений по многим языкам западнобахнарской группы вплоть до 2000 года[15].
Следующий всплеск интереса к ним произошёл в 1960—1970-х годах уже у европейских и американских лингвистов[15]. Первое использование термина «западнобахнарские языки» находится в работе Томаса и Хидли 1970 года, но лингвистические данные, позволяющие выделить эту группу, опубликованы немного позднее, в Ферлус 1974 года[16]. Полевая работа на юге Лаоса застопорилась в 1975, причиной чего была изоляционистская политика нового лаосского правительства, пришедшего к власти после войны[15].
После падения коммунистического режима лингвистические исследования региона продолжились, в 2001 году вышла монография тайской лингвистки Тхерапхан Луангтхонгкум о языках провинции Секонг, где помимо словников катуических и западнобахнарских языков приведено описание языка лави, о котором западной науке до того не было известно[15]. В 2001 году вышла грамматика джру лингвистки Паскаль Жак и материалы по брао Чарльза Келлера; в 2002 опубликованы черновики словарей джру и ньяхына, составленные Жак, а Пол Сидуэлл провёл обширную полевую работу южнее плато Боловен[4]. В 2000 году Сидуэлл и Жак выпустили сравнительный словарь западнобахнарских языков, куда включили также данные, полученные в 1960—1970-х, а в 2003 они же опубликовали сравнительный справочник западнобахнарских, посвящённый в основном их фонологии[17].
Примечания
- S&J, 2003, p. 4.
- S&J, 2003, p. 3.
- J&S, 2015, p. 183—184.
- S&J, 2003, p. 2.
- S&J, 2003, p. 10.
- J&S, 2015, p. 175.
- S&J, 2003, p. 5.
- S&J, 2003, p. 7.
- S&J, 2003, p. 6.
- S&J, 2003, p. 5—6.
- J&S, 2015, p. 184.
- S&J, 2003, p. 4—5.
- J&S, 2015, p. 277.
- S&J, 2003, p. 9.
- S&J, 2003, p. 1.
- J&S, 2015, p. 183.
- S&J, 2003, p. 1—2.
Литература
- Paul Sidwell, Pascale Jacq. A handbook of comparative Bahnaric. Vol. 1: West Bahnaric. — Canberra: Pacific Linguistics, Research School of Pacific and Asian Studies, Australian National Univ, 2003. — (Pacific linguistics). — ISBN 978-0-85883-541-2.
- The handbook of Austroasiatic languages / edited by Mathias Jenny and Paul Sidwel. — Brill, 2015. — С. 746—788. — ISBN 978-90-04-28295-7.